• четверг, 28 Марта, 16:24
  • Baku Баку 16°C

Право на смерть

27 ноября 2014 | 17:41
Право на смерть

ПРОБЛЕМА
Эвтаназия во многих странах мира считается крайне спорной темой, и у нее есть как сторонники, так и противники. Самоубийство - грех во всех мировых религиях. Что же касается эвтаназии, то к ней отношение неоднозначное. Одни считают ее проявлением гуманности, ведь применяется она только к смертельно больным людям, испытывающим страшные мучения. Другие уверены, что никто не вправе приближать свою смерть и только Богу решать, когда забрать человека из этого мира...
По собственному желанию
Как бы то ни было, это явление существует, и в некоторых странах эвтаназия официально разрешена уже долгие годы. Выделяют два основных ее вида: пассивная (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) и активная (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь). Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного согласия. Недобровольная осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т.п.
Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. 1 апреля 2002 года эвтаназия в этой стране стала легальной. Эвтаназия была легализована и в Бельгии в 2002 году. В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон, а в ноябре 2008-го - в штате Вашингтон. В Вермонте 13 мая 2013 года принят законопроект, разрешающий эвтаназию.
Что касается бывшего СССР, то, возможно, уже совсем скоро на постсоветском пространстве появится первое государство, где будет узаконена эвтаназия. Литовский депутат социал-демократической партии Мария-Аушрине Павиленене зарегистрировала в парламенте проект закона об эвтаназии. Если парламент одобрит его, то в Литве узаконят возможность получить смертельную дозу медикаментов людям, которые неизлечимо больны. В проекте сказано, что заявку на эвтаназию может подать лишь сам больной, «находящийся в сознательном состоянии». В проекте также говорится о том, что врачи могут предоставлять такую услугу, только убедившись, что пациент попросил об этом, находясь в здравом рассудке, и «его терзают постоянные непереносимые физические и душевные мучения». Также, согласно проекту, предложено дать время на обдумывание - не меньше трех недель. Если парламент одобрит инициативу Павиленене, то эвтаназию в Литве узаконят с 1 января 2016 года.
Когда жизнь - ад
Что касается Азербайджана, то в нашей стране эвтаназия законодательно запрещена, однако вопрос о том, стоит ли нам последовать примеру некоторых развитых стран и разрешить ее, периодически встает на повестке дня. Как и в других государствах, в нашей стране немало неизлечимо больных, для которых жизнь стала адом, а смерть - избавлением. Особенно это касается людей на последней, четвертой стадии онкологии. А их родные страдают, глядя на них и зная, что ничем не могут помочь. Насколько верно запрещать эвтаназию в экстренных случаях и не является ли это ущемлением прав человека?
Эти вопросы мы обсудили с главой Правозащитного центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым.
- Оправданна ли эвтаназия и могла бы она применяться в нашей стране?
- Я - противник эвтаназии, однако есть некоторые ситуации, когда, как мне кажется, дискуссия об эвтаназии заходит в тупик. Речь идет о тех случаях, когда жизнь человека поддерживается искусственно, особенно если сам больной не распоряжается своей судьбой. Скажем, человек находится в коме и его жизнь поддерживается с помощью медицинской аппаратуры (искусственное сердце, искусственное дыхание и т.п.). Будь пациент в сознании, он мог бы сам отказаться от подключения к этим аппаратам и умереть естественной смертью, и это бы не считалось эвтаназией. А намеренное отключение жизнеобеспечения в коматозном состоянии уже подпадает под уголовную статью, хотя представляет собой лишь возвращение человеку права умереть так, как предназначено природой…
Помимо этических моментов, касающихся эвтаназии, я полагаю, что в Азербайджане это может привести к злоупотреблениям. Многим из нас известны случаи, когда смерть одиноких стариков резко ускорялась после того как над ними брали опеку те, к кому затем переходило жилье. Известна и практика упекать одиноких владельцев жилья в психиатрическую лечебницу, где они подозрительно быстро уходили из жизни. Если же уход из жизни узаконить, то никто из «доброжелателей» не будет даже скрывать такие убийства, списывая их на волю усопшего, например, высказанную устно при двух-трех свидетелях.
Кроме того, «неизлечимость» болезни - нередко понятие относительное. Например, какой-то недуг можно вылечить за границей за баснословную сумму, а денег у больного нет. Он умирает в мучениях, хотя теоретически мог быть успешно излечен, и приходит к мысли об эвтаназии. В таком случае она станет отражением социального неравенства, подобием нацистской «Акции Т-4» и других программ по уничтожению «балласта общества».
- Что нужно для внедрения эвтаназии в Азербайджане?
- Прежде всего - декриминализация. В настоящее время эвтаназия наказуема по статье 135 Уголовного кодекса АР. Кроме того, любой подобный случай, на мой взгляд, должен проходить через судебную процедуру с экспертизой вменяемости и дееспособности, тяжести болезни, перспектив дальнейшего лечения и так далее.
- Известны ли вам случаи, когда граждане Азербайджана настаивали на эвтаназии по причине смертельного заболевания?
- О случаях добровольного обращения мне не приходилось слышать. Обычно люди справляются сами: если внимательно ознакомиться с хроникой несчастных
случаев и самоубийств, то можно заметить, что в некоторых случаях речь
явно идет о том, что человек добровольно ускорил свою смерть. А вот недобровольная эвтаназия встречалась чаще. Но это был скорее суицид. И нередки случаи, когда пожилым людям ускоряли уход в мир иной их опекуны.
- Можно ли считать нарушением прав человека отказ смертельно больному в эвтаназии?
- Право на жизнь универсально. Право на смерть - нет: им обладает лишь государство. Так что отказ в эвтаназии со стороны близких не является, на мой взгляд, нарушением прав человека. А отказ со стороны врачей и вовсе предусмотрен клятвой Гиппократа.
- Какие заболевания могут стать поводом для эвтаназии и кто должен принимать решение?
- Согласно статье 27 нашей Конституции жизнь человека священна и может быть отнята только по вступившему в силу решению суда. Тем самым ответственность за убийство перекладывается на государство, а вынесение решения становится более объективным. Тот же принцип может быть отнесен к эвтаназии, если включить и ее в число «предусмотренных законом других случаев». Наиболее подходящее сравнение - так называемая «актировка» заключенных. Компетентная врачебная комиссия, обследовав такого больного, приходит к выводу о безнадежности его лечения и близкой смерти и потому снимает с врачей и тюремного персонала заботу о нем и передает его близким, чтобы человек умер в кругу семьи. При этом они могут попробовать лечить его дальше или дать спокойно умереть. Раньше даже существовал утвержденный Кабинетом министров список безнадежных болезней, который давал основание врачам принять решение об «актировке» заключенного.
Точно так же врачи должны списать безнадежно больного и передать его судьбу в руки его самого и его близких и помочь отключить тумблер на аппарате жизнеобеспечения или дать таблетку, если будет такое решение.
- Рассматривался ли вопрос об эвтаназии в Милли Меджлисе и планируется
ли обсуждение его в ближайшем будущем?

- Эта тема неоднократно обсуждалась в парламенте страны, хотя отдельно - никогда. В 1997 году обсуждался закон «Об охране здоровья населения», который прямо запретил эвтаназию. В 1999-м был принят закон об уголовной ответственности за эвтаназию. Весной 2012-го при обсуждении законопроекта «О правах пациента» рассматривалась
недобровольная эвтаназия умирающих, которые могли стать донорами
трансплантируемых органов.
- Следует ли нам в этом вопросе опираться на опыт других стран, разрешивших эвтаназию?
- В определенной степени. В какой-то форме необходимо предусмотреть вопросы, связанные с отключением системы жизнеобеспечения от умирающего больного. Сегодня это может быть расценено как эвтаназия, с последующим наказанием.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать