• пятница, 29 Марта, 01:14
  • Baku Баку 7°C

В ожидании часа икс

25 сентября 2014 | 11:10
В ожидании часа икс

В международном пресс-центре «РИА Новости» состоялся видеомост Москва - Астана - Баку на тему: «Проблемы обеспечения безопасности на Каспии в свете возможных рисков и угроз». Мероприятие проходило в преддверии намеченного на 29 сентября в Астрахани (РФ) IV саммита прикаспийских государств с участием президентов «каспийской пятерки».
О насущных вопросах взаимодействия прикаспийских государств, существующих проблемах в регионе и путях их минимизации, рисках и угрозах безопасности на Каспии, а также о темах обсуждения на предстоящем саммите говорили эксперты - участники видеомоста.
Сергей Михеев, директор Института каспийского сотрудничества, РФ:
- Важным фактором, влияющим на формирование геополитической обстановки в Каспийском регионе и взаимоотношения прибрежных государств, продолжает оставаться неопределенность правового статуса Каспия, который включает в себя такой важный аспект, как раздел его дна и акватории и связанные с этим вопросы недропользования.
Очевидно, что в переговорном процессе между прикаспийскими странами основные разногласия касаются не столько правового статуса Каспийского моря, сколько методов и пространственных пределов его раздела. Вместе с тем, несмотря на эти разногласия, прикаспийские страны принципиально договорились о принятии ключевых решений на основе консенсуса с учетом интересов всех участников, а также о развитии регионального сотрудничества. В этих условиях усилия стран «каспийской пятерки» должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:
• единодушное признание Каспийского моря уникальным закрытым водоемом, который должен иметь свой особый, отличный от других морей, правовой статус и режим;
• использование Каспийского моря исключительно прикаспийскими государствами и в мирных целях;
• формирование и развитие взаимоотношений между прикаспийскими государствами на основе добрососедства и партнерства в интересах обеспечения устойчивого и поступательного развития региона;
• содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в Каспийском и прилегающих регионах.
Экономика
Ключевым фактором, во многом определяющим состояние и развитие экономического потенциала Каспийского региона и оказывающим также влияние на геополитические процессы вокруг него, выступают углеводородные ресурсы. В связи с этим следует выработать и, по возможности, отразить на официальном уровне отношение прикаспийских государств к углеводородам как к важному, но не единственному фактору развития экономического потенциала Каспийского региона. В свою очередь, это предполагает расширение направлений торгово-экономического сотрудничества, в том числе по вопросам неэнергетического характера.
В частности, в силу своего уникального географического положения Каспийский регион является генеральной коммуникационной развязкой центральной части Евразии, где сходятся границы Среднего Востока, Южного Кавказа, Центральной Азии и Юга России, соединяющего по линии Волго-Донских гидроузлов бассейны Каспийского и Азовского морей. Это создает исторические предпосылки для формирования современного международного транспортного перекрестка, включающего сушу, акваторию, воздушное пространство, береговую линию и русла рек.
Соответствующие направления сотрудничества следует также дополнить созданием странами «каспийской пятерки» системы координации деятельности по оказанию взаимопомощи объектам морского транспорта и их экипажам в чрезвычайных обстоятельствах. Исходя из всего этого, представляется, что страны каспийской пятерки должны быть связаны единым кольцом морского, железнодорожного, автодорожного и авиасообщения.
Прикаспийским странам необходимо использовать любые возможные экономические, социальные, политические и информационные инструменты для того, чтобы экономический потенциал и вместе с ним весь облик Каспийского региона определяла не углеводородная составляющая, а именно многообразие различных направлений и сфер межрегионального сотрудничества. Моделью для этого мог бы стать ежегодный Российско-азербайджанский межрегиональный форум.
В связи с этим представляется целесообразным:
• ежегодно проводить пятисторонний Каспийский форум межрегионального сотрудничества с участием представителей уполномоченных государственных органов и деловых кругов национального и регионального уровней всех прикаспийских стран в целях повышения качества и масштаба торгово-экономической кооперации;
• осуществлять реализацию совместных проектов по линии обрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, электроэнергетики, коммуникаций, морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, судостроения, строительства объектов инфраструктуры и т.д.;
• обеспечить совместную разработку спорных месторождений углеводородов заинтересованными странами на основе соответствующих межгосударственных соглашений;
• создать единый орган, занимающийся вопросами управления логистикой международного транспортного коридора «Север-Юг»;
• создать межгосударственную систему координации деятельности по оказанию взаимопомощи объектам морского транспорта и их экипажам в чрезвычайных обстоятельствах.
Экология
При всей своей уникальности в качестве водоема и ареала обитания Каспийское море и его побережье уже давно находятся в критическом состоянии с точки зрения экологии. Вследствие экстенсивного экономического развития прибрежных государств с акцентом на добычу нефти и газа, проводимой ими милитаризации, всевозможных современных социально-экономических проблем населения данных стран, а также независящих от влияния людей климатических и прочих природных изменений, экологическое состояние Каспийского региона демонстрирует нарастающую тенденцию к ухудшению.
Печальный пример расположенного поблизости Аральского моря представляет собой серьезный стимул, побуждающий прикаспийские государства постоянно развивать единый комплексный подход по решению проблем сохранения и восстановления биоресурсов Каспийского моря.
В рамках данного подхода целесообразно обеспечить поддержание необходимого баланса между активизацией разработки природных месторождений, транспортировки углеводородов и сохранением уникальной экосистемы Каспия.
Очевидно, что сложившаяся в Каспийском регионе критическая экологическая ситуация угрожает не только растительному и животному миру Каспийского моря, но и миллионам жителей прибрежных регионов. Это лишний раз требует от всех стран углубления всестороннего взаимодействия в интересах повышения уровня охраны окружающей среды, сохранения, восстановления и рационального использования биологических ресурсов Каспия. В связи с этим представляется необходимым:
• сформировать единый механизм взаимодействия и координации совместной деятельности прикаспийских государств по защите и сохранению уникальной экосистемы Каспийского региона посредством объединения Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспийского моря со структурами Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранской конвенции);
• расширить институционально-функциональную составляющую Тегеранской конвенции посредством создания под ее эгидой постоянно действующих комитетов или рабочих групп по разным актуальным направлениям (состояние воды, колебание уровня моря, мониторинг ситуации по отдельным объектам флоры и фауны, гидрометеорология, климатические изменения и т.д.);
• обеспечить подписание прикаспийскими странами Протокола по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Протокола по ОВОС);
• создать межгосударственные природные заповедники и обеспечить их охрану;
• проводить совместные научные исследования и осуществлять разработки эффективных методов предотвращения, снижения и контроля загрязнения окружающей среды Каспийского региона.
Безопасность
Критической тенденцией последних пяти лет стала нарастающая конкуренция между Россией и Западом вокруг поставок каспийского газа на зарубежные рынки. А на фоне сложного положения в Украине Запад пытается провоцировать обострение ситуации и на Каспии, подталкивая страны региона к ухудшению отношений с Россией. Причем, как и во многих других случаях, представляется, что экономическая подоплека здесь вторична и она лишь прикрывает глобальную геополитическую игру Запада на оказание давления на Россию и ее партнеров.
Потенциально все они - Россия, Казахстан, Азербайджан, Иран и Туркменистан являются возможными целями Запада для проведения и здесь неких «цветных революций» с целью обеспечения прихода к власти более лояльных и управляемых режимов. И видимость хороших отношений с Западом на данном этапе никого не должна обманывать. Как показывает современная история, это не является гарантией неприкосновенности. Факты подобной деятельности Запада и аффилированных с ним национальных организаций есть в достаточном количестве во всех прикаспийских странах. То, что подобные «революции» могут привести к хаосу и гражданским войнам, не останавливает Запад. Это значит, что фактор «цветных революций» также является серьезной угрозой для безопасности и стабильности на Каспии.
Важным фактором активизации взаимодействия прикаспийских государств является Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, принятое на III Каспийском саммите. Хотя оно не касается вопросов военного сотрудничества, тем не менее, на его основе можно сформировать систему обеспечения коллективной безопасности в Каспийском регионе с целью совместного противодействия имеющимся вызовам и угрозам.
В этих условиях прикаспийским государствам особенно важно:
• безотлагательно рассмотреть вопросы создания и деятельности коллективной системы региональной безопасности в виде межгосударственных многопрофильных сил реагирования на кризисные ситуации и органа, координирующего их деятельность;
• определить имеющиеся и потенциальные риски и вызовы, в том числе военного характера, их источники и возможные меры для совместного реагирования на них;
• расширить практику совместного проведения прикаспийскими государствами оперативно-профилактических мероприятий и учений в интересах противодействия терроризму, экстремизму, контрабанде, незаконному обороту наркотиков, браконьерству, а также по проведению спасательных операций на море и суше;
Тофик Аббасов, политолог:
- Нерешенность правового статуса Каспия, как мы видим, никому не мешает в выполнении национальных программ вдоль береговой линии в плане судоходства и даже разработки углеводородных ресурсов. Видимо, не настал еще тот момент «Х», чтобы все впятером стороны сошлись бы для экстренного решения проблем.
С другой стороны, если есть груз нерешенных вопросов, то, естественно, он с каждым годом будет прибавлять в своем весе, так как балласт будет создавать ненужные препоны, новые лишние преграды. Тем не менее, имеются предпосылки для того, чтобы Астраханский саммит вписал яркую страницу в историю отношений прикаспийской «пятерки». Я склонен считать, что на Астраханском саммите будут достигнуты определенные подвижки, которые обеспечат дальнейшую динамику отношений. При этом геополитические процессы, которые происходят вокруг Каспийского бассейна, в относительной близости от нас, будут вносить большие коррективы. В частности, вопросы, связанные с ИГ подтолкнут глав государств быть более расторопными и динамичными в обеспечении общей безопасности региона.
Касаясь вопросов безопасности на Каспии, полагаю, что имеются определенные силы, которые уже давно под микроскопом отслеживают процессы в регионе. Все сложные моменты, расхождения позиций, которые имеются на сегодняшний день, являются мотивацией для внешних сил, чтобы растормошить обстановку, «раскачать Каспийскую лодочку», а потом найти повод для того, чтоб применить средства оперативного и мощного воздействия.
Вместе с тем я не считаю, что «цветные» революции в одинаковой степени угрожают всем пяти субъектам Каспийского бассейна. Вопрос даже не в том, что Азербайджан или другая страна - Казахстан или Россия, отличаются стабильностью, вопрос в том, насколько актуален социальный заказ на такие потрясения в наших странах. В Азербайджане, как известно, неоднократно предпринимались попытки для дестабилизации, но определяющим фактором является то, что общество не предрасположено к тому, чтобы позволить внешним силам разыграть какие-то сценарии и тем самым установить диктатуру хаоса в Азербайджане, Казахстане или России. Поэтому в этом плане мы чувствуем себя достаточно уверенно, чтобы не позволить маргинальным группам, проводникам демократии в современном обличии провернуть свои планы или формировать обстановку брожения в наших странах.
В этом плане необходимо проводить постоянные консультации между уполномоченными представителями сторон. Должен быть эффективный, оперативный обмен информацией, потому что регион очень динамичный, вместе с тем здесь есть турбулентные тенденции, которые будоражат международную повестку.
В настоящее время нет недостатка форматов, которые регулируют, регламентируют отношения «пятерки», потому что экспертные группы встречаются на постоянной основе. Кроме того, появилась динамика в проведении встреч на высшем уровне, и искать какие-то новые формы общения нет необходимости. Для того, чтобы приблизиться к заветным целям, необходимо просто подстегнуть работу действующих форматов, работающих, проводящих консультации и находящих определенные точки соприкосновения.
В Астраханском «раунде» может произойти определенный сдвиг. Для этого необходима воля политических элит наших государств, потому что, если сегодня мы отворачиваемся от проблем только лишь потому, что у нас пока еще нет времени этим заниматься, то в скором времени проблемы заставят нас повернуться к ним лицом и искать консенсус. В реальности на саммите может быть подписана только экологическая конвенция по ситуации на Каспии, а по другим вопросам остаются разногласия и принятие прочих документов на «ура» невозможно.
К сожалению, несмотря на долгие годы переговоров по статусу Каспия еще рано говорить о реальности принятия решения по этому вопросу. Значительное расхождение не столько касается южной тройки, но если учитывать, что все-таки решение будет приниматься на основе права консенсуса, то, естественно, итогового документа не будет. Тут надо просто запастись терпением и пошагово преодолевать то расстояние, которое все равно придется пройти.
Мирас Дауленов, доктор юридических наук (Казахстан):
- Неопределенность правового статуса Каспия не позволяет эффективно бороться с наркотрафиком и преступностью. Проблема безопасности заключается в том, есть ли намерения у государства взять обязательства правового характера, чтобы разделить ответственность за безопасность в регионе. Нет разделения ответственности. Поскольку статус Каспийского моря не определен, возникает вопрос, кто за какую часть отвечает. Главы прикаспийских государств могли бы заключить новое соглашение или внести изменение в действующее соглашение, чтобы предусмотреть зону ответственности, так как существующая неопределенность в этих вопросах на руку контрабандистам и другим правонарушителям.
Мы хотели бы обратиться к нашим партнерам, чтобы быть открытыми и выработать консолидированную позицию по безопасности. Проблемные вопросы могут решаться еще долго, но угрозы существуют сейчас. Если мы не выработаем консолидированную позицию и не предложим конкретные механизмы, а также ответственность, то ни о какой безопасности речи быть не может. Я надеюсь, что государства все-таки будут стремиться к выработке конкретных механизмов.
Роман ТЕМНИКОВ
[email protected]
banner

Советуем почитать