• пятница, 29 Марта, 18:15
  • Baku Баку 14°C

Кто будет третьим?

25 ноября 2014 | 13:25
Кто будет третьим?

МНЕНИЕ
Ситуация в Украине, непрекрашающиеся на ее территории боевые действия между правительственными войсками и силами сепаратистских образований - ЛНР и ДНР, продолжают оставаться в центре внимания мировых СМИ, политологов и политиков.
Своими взглядами на положение дел в этой стране, взаимоотношения Киева, Москвы и Запада с читателями газеты «Каспiй» делится российский политолог, доктор политических наук, руководитель Группы мобильного мониторинга ситуации Роман ЕВСТИФЕЕВ.
- Ситуацию в Украине, на мой взгляд, характеризует активная деятельность и конфронтация нескольких политических сил, не всегда адекватно представленных на формально-политическом уровне. Хрупкость и уязвимость созданной в этой стране политической модели позволила достаточно быстро заместить желание договариваться мирным путем у самых крайних конкурирующих друг с другом участников. Это и определило то, что именно крайние являются сегодня главными сторонами конфликта, оставляя между собой подавляющее большинство населения Украины.
С одной стороны - это сторонники националистического, в основном, антироссийского курса. С другой стороны - действия самой России и тех, кто ее поддерживает в Украине, включая как жителей страны, так и российских граждан, активно действующих на ее территории (как по своей инициативе и в рамках своего понимания ситуации, так и как часть политики российского руководства). Плюс ко всему в конфликте задействованы средства массовой информации обеих соседних государств.
В результате большая часть граждан Украины, несмотря на явно выраженную мирную волю на прошедших недавно выборах, пока не в состоянии политическими средствами диктовать свои условия радикалам. Отсюда радикализация конфликта вплоть до регулярных военных действий.
Можно отметить весьма сложную структуру взаимоотношений основных участников конфликта и заинтересованных сторон, что само по себе не позволяет говорить о возможности простых решений.
- Как дальше будут развиваться взаимоотношения Киева с сепаратистскими образованиями - ДНР и ЛНР?
- В этой ситуации, перспективы политического урегулирования на Востоке Украины кажутся пока весьма призрачными. Взаимоотношения официального Киева с ЛНР и ДНР вряд ли в обозримом будущем будут теплыми, давление западных стран на Россию также, видимо, не способствует потеплению взаимоотношений с киевскими властями. Налицо определенный тупик, выходом из которого может быть только политическое отступление одной из сторон, причем для лидеров ЛНР и ДНР такое отступление оказывается синонимом их ликвидации, и как политической силы, и, боюсь, как людей. Для лидеров Киева и Москвы такое отступление чревато большими репутационными потерями и политическими рисками, что, конечно, несравнимо с риском для жизни, но в сложившейся ситуации воспринимаемыми наравне с физической гибелью.
- Насколько велика вероятность распространения украинского кризиса на сопредельные страны, в частности, на Беларусь и Молдову?
- Вмешательство и усилия третьих стран пока не приводит к сколько-нибудь заметным результатам. Хотя обеспокоенность катастрофическими последствиями военных действий для региона выражают не только близлежащие страны. Именно они ощущают близость украинского кризиса и обоснованно опасаются его разрастанием и повторением в их собственных странах. В меньшей степени украинский сценарий, на мой взгляд, угрожает Беларуси, как по ряду объективных причин, так и с учетом фактора Лукашенко. Тем не менее, это не означает, что попыток использовать наработанный опыт на другой территории больше не будет. В Молдове ситуация иная. Там уже есть и политические силы, и объективные условия для радикализации ситуации, например, в Приднестровье. Однако это не предрешено, и дальнейшее развитие будет зависеть от многих факторов, включая, конечно, итоги украинского кризиса.
- Следует ли ожидать в ближайшее время вспышки новой войны, попытки Киева взять реванш?
- Я полагаю, что чем дольше будет длиться конфликт в Украине, чем более радикальными буду методы разрешения этого конфликта, тем вероятнее распространение этих методов и возникновения подобных конфликтов в соседних странах, а, может быть, даже и в не очень соседних. Очевидно, понимание этого может дать толчок каким-то новым договоренностям на постсоветском пространстве и вообще в мире, включая инициирование создания новых союзов и блоков. Вместе с тем, как показывают обсуждения украинского вопроса на международных форумах, включая Совет Безопасности (СБ) ООН, пока не найдено какого-то общего действенного решения, кроме требований соблюдения Минских протоколов, придерживаться которых призывают все участники конфликта. Но при этом же все, в той или иной мере, их нарушают. Позиция членов СБ, выраженная на экстренном заседании 12 ноября 2014 года, показала, что в мире пока нет общего согласия в вопросе определения ответственных за сложившийся кризис, страны-члены СБ явно разделились на две равносильные группы, одна из которых осуждает действия России и считает именно ее виновницей кризиса на Украине (США, Великобритания, Люксембург, Литва, Франция, Австрия). Страны же второй группы крайне осторожны в своих обвинениях и предпочитают призывать всех участников конфликта к соблюдению достигнутых договоренностей, подтверждая принцип невмешательства во внутренние дела других государств (Китай, Аргентина, Чили, Иордания, Нигерия, Чад, Южная Корея). Несколько особняком стоит Руанда, позволившая себе выступить с более резкой позицией, чем другие африканские страны - члены Совбеза.
- Каково ваше видение дальнейшего развития ситуации в Украине?
- Сценарии дальнейшего развития ситуации в Украине будут зависеть от целого ряда факторов, среди которых важнейшими являются три взаимодействия: отношения официального Киева с ЛНР и ДНР (включая отношения с лидерами непризнанных образований и жителями этих восточных регионов Украины), отношения российского и украинского руководства, а также отношения Москвы с другими странами, прежде всего, с той коалицией государств, которая включила в отношении России санкционный режим. Это взаимосвязанные отношения, но которые, тем не менее, обладают определенной самостоятельностью и собственным значением. Прорывы, как и провалы, по любому из этих направлений могут существенно изменить всю ситуацию. Однако окно возможностей урегулирования конфликта не такое широкое, по всей видимости, уже невозможно полное прекращение военных действий без вмешательства третьей стороны. Россия пока демонстративно пытается показать невосприимчивость к санкциям и предлагает рассматривать введенные санкции в качестве предпосылок для развития российской экономики. Перемены в мыслях и идеях российского руководства, если и происходят, то идут пока медленно и незаметно. Иными словами взаимоотношения России и стран Запада пока остановились на стадии оценки эффективности санкций.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать