• пятница, 29 Марта, 10:42
  • Baku Баку 5°C

Вафа Гулузаде: Сбили, правильно и сделали (Интервью)

14 ноября 2014 | 16:33
Вафа Гулузаде: Сбили, правильно и сделали (Интервью)

На вопросы Oxu.Az отвечает политолог, бывший госсоветник Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде.
- Как считаете, может ли инцидент с ликвидацией вертолета ВВС Армении привести к еще большей эскалации напряженности в Нагорном Карабахе?
- Азербайджан и Армения находятся в состоянии войны. Из-за того, что это затянувшееся перемирие длится на протяжении более 20 лет, и народ, вроде бы, к нему уже привык, но, тем не менее, мы в состоянии войны. Несмотря на проведенную недавно в Париже, вроде бы, дружелюбную, встречу лидеров Азербайджана и Армении под эгидой президента Франции, во время визита президента Ирана в Баку армянская сторона проводит учения на линии соприкосновения войск и провоцирует Азербайджан. Я считаю, что это умышленная, целенаправленная провокация. Их вертолеты нарушали линию соприкосновения войск, и наши вооруженные силы открыли огонь, сбив этот вертолет. И правильно сделали.
Армянская сторона является агрессором, является оккупантом, но из-за того, что она имеет за спиной ядерную державу – Россию – она ведет себя нагло. Либо, она оттуда и управляется, чтобы все время срывать любые мирные шаги, направленные на урегулирование. Не исключено, что это месаж Москвы, чтобы Армения выставила Азербайджан в виде атакующей стороны.
А что касается эскалации, то она сама по себе никогда не произойдет. Ситуацию контролирует Москва, и без нее эскалации конфликта не будет.
- Если это выгодно Москве, то с какой целью? Казалось бы, это должно противоречить наблюдаемой в последние месяцы активизации азербайджано-российских отношений и сближению Баку и Москвы.
- Я неоднократно был свидетелем таких же ситуаций. После того, как Гейдар Алиев в 1993 году пришел к власти, он начал делать все, чтобы отношения между Азербайджаном и Россией, после антироссийской политики правительства Народного фронта, улучшались и были дружественными. Но сколько таких провокаций было в период Гейдара Алиева! Очень много.
Я помню известный случай, когда мы обвиняли российскую сторону в том, что она поставила Армении вооружений на 1 млрд. долларов. Наверняка помните, когда эту информацию в Госдуме раскрыл генерал Рохлин. И даже тогда, в ответ на наши вопросы, Россия отвечала в том духе, что «это одно, а наши с вами дружественные отношения – совершенно другое». Я думаю, у России сейчас такая же позиция.
- Несмотря на то, что армянский боевой вертолет был сбит на нашей территории, зарубежные СМИ далеко не всегда объективно представляют ситуацию, преподнося никем не признанный сепаратистский режим Нагорного Карабаха как самостоятельно территориальное образование. Чем вызван этот создаваемый за рубежом необъективный информационный фон вокруг данного инцидента?
- Я считаю, что информационный фон не совсем благоприятен для Армении. Знаете почему? Потому что информационный фон этот говорит о том, что конфликт нельзя урегулировать военным путем, а только мирным. Сколько мирных инициатив поддержал Азербайджан, которые Армения потопила! Поэтому все зависит от того, как к этому вопросу подходить. Была провокация. Армянская провокация привела к тому, что Азербайджан сбил их военный вертолет. На своей территории. Даже президент Ирана сказал, что карабахская проблема не имеет военного решения, и ее нужно решать только миром. А для чего нужна эскалация на линии соприкосновения войск?
Для чего нужны ежедневные атаки азербайджанских позиций, азербайджанских сел? Вы же сами видите по телевидению, как обстреливаются даже дома жителей прифронтовых сел, их скот. Временами местные жители даже не могут поднять голову, чтобы работать. Им приходится работать по ночам. Зачем это нужно? Зачем нужно держать ситуацию в таком состоянии, если Армения, как там заявляют, хочет урегулировать вопрос мирным путем? Это тоже провокация была рассчитана на то, чтобы свалить все с больной головы на здоровую.
- Как считаете, инцидент с вертолетом отдаляет перспективу урегулирования конфликта или наоборот, подстегивает интерес посредников к ее решению, как считают некоторые наблюдатели?
- Я считаю, что наблюдатели ошибаются. Если бы урегулирование было близко, то я бы сказал, что «да, это отдаляет решение». Урегулированием не пахнет! Нет ни одной известной нам детали, за счет которой мы могли бы предполагать близость урегулирования. Кто может привести такую деталь? Нет ее. Была встреча в Париже, детали неизвестны. Ничего положительного. Ранее была встреча в Сочи под эгидой президента Путина, и что? Где положительные сдвиги? Их нет. Поэтому говорить о том, что данный инцидент отодвигает урегулирование неправильно. Если бы еще что-то придвинулось, то оно еще может отодвинуться. А в нынешней ситуации об этом и говорить не приходится.
banner

Советуем почитать