• пятница, 29 Марта, 09:40
  • Baku Баку 5°C

Этапный саммит

03 октября 2014 | 11:58
Этапный саммит

МНЕНИЕ
В предыдущем выпуске своими оценками итогов четвертого саммита глав прикаспийских стран в Астрахани в интервью газете «Каспiй» поделились ряд отечественных и зарубежных экспертов. В продолжение темы предлагаем вашему вниманию точку зрения еще троих политологов.
Расим АГАЕВ, политолог:
- В принципе можно согласиться с чрезмерно оптимистическими оценками прошедшего саммита в Астрахани, которые ему дали главы прикаспийских государств. Основания для этого имеются. Никогда еще прежде встречи представителей прикаспийских государств не заканчивались на такой позитивной ноте и с такими оптимистическими пожеланиями. То есть, никогда не демонстрировалось такое единодушие по обсуждаемым вопросам.
В целом стороны договорились об общей акватории и принципах ее эксплуатации. Но это текущие вопросы. На фоне их есть одна принципиальная договоренность, которая делает саммит этапным с точки зрения дальнейшего сотрудничества прикаспийских государств. Я имею в виду единодушное признание того, что каспийский бассейн с его уникальными запасами (биоресурсами и углеводородами) будет эксплуатироваться исключительно прикаспийскими странами. То есть, никакого иностранного присутствия здесь не предполагается. Это действительно выдающееся событие, которое помимо всего прочего создает предпосылки для большей безопасности в регионе и фактически выбивает почву из под ног тех, кто хотел бы гарантировать за собой право на вмешательство, проникновение. Все прекрасно понимают против кого эта договоренность направлена. Несомненно, что Запад будет недоволен этим и странам Каспия в будущем придется столкнуться с заявлениями аналогичными тому, которое было сделано в свое время госсекретарем США Мадлен Олбрайт относительно богатств России, которые, якобы, являясь общечеловеческими, не должны принадлежать одному народу.
Вышеуказанное заявление, нашедшее свое отражение в политической декларации глав прикаспийских государств очень важно по сути, так как является гарантией дальнейшего сотрудничества этих стран. Оно должно быть закреплено в межгосударственном договоре.
В то же время нельзя не отметить, что все высказанное на саммите носит характер заявленного единодушия. Но все проблемные вопросы, связанные с совместной эксплуатацией водной поверхности, разграничения дна, а также милитаризации Каспия еще нуждаются в проработке, согласовании и подписании без откладывания в долгий ящик. Только в этом случае тот оптимизм, который излучали в Астрахани главы государств, найдет свои документальные подтверждения.
Что касается возможности решения проблемы статуса уже на следующем саммите в Казахстане через два года, то теоретически это возможно. Но не надо забывать, что мы живем в условиях, когда международная ситуация быстро меняется. Кто мог знать еще 2-3 года, что Россия будет в шаге от войны в Украине, демократическое движение в этой стране приведет ее к потере Крыма? Таким образом, за два года до очередного саммита глав прикаспийских государств многое может случиться.
Стас ПРИТЧИН, научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук:
- По итогам четвертого Каспийского саммита на высшем уровне было подписано несколько документов, но, считаю что ключевым результатом встречи является политическое заявление, закладывающее основные принципы взаимодействия на море и его раздела. В этом документе прописаны обязательства, которые берут на себя прибрежные страны для сохранения в регионе атмосферы добрососедства и конструктивного сотрудничества. Как отметил российский президент, благодаря выработке данного политического заявления, подписание Конвенции может состояться уже на следующем пятом саммите.
К положительным результатам также можно отнести решение о проведении следующей встречи в Казахстане, причем Нурсултан Назарбаев предложил не откладывать его и встретиться уже через два года, в 2016 году. В этом же году запланировано проведение масштабных учений служб пяти государств по предотвращению чрезвычайных ситуаций. То есть, сделан серьезный шаг в работе по определению международно-правового статуса Каспийского моря.
Ильгар ВЕЛИЗАДЕ, политолог:
- Результаты встречи в Астрахани обнадеживающие и позволяют полагать, что больше половины пути к определению политико-правового статуса Каспия пройдено. Фактически сейчас страны региона вышли на финишную прямую. Впервые вопрос деления Каспия на секторы и проведение модифицированной срединной линии были вынесены за скобки обсуждаемых тем. Вместо этого Россией был предложен принцип суверенных зон. Его Москва предлагала еще в начале 90-х годов, когда только начинались переговоры по определению статуса Каспия. Затем страны каспийской «пятерки» от этого принципа отошли и сосредоточились на секторальном делении моря. В прошлом году российский МИД начал обсуждать с представителями внешнеполитических ведомств прикаспийских стран эту тематику. Естественно, каждая сторона вносила свои корректировки. За прошедший год было поведено несколько заседаний рабочих групп, в то время как прежде было не чаще одной-двух встреч, что свидетельствует о значительной интенсификации переговорного процесса.
Уже в преддверии саммита российский МИД предложил версию разделения сфер ответственности в пределах 25-мильной зоны, которая была взята за основу при выработке окончательной редакции принципов определения политико-правового статуса Каспийского моря.
Вместе с тем, следует отметить, что подписанное политическое заявление не является договором. Но может быть отправной точкой в определении статуса Каспия. Полагаю, что подписываясь под этим заявлением, главы государств, прежде всего имели в виду общепризнанную мировую практику использования подобных общих водоемов, принадлежащих не одному, а нескольким государствам. Поэтому некоторые страны, несмотря на отстаивание секторального деления Каспия, признали, что водопользование должно быть общим для всех, а судоходство не ограничиваться одним национальным сектором. Дело в том, что все прикаспийские государства рассматривают Каспий в качестве важного транспортного узла. Если же ограничить передвижение судов в пределах своего национального сектора, то это нанесет ущерб самим прибрежным государствам. К тому же такой подход не исключает секторального деления, так как государства соглашаются считать общим только поверхность моря, но дно надо будет делить. Так как основные ресурсы, а именно углеводородные, находятся на дне Каспия.
Что касается рыболовства, то биоэкологической особенностью Каспия является то, что уникальные породы рыб, обитающие в нем, нерестятся в устьях рек, а затем обитают по всему морю, то есть принадлежат всем прибрежным государствам. Таким образом, если какая-то одна страна будет осуществлять неограниченный вылов рыбы без согласований с другими странами, то весь биологический баланс моря может быть нарушен. В этом вопросе между прикаспийскими странами также нет расхождений.
Что касается проведения следующего саммита глав прикаспийских государств в Казахстане, то этот выбор мне представляется символичным и логичным. Дело в том, что в прочих странах саммит уже проходил и остался только Казахстан. А символичность будущего саммита заключается в том, что именно эта страна - единственная, у которой не возникало противоречия с другими прибрежными государствами. Поэтому Астана может сыграть соответствующую роль и помочь согласовать позиции всех стран при определении статуса Каспия. С другой стороны Казахстан та страна, которая обладает, и при любом раскладе будет обладать наибольшей долей Каспийского моря - 29%.
Кроме того, согласно международной практики есть принцип совместной разработки спорных месторождений. Это Азербайджан уже предлагал Туркменистану и может предложить Ирану. Тем более, что Азербайджан, Россия и Казахстан договорились между собой решать вопрос спорных месторождений путем их совместного использования.
Достигнутые на нынешнем саммите договоренности по экономическому сотрудничеству на Каспии могут стать основой для реализации этого принципа.
Роман ТЕМНИКОВ
[email protected]
banner

Советуем почитать