• четверг, 28 Марта, 22:03
  • Baku Баку 13°C

Родина обетованная

21 ноября 2014 | 17:50
Родина обетованная

ИСКУССТВО
Имя этого талантливого композитора, дирижера, педагога, народного артиста СССР, профессора и, наконец, нашего знаменитого соотечественника Мурада Кажлаева знакомо каждому бакинцу, который хотя бы раз слушал его неповторимые мелодии.
«Взяв когда-то за руку музыку своей родины, он вывел ее в большой мир и сказал: «Ты прекрасна. Пусть о тебе узнают все!», - и это было счастье. В это поверили все, и прежде всего она сама, музыка гор, удочеренная Мурадом…». Так писал когда-то о Мураде Кажлаеве его друг, известный дагестанский поэт Расул Гамзатов. Представитель одной из народностей Кавказа - лакской - Кажлаев принадлежит к числу основоположников профессиональной музыки Дагестана, чье творчество неразрывно связано с жизнью и музыкой его прекрасной родной земли с интереснейшей историей и богатым самобытным фольклором.
М.Кажлаев родился и вырос в Баку, окончив Азербайджанскую государственную консерваторию им. Узеира Гаджибейли (ныне Бакинская музыкальная академия), около 20 лет проработал в Академическом Большом концертном оркестре им. Юрия Силантьева в Москве. Сочинения маэстро заслуженно пользуются большой популярностью не только в России, но и за рубежом: в Австрии, ФРГ, Англии, США, Японии, Чехии, Турции, Египте, Болгарии, Италии, где неоднократно отмечались международными премиями М.Кажлаев совмещает свою любовь к кавказским народным мотивам, джазу, популярной музыке с композиционной техникой XIX века и советского времени. Его музыка ярко темпераментна, лирична, искренна и, что очень важно, оригинальна. И вот после пяти лет разлуки с родным городом маэстро вернулся в Баку вместе со своей супругой Валидой Исламовной, чтобы обрадовать соотечественников великолепным концертом. В Азербайджанской государственной филармонии им. Муслима Магомаева при поддержке Министерства культуры и туризма страны был организован авторский вечер композитора, чьи произведения исполнила всемирно известная пианистка Чисату Кусуноки.
По окончании концерта М. Кажлаев любезно согласился дать интервью корреспонденту газеты «Каспiй», в котором подробно рассказал о своей семье, о любви к родному городу и ближайших творческих планах.
- Мурад Магомедович, как вам новый облик нашей столицы?
- В последний раз в Баку я был пять лет назад, когда город еще не был настолько красив. Сейчас же я просто не узнаю его. Баку стал сказочно красивым. Вчера мы с Валидой ханым решили посетить место, где я когда-то жил - район «Бешмяртябя». К сожалению, там многие здания разрушили, но мой дом еще остался и это меня обрадовало. Грустно стало лишь от того, что я не встретил там людей, с которыми когда-то играл в нашем дворе, дружил, учился. Их практически не осталось. Время так быстро летит, что ничего не замечаешь. Отныне обещаю почаще приезжать в Баку, потому что теперь я живу в Дагестане, а это не очень далеко от Азербайджана.
- Но для вас Баку также город, в котором вы встретили свою первую и единственную любовь…
- Да, вы правы. Я могу смело сказать, что всем, что у меня есть, обязан своей Валидочке. И лучшие мои произведения: «Горянка», «Любовь моя, печаль моя», «Валида» я посвятил именно этой прекрасной женщине. Вот и сейчас она пришла вместе со мной на интервью. То, о чем я могу забыть, ей всегда удается помнить, поэтому у нас ничего никуда не девается, все бережно хранилось много-много лет. И теперь все постепенно передается в школу, в наш музей. Валида – мое самое главное везение в жизни, только она может выдержать такого субъекта как я! Мы уже больше 55 лет вместе.
- А как начиналась ваша любовь?
- Наши семьи дружили всегда. Еще когда мы жили в Азербайджане, а ей было 4 года, мне шутливо сказали: «Вот твоя невеста!» Я ей тогда даже короткую мелодию сочинил и записал ее на листочке бумаги, который до сих пор бережно у нас хранится. Позже мы потеряли связь, возобновилась она спустя годы на пляже в Сочи. Помню, меня кто-то окликнул: «Мурадик!» Смотрю, стоит передо мною 12-летняя девочка, а позади - ее тетушка. Я ей тогда назначил свидание в кафе, но она не пришла, тетя не разрешила. Я тогда был тот еще мачо. Длинные волосы, одежда по последней моде, мотоциклы, на которых я участвовал в гонках, подружки… Как говорили тогда - стиляга! Ну, в общем, потерял я снова свою Валидочку. Как-то, уже в 1957 году, 7 ноября, прогуливаясь в Москве по улице Горького с девушкой, в толпе я случайно наступил на ногу какой-то женщине, и вдруг понял, что это моя будущая теща, ведь рядом стояла она - очаровательная 16-летняя Валида, слушая, как не переставая, ворчит ее мама. С тех пор я уже не отпускал свою возлюбленную, привез ее в Дагестан, а спустя год мы поженились. Я старше нее на десять лет.
- Хотелось бы знать, в вашей семье сохранились азербайджанские традиции?
- Да, Валида ханым делает для этого все возможное. Она часто готовит азербайджанские блюда. Больше всего мне нравится, как она готовит дюшбере. Она делает их очень маленькими.
- Чем вы сейчас занимаетесь?
- Всю жизнь мечтал открыть школу для одаренных детей. Сейчас у меня есть замечательная школа в Дагестане - единственная такого рода на Северном Кавказе. В первом наборе было 36 учеников, а сейчас уже 270. Пусть из этого числа только пятеро окончат школу, но это будут очень хорошие музыканты. Школа существует пять лет, и среди наших выпускников уже три лауреата международных конкурсов, причем, очень талантливых.
- Вы много и весьма успешно работали в кино. Не собираетесь вновь начать писать музыку для экрана?
- Действительно, я написал музыку к сорока двум фильмам. Бывало, садился за работу и две недели не поднимал головы: с утра до вечера музыка, хронометр… Валюша меня кормит, а я даже не знаю, какое сегодня число. И сейчас, если получу заказ на музыку к серьезному фильму, возьмусь. Но сценарии криминальных сериалов, что предлагают сегодня, я не хочу даже читать.
- Как относитесь к современной эстраде?
- Мне даже в страшном сне не могло присниться, что я доживу до такого времени, когда в эфире не смогу услышать ни одного сочинения своих знаменитых коллег. С утра до вечера только попса. Я еще сохранил энергию, не унываю. А ведь многие прекрасные композиторы, музыканты вообще ушли в подполье, они списаны.
- Но ведь есть и молодые композиторы, которые пишут серьезную музыку. Как вы оцениваете их работу?
- На этот вопрос трудно ответить, потому что практически исчезла возможность знакомства с их творчеством. Ведь раньше в Союзе композиторов ежегодно проходил пленум, и мы могли обсуждать сочинения молодых авторов. Сегодня это практически невозможно.
- Часто ли вы обращаетесь к творчеству азербайджанских композиторов?
- Да, они всегда у меня на первом месте. Даже Чисату я заставил сыграть песни азербайджанских композиторов, и она выбрала произведения Гара Гараева и Фархада Бадалбейли. Наше сотрудничество еще будет продолжаться, поэтому все еще впереди.
- А почему именно Чисату Кусуноки вы выбрали из всех пианистов? И как вы нашли друг друга?
- Как-то в Лондоне на концерте великого пианиста Лазаря Бермана она впервые услышала в его исполнении мои произведения, которые ей настолько понравились, что она решила найти меня. Мой ученик, проживающий в Канаде, помог ей в этом и с тех пор мы работаем вместе. Она по всему миру исполняет мои произведения. Это для меня большая честь. Чисату очень талантлива. Мы планируем после Баку дать концерт и в Дагестане, и вообще у нас еще много общих планов на будущее.
- Не хотите ли бы поделиться ими?
- Их очень много. Мы хотим записать еще несколько моих сочинений. Сейчас я просто меньше пишу большие произведения. Больше предпочтение отдаю фортепианной музыке. Может, это все потому, что я работаю с молодыми исполнителями, которые играют только на рояле. Скоро мне исполнится 85 лет. Я хочу отметить эту дату на торжественно уровне в Дагестане, позже уже в Баку. Намерен написать джазовый концерт для фортепиано с оркестром специально для двух своих самых талантливых исполнителей. Одной из них точно будет Чисата.
Кямаля АЛИЕВА
banner

Советуем почитать