• четверг, 25 Апреля, 18:20
  • Baku Баку 21°C

Проигрыш в глобальной игре

15 октября 2014 | 14:57
Проигрыш в глобальной игре

Норвежский государственный концерн Statoil продал свою долю (15,5%) участия в проекте «Шахдениз» и аналогичную долю в Южнокавказском газопроводе малазийской компании Petronas. Отказался он и от 12,4% в Azerbaijan Gas Supply Company. Совокупная стоимость сделки - 2,25 млрд. долларов, и завершена она будет уже в начале следующего года, после одобрения ее соответствующими органами.
Сообщение, распространенное накануне, было предсказуемо еще в начале года, есть тому и субъективные, и объективные причины. Официальная версия озвучена вице-президентом норвежской компании Ларсом Кристианом Бакером и связана она с необходимостью оптимизации портфеля и усиления финансовой гибкости в целях приоритета промышленного развития и высокого роста.
На состоявшемся 14 мая в Норвегии ежегодном собрании акционеров компании одним из наиболее актуальных вопросов было прекращение нефтегазовых разработок в Канаде, Арктике, Азербайджане и Анголе.
Однако при этом не было речи о прекращении добычи голубого топлива, тем более, что ежесуточный объем добычи газа этой компанией на месторождении «Шахдениз» (на примере второго квартала 2014 года) составил 38 тысяч баррелей в нефтяном эквиваленте - это чистая прибыль примерно полмиллиона долларов в день. Потому когда Бакер заявляет о том, что «мы остаемся верными нашему бизнесу в Азербайджане, играющем важную роль в международном портфеле Statoil», возникает немало вопросов.
Кто в проигрыше?
Консорциум Statoil - один из старейших партнеров Азербайджана в таких крупных энергетических проектах, как разработка АЧГ и «Шахдениз», а также прокладка и эксплуатация нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и Южнокавказского газопровода (Баку - Тбилиси - Эрзурум).
По мнению экспертов газеты «Каспiй», озвученные норвежским газовым концерном причины принятия подобного решения не более дежурного набора слов, означающих «хорошую мину при плохой игре». Открытие на море столь крупного газоконденсатного месторождения, как «Шахдениз» - событие, случающееся не каждое десятилетие, потому выход из консорциума следует увязывать не с коммерческой составляющей. Скорее всего, это связано с вмешательством во внутренние дела правительства страны под видом защиты прав человека и необходимости их соблюдения. Финансирование Фонда «Дом прав человека», считающего долгом советовать всем странам Восточной Европы и Кавказа, составление методических пособий по «укреплению свободы», проведение ангажированных мероприятий, по большому счету, является оскорблением для местных властей, где государственность раза в четыре старше, чем в Норвегии. Однако дипломатичность и этикет не позволяют сказать «Борис, ты не прав», тем не менее, теперь консорциум поймет, что выгоднее делать бизнес, чем поучать партнеров.
Пагубная манера поучать
Кстати, манерой поучать отличается и правительство этой страны. Для наглядности приведем в пример официальный визит 13-14 января прошлого года министра иностранных дел Эспена Эйде.
На встрече с группой активистов гражданского общества и руководителей СМИ Азербайджана он «конфиденциально» обсуждал судьбу местного подразделения Норвежского «Дома прав человека» (Human Right House), сулил всяческую поддержку, заявлял о неприятии «ограничения свободы собраний, преследования журналистов, неравных возможностей для политических партий, контроля правительства над избирательными процессами и процедурами». Интересно, что бы сделал МИД Норвегии в случае, если бы глава местного внешнеполитического ведомства Эльмар Мамедъяров провел встречу с активистами гражданского общества в Осло и поддержал финансирование подрывной деятельности внутри этой страны под видом продвижения демократии?! Наверное, действия эти ограничились бы, как минимум, дипломатической нотой…
Налицо необъяснимая парадоксальная ситуация. Азербайджан как самостоятельное государство непрерывно развивается, из года в год наращивая международный авторитет, является членом практически всех важнейших международных организаций, включая ООН, ОБСЕ, Движение неприсоединения, ПАСЕ, Организацию Исламской Конференции, сотрудничая с Евросоюзом и НАТО. Это один из признанных международных доноров, лидер и хозяин множества международных гуманитарных и экономических, спортивных и общественно-политических форумов, о чем не понаслышке знают и зарубежные гости. При этом бывают они и в Армении, оказавшейся на периферии прогресса, однако надо же, - во многих надуманных и несправедливых резолюциях правительство нашей страны склоняется в качестве «нарушителя рамок и форматов», а действия руководства тех же агрессивных соседей (вспомним расстрел парламента в 1999 году, массовую бойню во время президентских выборов в 2008 году) не обсуждаются вовсе. Дипломаты Азербайджана в этом случае применяют мягкий термин «политика двойных стандартов», не вполне отражающий положение вещей. Можно было бы и пожестче, но этикет не позволяет.
Petronas не хуже Statoil
Statoil - не единственная компания, продающая свою долю в каспийских нефтегазовых проектах. Бывало это и раньше (так, состоялась продажа активов французской Total), при этом также не возникало ни малейших затруднений с поиском потенциальных покупателей. Достаточно было объявить о намерении, как тут же компании просто накидывались на очень хорошее предложение.
Уход норвежцев из проекта «Шахдениз» никоим образом не скажется на его реализации и связано это с тем, что Statoil и раньше был низкокоммерческим оператором. Несмотря на то, что первоначально у него были равные доли с британской корпорацией BP, норвежский концерн, не предлагающий никаких технологий, превратился в пассивную компанию из-за своих же действий. Кстати, столь же странной вторичной линии поведения Statoil придерживался и на российском рынке (при разработке Штокмановского месторождения).
Эксперты полагают, что действия концерна продиктованы большой долей правительственных акций, в силу чего он вынужден прислушиваться к «ценным указаниям» чиновников. Что касается пришедшей на смену ему малайзийской Petronas, эта компания имеет не худшую международную репутацию по добыче и оборотам. Так, на Каспии она ведет хорошую оффшорную добычу в Туркменистане, а ее доля в транспортировке по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан с каждым годом увеличивается. В 2012 году она транспортировала по этой ветке 3,1 млн. тонн, а в 2013 году - 3,2 млн. тонн нефти.
«Шахдениз» - коммерческий проект, и Petronas сможет в полной мере заменить в нем Statoil. Она заинтересована в расширении своих активов на Каспии, потому по определению фактически берет на себя все обязательства в рамках финансирования долевого участия в данном проекте, которые раньше были у Statoil. Так что норвежцы объективно проиграли, и поделом.
В качестве памятки напомним, что запасы месторождения «Шахдениз» оцениваются в 1,2 трлн. кубометров газа.
Долевое распределение среди участников соглашения следующее: BP (оператор) - 28,8%, NICO – 10%, «Total» - 10%, «Lukoil» - 10%, TPAO – 9%, SOCAR - 16,7%. Ранее «Total» продала свою долю участия в проекте турецкой TPAO, и после завершения сделки доля последней в проекте составит 19%.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать