• пятница, 19 Апреля, 20:20
  • Baku Баку 24°C

Мишень - мусульмане Болгарии

27 ноября 2014 | 13:55
Мишень - мусульмане Болгарии

РЕГИОН
Полиция и сотрудники госбезопасности Болгарии вот уже несколько дней как проводят совместные акции против мусульман в городах Пазарджик, Пловдив, Смолян, Асеновград и Хасково.
Автопатрули
В частности, накануне былди блокированы все улицы и дороги пасарджикского квартала «Восток», где проживает около 25 тысяч цыган исламского вероисповедания, проведены обыски, блокирована местная мечеть, где также «обнаружена и изъята запрещенная экстремистская литератур и прочие предметы, связанные с пропагандой агрессивного исламизма».
По промежуточным итогам операции задержан местный проповедник Ахмед Муса Ахмед, который ранее уже был осужден по так называемому «делу имамов». Чтобы громче звучало, ему инкриминировали создание подпольной группировки «сочувствующих террористам ИГ в Сирии».
Не знаю, может быть, Болгария «с луны упала», но в континентальном уголовном праве нет понятия «сочувствие», - наказывают по делу.
Дальше - больше
По завершении операции в Пазарджике спецназ посетил крупнейший мусульманский квартал «Столипиново» в Пловдиве по подозрению в наличии там примерно 30 «спящих ячеек» так называемого ИГ. Задержаны 80 человек, в том числе имамы, ведущие занятия в религиозных школах, а следователи вовсю развернули «дело радикального ислама с призывами к насильственному изменению установленного конституционного строя». Такие же операции прошли в других поселениях.
По многолетним наблюдениям экспертной группы газеты «Каспiй», мусульмане Болгарии имеют богатый опыт притеснений, последние из которых - лишь фрагментарный эпизод в калейдоскопе ксенофобии. Немного истории.
Немного истории
После того как Османский халифат в XIX веке потерпел несколько серьезных поражений и вынужден был покинуть большую часть Балканского полуострова, вслед за войсками стали переселяться и мусульмане, причем как сами турки, так и болгары-мусульмане. Первое переселение, затронувшее мусульман, было вызвано страхом перед бесчинствами русских войск, спровоцированным лидерами православного духовенства, завладевшими имуществом беженцев. Это подтверждается, в частности, тем, что, когда часть болгар-мусульман решила вернуться в свои родные места, почти все нашли свои дома разграбленными и снесенными.
После этого волна притеснений в той же Болгарии уже не стихала на фоне нескольких витков вынужденной эмиграции, особенно после реформы местного управления в 1892 г., вследствие чего население лишилось права избирать своих старост, которых стали назначать сверху. Это нанесло сильнейший удар по традиционной системе, складывавшейся веками на основе общинной организации с времен османского правления.
Руководство новой страны благосклонно относилось к эмиграции мусульман, но после присоединения новых земель, в которых болгары-мусульмане составляли большинство, власти решили «вернуть заблудшее стадо» в лоно церкви. Под конвоем солдат, размещенных в местах проживания мусульман, без каких бы то ни было разъяснений, были проведены акции по насильственному крещению. Мусульмане массами бежали от такого крещения, снимаясь со своих мест целыми поселениями. Эти преступления достигли такого масштаба, что на Лондонской мирной конференции, посвященной окончанию Балканских войн, власти Болгарии были вынуждены формально аннулировать акты насильственного крещения. Но в реальности ни власти, ни клерикалы не отказались от своей затеи тотального крещения мусульман.
Небольшие временные послабления наметились после прихода к власти правительства во главе с Георгием Димитровым - положение мусульманской общины изменилось. Коммунисты, стоявшие на позициях интернационализма, не видели особой разницы между мусульманами и христианами. В связи с этим притеснение мусульман на конфессиональной почве постепенно сошло на нет. Однако при этом усилилась атеистическая пропаганда (шило на мыло), что в свою очередь способствовало подрыву конфессиональной идентичности. Жертвами гонений в Болгарии становились турки, помаки, татары и цыгане-мусульмане.
Страсти в соцлагере
С 1949 по 1951 годы около 150 тысяч турок, во избежание коллективизации, переселились в Турцию, а вынужденную миграцию удалось остановить только тогда, когда Анкара закрыла свои границы. В середине 60-х стартовала грандиозная кампания по замене турецких и арабских имен на эквивалентные болгарские среди помакского населения. Официальное объяснение такой политики - отуреченные болгары должны были «вернуться» к своим корням. Кампания сопровождалась насилием со стороны властей и выступлениями помаков, известны случаи гибели людей в столкновениях с силами правопорядка. Особенно сильное давление помакская община ощутила в 1964 и 1970-1974 годах.
Новая конституция Болгарии, принятая в 1971 году, не содержала никаких отсылок к национальным меньшинствам. В 1974 году уроки турецкого стали факультативным предметом, а учащимся «не рекомендовалось» их посещать. Утверждалось, что помаки, цыгане-мусульмане и болгарские турки - это болгары, которым некогда были навязаны ислам и турецкий язык.
В июне 1984 года, когда преследования помаков были в разгаре, Политбюро приняло решение о массовой смене турецких и арабских имен на болгарские среди турецкого населения. Политика ассимиляции получила официальное название «процесс возрождения» (этот термин применялся и раньше, еще в 70-е годы во время борьбы с помаками, однако до середины 80-х не получил широкой огласки).
Перестройка по-болгарски
Бывший генсек ЦК КПСС Горбачев напортачил не только в СССР, но и во всем социалистическом лагере, вызвав новый прилив национализма. Так, в общественных столовых и магазинах Варненской области были установлены таблички, в которых указывалось, что лица, говорящие на турецком языке, не будут обслуживаться. Милицией и спецслужбами изымалась любая литература на турецком, причем изъятие происходило как из общественных библиотек и книжных лавок, так и у частных лиц. Более того, уничтожению подлежали даже мусульманские кладбища, а в муниципальных реестрах были изменены имена умерших людей. Так, в 1985 году в 11 селах возле Павел-Бани действовал «разрушительный отряд», который занимался уничтожением мусульманских захоронений.
По всей стране закрывались мечети. Каждый раз, когда начинались мусульманские праздники, улицы городов и сел с преимущественно турецким и помакским населением усиленно патрулировались милицией и военными, которые всячески препятствовали проведению массовых мероприятий. «Сверху» были отданы распоряжения принудительно проводить торжества «побратимства» между турками, помаками и болгарами, а также устраивать на предприятиях и в учебных заведениях празднества по поводу выдачи новых паспортов, в которых турецкие имена заменены болгарскими.
Апогея антитурецкая кампания гонений, получившая название «Процесс возрождения», достигла зимой 1985 года, когда началось массовое насильственное переименование турок. Процесс сопровождался демонстрациями, массовыми волнениями в селах и даже блокадой военными отдельных населенных пунктов. Не обошлось без локальных восстаний, расстрелов и пыток демонстрантов.
Генсек ЦК Болгарской компартии Тодор Живков объяснял преследования мусульман «кипрским синдромом»: лидер Болгарии опасался, что страна пойдет по пути Кипра, и будет расколота турками на две части.
В мае 1989 волнения возобновились, и тогда Живков не придумал ничего лучше, чем изгнать более 300 тысяч турок в Турцию.
Демократическая метла
Лишь в конце 80-х годов, когда к власти в Болгарии пришли реформаторы, в стране постепенно, хоть и ненадолго, сошла на нет политика притеснения в отношении этнических и конфессиональных меньшинств. Но на то она «демократическая весна», чтобы уступить место жаркому «лету шовинизма», поднявшему голову в полный размер.
Не так давно, 18 мая 2011 года, в центре Софии, столице Болгарии, активисты партии «Атака» во время пятничного намаза атаковали мечеть «Баня Баши». В ходе столкновения многими прихожане получены ранения, одному мужчине пробили голову.
В сентябре того же года в Пазарджикский окружной суд осудил на разные сроки заключения 13 имамов по обвинению в проповедовании радикального ислама.
Так что история взаимоотношений христиан и мусульман Болгарии - непрерывная цепь столкновений, особенно власти этой страны давят на турецкое население. Разум требует покончить с практикой вандализма, но разумно ли устроен миропорядок?
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать