• пятница, 19 Апреля, 08:28
  • Baku Баку 13°C

Арабский альянс

17 ноября 2014 | 12:05
Арабский альянс

Арабские страны Персидского залива планируют создать совместные военно-морские силы. Об этом во время 13-й сессии оборонного Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, заявил в Кувейте генсек этой организации Абдель Латиф аз-Зайяни.
Совет объединяет все монархии Аравийского полуострова: Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты. Причиной решительного шага, по словам Зайяни, стало увеличение случаев морской военной угрозы.
Военные эксперты пока думают над смыслом послания, тем более, что до сих пор упомянутые страны опираются на военную поддержку США. Однако чем черт не шутит, тем более в условиях беспрецедентной региональной и глобальной нестабильности при растущих геополитических рисках, вызвавших всплеск военных расходов упомянутых монархий.
Ненадежный партнер
Хаос арабской весны, междоусобные трения вокруг исламского возрождения и растущее напряжение в отношениях региональной коалиции с уставшей от войны Америкой вызвали устойчивый переход стран Персидского залива к более односторонней оборонительной стратегии. Страны региона осознали, что США больше не являются надежным партнером в области безопасности в условиях войны в Сирии, напряженности в Ираке, создания так называемого «Исламского государства» (ИГ). Правда, Вашингтон возглавляет номинальную коалицию противостояния, но действенна ли она?
По оценке директора отдела исследований Института военного анализа Ближнего Востока и Персидского залива в Дубае Теодора Карасика, «последние военные учения в странах региона продемонстрировали растущее значение наступательных возможностей, а не оборонительных».
Секретные бомбардировки, проведенные недавно, по-видимому, ОАЭ и Египтом по целям исламистов в Ливии (правительства обоих стран это отрицают), указывают на более силовой подход в будущем при защите своих национальных интересов, когда Запад этого не будет делать. Страны Персидского залива понимают, что они не могут отсидеться в войне с ИГ. В течение последних пяти лет они сделали большой скачок в сторону того, чтобы стать надежной военной силой. По этой именно причине во всех странах региона оборонные бюджеты продолжают расти.
Очевидно, что национальная безопасность представляет собой почти непреодолимое препятствие, в особенности, когда один из членов организации рассматривается в качестве страны, активно подрывающей других ее участников.
Причины объединения
Стоит заметить, что в течение ряда лет отношения между странами Совета находились на самом низком уровне из-за напряженности вокруг поддержки Катаром египетских братьев-мусульман. Дело дошло до того, что в марте этого года Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ отозвали своих послов из Дохи. К моменту визита министра обороны США Чака Хейгела в регион в мае этого года для обсуждения вопросов противоракетного щита в стадии реализации находились планы по исключению Катара вообще из Совета, но вопрос был урегулирован после того, как из этой страны выслали нескольких лидеров «братьев-мусульман». Страны сотрудничества арабских государств Персидского залива отложили в сторону свои разногласия, чтобы противостоять ИГ, но скандал остался далеким от его урегулирования.
В принципе, страны Персидского залива имеют совместную войсковую оперативную группу. Созданная в 1984 году, она никогда не участвовала в боевых действиях, но сыграла роль в подавлении антиправительственных протестов в Бахрейне, а также на пике арабской весны 2011 года.
Но даже в этом акте солидарности стран Персидского залива, напряженность в отношениях между ними никуда не исчезла. Кувейт и Оман отказались вмешиваться в дела Бахрейна, а предложение Катара направить в Бахрейн машины скорой помощи и медицинские бригады было отклонено.
Однако необходимость в наличии коллективных вооруженных сил и жизнеспособной оборонной промышленности стран региона росла параллельно с ростом напряженности в отношениях между странами Персидского залива и Вашингтоном. Арабские правительства, были крайне раздражены, когда президент США Обама отказался от нанесения авиаударов против режима Асада в Сирии после атак с применением химического оружия, которые в прошлом году оставили сотни погибших в пригородах Дамаска.
Среди арабских союзников Вашингтона этот инцидент собрал воедино их растущее недовольство всей ближневосточной стратегией президента Обамы. Все это в сочетании с растущей энергетической независимостью Америки с добычей сланцевой нефти и газового бума того же происхождения, а также с набирающими оборот разговорами о повороте к Азии для противостояния Китаю и привело к страны Персидского залива к решению о создании совместных военно-морских силы.
Авторитетное мнение
Комментируя решение Совета о создании совместных военно-морских сил в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй», президент Фонда политических исследований государств Каспийского региона Вафа Гулузаде сказал, что угрозы для арабских государств Персидского залива действительно существуют:
- Нестабильна ситуация в Сирии, Ливии, Ираке. Для противостояния угрозам на деньги богатых арабских стран можно построить великолепный мобильный флот и подготовить кадры для управления им в тех странах, где будут строиться корабли. Ирану это не грозит, поскольку он имеет мощный военно-морской флот и большие возможности.
Это слишком дорого и потом, они не хотят выступать в роли мирового жандарма. Участие американцев сразу же вызывает негативную реакцию на всем Ближнем Востоке. Именно участие американцев в этих операциях и является причиной возникновения террористических группировок. Потому-то США и хотят создать действенный флот арабских стран, который бы выполнял те же функции, что и флот НАТО, Франции, Италии и других стран. Американцы сегодня настроены решать все проблемы руками тех стран, которые вовлечены в эти конфликты, во все эти турбулентные события, которые происходят на Ближнем Востоке. Так сказать, действуют по принципу «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Поэтому в решении ближневосточных конфликтов будет принимать участие военно-морской флот коалиции арабских стран. Это очень удобно как с политической, так и с военной точки зрения. Я думаю, что это очень умное и продуманное решение.
После того как в США, Великобритании, Франции будут построены корабли для арабского флота он и будет выполнять задачи по борьбе с ИГ, с режимом Асада, с теми кто дестабилизирует обстановку в Ливии.
Кстати, было бы уместно, если бы арабские страны выкупили для своего военно-морского флота два вертолетоносца «Мистраль», построенных Францией для России.
***
Начало недовольству арабских монархий было положено речью Барака Обамы в 2009 году в Каире. Его подход к «арабской весне» был воспринят ими как угроза для их режимов, а его отношения с Израилем как безразличные. Появление Исламского государства из сирийского вакуума поставило регион лицом к его следующей большой угрозе. Война может продлиться на десятилетия, в то время как битва с идеологией, которая является питательной средой для ИГ, никогда не будет выиграна.
На фоне этого существует растущее ощущение того, что Америка хочет уйти из региона и не хочет быть более вовлеченной в ближневосточные дела. Но это может произойти лишь после того, как у стран Персидского залива будут заложены прочные основы обороны, лежащие в философских началах этой стратегии, по мере их продвижения к большей военной независимости.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать