• пятница, 29 Марта, 03:32
  • Baku Баку 7°C

Проба длиною в жизнь

30 ноября 2014 | 13:05
Проба длиною в жизнь

МЭТР
Имя народного артиста Азербайджана Мурада Ягизарова известно не только отечественному зрителю, он популярен и за пределами страны. Созданные им персонажи запомнились любителям театра и кино не меньше самого актера - интеллигента с задумчивыми добрыми глазами. Однако в юности герой повествования даже близко не допускал мысли о занятии актерским мастерством и попал в искусство благодаря весьма забавному случаю…
Мурад с детства очень любил спорт. Поначалу занимался волейболом, а с 14 лет серьезно увлекся боксом втайне от главы семьи, считавшего этот вид единоборства варварским. Поэтому юноша делал вид, что ходит в зал отнюдь не для отработки джепов, хуков и апперкотов, а чтобы практиковаться в волейбольных подачах. Первое время все шло гладко, пока по национальному телевидению не стали транслировать финальный бой за титул чемпиона республики, где Мурад одержал верх. Завеса тайны спала. Вопреки ожиданиям, по возвращении домой вместо упреков и недовольства он услышал похвалу. Победителей не судят.
Столь подробный акцент на спорте сделан не случайно. Ведь именно он стал толчком, предрешившим дальнейшую судьбу молодого человека.
Педагог драматического кружка школы, где учился будущий народный артист, подыскивала подходящую кандидатуру на роль французского спортсмена-стайера Шарля Суазье в готовящейся пьесе. Десятиклассник Ягизаров с видной внешностью подходил для нее, как никто другой. Высокий, широкоплечий, крепкого телосложения - вылитый атлет. Предложение не заставило себя долго ждать, и Мурад, несмотря на свою застенчивость, его принял.
Пусть в те годы он и не представлял себя артистом, все же было жутко интересно пробоваться в новом амплуа. Тем более что юноша всегда преклонялся перед актерским мастерством, свидетелем которого становился довольно часто, когда его в числе других школьников водили на спектакли и представления в Театр юного зрителя или в Русскую драму. Также с родителями, а иногда и по собственной инициативе Мурад посещал Азербайджанский драматический театр, наслаждаясь игрой дальнего родственника и великого актера - Алескера Алекперова.
«Получать удовольствие от спектакля - дело одно, но совершенно другое, когда ты сам выходишь на сцену. В те годы я не видел себя актером и подумывал о портфеле дипломата. Но, как говорится, человек предполагает, Бог располагает. Видимо, где-то в глубине души, получая наслаждение от игры профессионалов, у меня накапливалось желание попробовать выступить перед публикой. Стихийно симпатия превращалась в любовь, что и послужило толчком к актерскому будущему. Не я нашел профессию, а она меня»
Итак, все прошло удачно. Мурад справился с заданием, что послужило поводом доверить ему роль Лжедмитрия в пьесе «Борис Годунов». Бокс отошел на второй план, и Мурад вновь с головой окунается в репетиции, что не ускользнуло от внимания родителей. Они были удивлены новым увлечением сына, ведь раньше подобной склонности за ним не наблюдалось. Вот почему на второй школьный спектакль с его участием они попросили прийти Алескера Алекперова - как знатока, который смог бы сделать вывод о потенциале их чада. Свое мнение мэтр высказал на следующий день в кругу родственников. Подойдя к Мураду, он улыбнулся и произнес: «Сынок, в тебе я вижу свою молодость!». Это был вердикт, приговоривший Ягизарова к будущему успеху. Теперь он уже точно знал, куда будет поступать.
«Алескер муаллим был потрясающим человеком - с большим чувством юмора и великолепным голосом. Он прекрасно играл на пианино и пел. Глядя на Алекперова в кругу семьи, трудно было представить, что такой весельчак и душа компании способен вживаться в столь серьезные роли, как Вагиф, Фатали хан, Джаваншир, Отелло и др. Он навсегда остался моим кумиром»
Вскоре Алекперов ведет Мурада на киностудию «Азербайджанфильм» и представляет его режиссеру Тофигу Тагизаде, чтобы тот попробовал парня в роли Мехти Гусейнзаде в снимающейся, а впоследствии ставшей культовой, военной драме «На дальних берегах». Однако Мураду всего 18, а разведчика должен играть человек постарше. Поэтому его утверждают на эпизодическую роль партизана, давшего свою кровь для переливания Михайло, когда тот был ранен Карранти. В том же 1958 году Ягизаров вместе с Эльмирой Гусейновой (народная артистка Эльмира Шабанова - Ред.) едет в Москву поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). Готовил их кинорежиссер Лятиф Сафаров. Они благополучно прошли два тура вступительных экзаменов, а на третьем, несмотря на целевые места от республики, их несправедливо срезают.
Расстроиться Мурад не успел, ибо еще находясь в большой столице, узнает о том, что утвержден режиссером Хабибом Исмайловым на роль пастуха Аяза в киноленте «Мачеха». Спустя год Ягизаров возобновляет попытку поступить во ВГИК, но история повторилась. Позже он узнает, что на его место взяли сына московского чиновника, которого отчислили уже через полгода за профнепригодность. Приехав обратно, он решает подавать документы в Азербайджанский государственный театральный институт им.М.А.Алиева. И тут возникает проблема: вступительные экзамены уже подошли к концу. Пришлось обращаться к министру культуры АзССР с просьбой дать разрешение на дополнительную сдачу. Тот ответил положительно, но поставил условие: зачислить Мурада на первый курс, если через полгода он сдаст все предметы на «отлично».
Мурад выполнил это условие. Получив долгожданный студенческий билет, он попадает к Магерраму Ашумову - руководителю курса актерского мастерства в институте, который в то же время являлся главным режиссером и директором Русского драматического театра.
«По его инициативе в декабре 1959 года весь наш курс отправили вместе с театром в Москву для массовки в спектаклях «Кремлевские куранты», «Маскарад» и «Вагиф». По возвращении меня в качестве стажера взяли во вспомогательный состав Русского драматического театра. Из девяти месяцев учебного года больше половины я проводил на репетициях либо на съемочной площадке. А с 1962-го, сразу после окончания института, я официально был зачислен в штат. Здесь, на сцене любимого театра, после спектакля «Валентин и Валентина», я стал относиться к своему ремеслу именно как профессионал, почувствовал ответственность. Если раньше я в большинстве случаев пытался произвести своей игрой и поведением на сцене впечатление на присутствующих в зале девушек, то теперь вошел во вкус и получал удовольствие от самого выступления, поняв, что могу сыграть разных персонажей»
Ко времени окончания института он уже успел сыграть множество ролей в театре и в кино, его начали узнавать на улице. Приглашения от ведущих режиссеров республики поступали постоянно. Ягизаров снимается в картинах «Улдуз», «Аршин мал алан», «Главное интервью», «Ищите девушку», «Попутный ветер», «В одном южном городе», «Человек бросает якорь», «Простите нас», «Бабек», «Низами» и др. За роль чекиста Мустафы Мамедова в фильме Арифа Бабаева «Послезавтра в полночь» он получает государственную премию АзССР, а также медаль и премию КГБ СССР.
По словам самого народного артиста, по-настоящему он ощутил себя актером после воплощения образа Сулеймана в фильме «Аршин мал алан». Режиссер Тофик Тагизаде хотел пробовать Ягизарова на главную роль - Аскера. Однако после прочтения сценария прямо на киностудии актер попросил доверить ему роль Сулеймана. Тагизаде поначалу возражал, но, выслушав доводы Мурада, уступил, несмотря на то, что на эту роль пробовалось 19 человек, среди которых были именитые Нодар Шашик оглу и Мелик Дадашев.
«Сулейман представляет собой интеллигента, человека, получившего образование за рубежом, колоритно сочетающего в себе Восток и Запад. Поэтому я решил, что он мне ближе, нежели купец Аскер. Тогда я понял, что актерская профессия - моя по праву и ничем другим я бы не хотел заниматься»
Позже стали поступать предложения из зарубежных стран. Помимо Грузии и республик Центральной Азии он снимался в Чехословакии, а также в трех фильмах немецкого кинематографа («Шпеер и он», «Под подозрением» и «Мекка»).
В 2009 году Мурад Ягизаров награжден орденом «Шохрат». Последний его работой в кино на данный момент является роль военного министра во второй части знаменитого фильма «Не бойся, я с тобой!», снятой Юлием Гусманом в 2011-м.
Герой повествования до сих пор исполняет ведущие роли в любимом Азербайджанском государственном Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна. Совсем недавно он сыграл в одноактном моноспектакле «Артист и его тень», поставленном режиссером Ильгаром Сафатом, где народный артист беспрерывно говорит на протяжении семидесяти минут.
Жизнь полна сюрпризов. Попробовав себя однажды в школьном спектакле, человек на всю жизнь остается актером. Многочисленные персонажи, созданные Мурад муаллимом как на сцене, так и на экране, отличаются особым национальном колоритом. А главное, он никогда не повторяется, что говорит о наличии недюжинного таланта - важного качества, присущего большому актеру.
Мамед МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать