• четверг, 28 Марта, 21:16
  • Baku Баку 13°C

Неужели революция?

20 ноября 2014 | 13:57
Неужели революция?

РЕГИОН
Свершилось! Президент Ирана Хасан Роухани на пост министра науки, исследований и технологий выдвинул аполитичного, далекого от исламской идеологии профессора Фахратдина Ахмади Данеш Аштиани.
Правда, парламент страны отклонил эту кандидатуру, но дело сделано - глава государства при представлении кандидата заявил, что атмосфера в местных университетах должна быть научной и культурной, далекой от политики, и что его правительство придает первостепенное значение продвижению научно-технического прогресса в стране.
Хасан Роухани лично принял участие в открытом заседании парламента, чтобы защитить предложенную кандидатуру. Однако за Аштиани проголосовали 70 депутатов, против - 171, 16 - воздержались. Кстати, ранее с более позитивными результатами депутаты «прокатили» такого же аполитичного профессора Махмуда Нили Ахмадабади (за - 79 депутатов, против - 160, семеро воздержались).
Все относительно
Несмотря на то, что Роухани не удалось провести на пост министра науки, исследований и технологий своего человека, цифры говорят сами за себя - примерно 30% парламента за то, чтобы науку возглавлял технократ, а не клерикал. В условиях крайне идеологизированной системы управления это дорогого стоит и свидетельствует о том, что иранское общество устало от власти аятолл и находится в ожидании перемен.
Итоги «зеленой» революции июня 2009 года показали, что в Иране не созрели серьезные предпосылки для свержения режима и значительная часть народа в большей или меньшей степени поддерживает ее и не готова идти с ней на конфронтацию. Однако не вызывает сомнений, что недавние волнения стали самым серьезным «звонком» для религиозно-политического руководства ИРИ со времен начала войны с Ираком.
По мнению директора Ближневосточного центра Университета штата Юты, профессора Бахмана Бактиари в его личном блоге, акции протеста пятилетней давности покачнули иранское руководство и ввергли его в худший политический кризис за всю историю. «Очевидно, что режим Хомейни и его последователей столкнулся не просто с усилением партийной борьбы внутри иранской политической системы, а с исключительно мощным оппозиционным движением народных масс», - считает он.
В результате этих волнений власти Ирана начали наконец осознавать, что в широких слоях общества созрело серьезное недовольство политической системой, существующим социально-экономическим положением: безработицей, коррупцией, демагогией отдельных лидеров, неоправданно жесткими наказаниями за ряд уголовных преступлений.
Им предстоит ответить на вопрос - как реагировать на культурное и мировоззренческое влияние Запада, все глубже проникающее в сознание многих иранцев благодаря современным средствам коммуникации, с которыми бессмысленно бороться сугубо административными запретительными методами. Для властей очевидно, что необходимо как можно скорее избавиться от наиболее вопиющих, с точки зрения либерально мыслящей части населения, явлений современной действительности.
Люди ждут перемен
Как считает немецкий политолог из Кельна Зибо Янсен, Роухани стал президентом Ирана потому, что избиратели жаждут реформ на экономическом, социальном и культурном уровнях. «Иранцы желают и улучшения ситуации с правами человека, и в большинстве своем доверяют новому руководству. Настроение людей может быстро и резко измениться, если оно в скором времени не начнет проводить обещанные реформы», - считает он.
И действительно, хоть и второе лицо в государстве президент Ирана (после верховного аятоллы), у него большие возможности. Многое зависит от того, удастся ли ему убедить в правильности и необходимости преобразований духовного лидера Ирана аятоллу Али Хаменеи. Потому очень важно, какие у них сложатся личные отношения. Кроме того, страна в трудном экономическом положении, не в последнюю очередь из-за санкций, потому подвижки в урегулировании ядерного вопроса решат многие ее проблемы. Однако без либеральных реформ настоящее движение вперед невозможно, ибо большей части народа действительно надоело идеологическое давление. Люди хотят постепенного перехода к нормальному обществу и действия Роухани, вызваны как раз осознанием необходимости идти на компромисс с реальностью.
Итак, в Иране пытаются осторожно начать реформы. Понятно, что предпринимаемые иранскими реформаторами шаги паллиативны, но, как говорится, вода камень точит.
Р.МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать