• пятница, 19 Апреля, 11:33
  • Baku Баку 13°C

Любовь с первого взгляда

29 октября 2014 | 15:10
Любовь с первого взгляда
Думаю, многие со мной согласятся в том, что две бессмертные оперетты великого Узеира Гаджибейли «Не та, так эта» и «Аршин мал алан» смотреть можно до бесконечности, причем, в любой трактовке, на любом языке, в любом исполнении.
Впрочем, нет, - вопрос исполнения в любом случае остается достаточно спорным, и не только потому, что оно должно быть высокопрофессиональным и ювелирно отточенным до малейших нюансов. Здесь очень сложно после устоявшихся десятилетиями стереотипов восприятия отдельных образов или произведения в целом не просто удивить зрителя чем-то новым, а суметь убедить его в правильности новой версии.
Народной артистке Азербайджана, профессору Джаннет Селимовой это удалось. Недавняя премьера оперетты «Не та, так эта» на сцене Азербайджанского государственного музыкального театра в ее постановке представила публике известного героя Мешади Ибада и все его злоключения в совершенно ином ракурсе.
Образ Мешади Ибада знаком каждому азербайджанцу с раннего детства, он не раз глядел на нас со страниц сатирических изданий, полотен отечественных художников-карикатуристов, с театральных афиш, и даже служил украшением интерьера в виде национальных сувениров… Не говоря уже о легендарном фильме «Не та, так эта» классика азербайджанского кинематографа, известного режиссера Гусейна Сеидзаде с великим Алиагой Агаевым в главной роли. Яркая кинолента, казалось бы, не оставила никаких шансов на новое прочтение известного произведения классика, однако режиссера Селимову подобная предыстория не остановила, она в третий раз (напомним, что в разные годы постановка ею была осуществлена дважды именно на сцене Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии) решила представить сценическую версию известной оперетты, но теперь уже в совершенно новом прочтении.
Одним из главных спорных моментов любой трактовки классики, как известно, может стать исполнитель главной роли. В данном случае это Мешади Ибад, и эту знаковую роль руководство театра после обсуждения трех возможных кандидатур смело доверило талантливому актеру ТЮЗа, заслуженному артисту Азербайджана, лауреату премии «Гызыл Дервиш» Шовги Гусейнову, известному широкой аудитории зрителей по ряду интересных ролей. Хотя, в общем-то, для самого актера это было сопряжено с изрядной долей риска, но об этом позже.
Итак, оперетта «Не та, так эта». Сюжет этого произведения давно и хорошо знаком всем едва ли не с детских лет: увязший в долгах Рустам бек (заслуженный артист Алекпер Алиев) единственным правильным решением своих проблем считает брак юной дочери Гюльназ (заслуженная артистка Саида Шарифалиева) с зажиточным пятидесятилетним купцом Мешади Ибадом. Но в итоге Рустам бек жалеет о своем необдуманном решении и, сговорившись с возлюбленным Гюльназ Сервером (актер Амиль Мамедов), срывает свадьбу Мешади Ибада, которому в финале спектакля приходится жениться на служанке Сенем (народная артистка Афаг Баширгызы).
Сколько раз бы мы не смотрели это произведение, подобный финал мы привыкли воспринимать, пусть даже чисто условно, как неожиданность. Но Джаннет Селимова внесла в спектакль довольно интересный нюанс - в ее новой трактовке Мешади Ибад влюбляется в Сенем с первого взгляда и таким образом практически подписывает собственный приговор. Интересно, не правда ли? Трудно не обратить внимание на еле заметную искорку любви, которая загорается между ними в момент первой встречи в доме Рустам бека, когда пришедший увидеть свою будущую невесту Мешади Ибад, в какой-то момент едва ли не млеет от беглого взгляда служанки. Кстати, оба актера передают этот момент очень тонко, что, в общем-то, не только не ускользает от внимания зрителя, но и довольно сильно интригует его и как бы настраивает проследить дальнейшее развитие действия.
Кстати, говоря о спектакле в целом, нельзя не отметить главного, а именно то, что он, равно как и другие известные произведения Узеира Гаджибейли, для труппы Азербайджанского музыкального театра в любом случае являются как бы повторением пройденного. И только для Шовги Гусейнова образ Мешади Ибада стал дебютом на сцене музыкального театра, причем довольно успешным при всей рискованности решения актера драматического жанра выступить в оперетте, да еще в главной роли. В оперетте «Не та, так эта» Ш. Гусейнов сумел продемонстрировать не только хорошие вокальные данные, но и умение влиться в актерский ансамбль практически мало знакомого театра, что далеко не просто для актера совершенно иной школы. В чем главная причина столь удачного перевоплощения? Возможно в том, что актер с первого взгляда влюбился в бессмертное произведение великого Узеира Гаджибейли, или, может, в своего героя? Трудно дать однозначные ответы на эти вопросы, но в любом случае очень хотелось бы верить, что именно удачно созданный образ Мешади Ибада поможет актеру в дальнейшем совершить плавный переход к созданию характерных образов и тем самым еще более оправдать симпатию зрительской аудитории как в Азербайджане, так и за пределами страны.
Лала Багирзаде
banner

Советуем почитать