• четверг, 18 Апреля, 11:49
  • Baku Баку 12°C

Призыв к размышлению

06 декабря 2014 | 11:59
Призыв к размышлению

ТВОРЧЕСТВО
Имя этого автора пока еще мало знакомо читателям. Но я уверена, что прочитав представляемую мною книгу, которая совсем недавно вышла в свет в московском издательстве «Фрегат», многие пожелают узнать ее ближе. Тем более что в конце прошлого месяца в книжном магазине на Площади фонтанов нашей столицы состоялась презентация этого творения, и участвовавшие в ней имели возможность и книгу приобрести, и пообщаться с ее создателем. Итак, «Тароки»…
…Стряхнув с себя бремя десятилетий, словно окунаюсь в свою далекую юность, в пору любви, светлых надежд и мечтаний. Возможность такую мне предоставляет роман молодого литератора, члена Союза писателей Азербайджана, бакинки Нармины Мамедзаде. Вот он передо мной, плод ее интересного и очень нестандартного, непохожего ни на чье другое, творчества. Но почему «Тароки» и что это такое?..
Дело в том, что сюжет романа разворачивается на фоне игры его героев в карты Таро. Поскольку я мало разбираюсь в картах вообще, а тем более в картах Таро и связанной с ними игре, позволю себе обратиться к предисловию, написанному к книге нашей соотечественницы членом Союза российских писателей Александром Кожейкиным.
Оказывается, познание Таро начинается с психологического уровня знакомства человека с самим собой, когда игрок «шаг за шагом, переходя от одной ступени познания к другой, более сложной», постигает свою суть… Ага, теперь понятно, почему автор построил роман на рассказе главных действующих лиц, каждый из которых - а их в романе два, - говоря вроде об одном и том же, но с разных позиций, постепенно открывает дверь в свой внутренний мир. Далее следует уровень, хотя тоже психологический, но это уже уровень познания окружающих тебя людей. Получается, что только до конца познав себя, можно понять другого. Думаю, прав А.Кожейкин, утверждая, что именно к этой мысли подводит читателя автор произведения.
Надо сказать, что это не первая книга Нармины Мамедзаде. Два года назад был издан сборник ее повестей и рассказов «Воспоминания по Цельсию» - так он назывался по одной из публикаций в нем. И так же, как и в нынешней книге, герои составивших сборник произведений - наши современники. Люди, которые живут рядом с нами, которых мы знаем. Они так же, как все мы, умеют любить и ненавидеть, совершать ошибки и переживать, прощать и помнить… Как вещают карты Таро, они тоже стараются придерживаться правила, гласящего, что во всем - и в действиях, и в поступках человека - всегда существует многовариантность, и надо только суметь определить свой, самый оптимальный вариант.
Читая обе эти книги - одну за другой - буквально взахлеб, вникая в судьбы героев, таких разных во всех проявлениях, но всегда, как мне показалось, честных в поступках своих, я проникалась уважением к ним: к Сане и Алексу - это герои «Тароки» - Ае и Аязу из «Воспоминаний по Цельсию», ко всем их друзьям, к тем, кому не чужды были высокие чувства истинной любви и преданности в дружбе. Уверена, в каждого из них автору удалось вложить кусочек себя, своей души.
«Задыхаюсь… То ли от нехватки воздуха, то ли от переполняющих меня чувств…
Кто я, где я?.. Мысли смешались в мотке шелковых нитей, спутались между собой нитями разного цвета, и мне их уже не распутать… Да я и не пытаюсь. Я просто стараюсь дышать… Медленно, тихо, ровно…», - размышляет одна из героинь Нармины Мамедзаде. А я, читая эти размышления, подумала: ведь так бывает, увы, не только в юности. И надо обязательно учиться дышать «медленно, тихо, ровно…»

Нармина Мамедзаде - писатель еще молодой. Но до чего же мастерски умеет она подвергнуть своего героя препарированию, как удается ей буквально вывернуть его наизнанку! Впрочем, «творческий метод углубленного психоанализа», как сформулировано в предисловии к «Тароки», характерен для всех произведений нашей современницы. Наверное, это - от самого создателя, умеющего, по его собственным словам, несмотря на кучу нужных и ненужных мыслей, нерешенные дела за спиной, «сложить сердце по кусочкам» и шагать дальше. Ведь жизнь продолжается, и она прекрасна!..
Пожалуй, здесь уместно было бы шире представить автора книг, о которых идет речь. А сделать это поможет сам автор, предвосхитив весьма оптимистичным рассказом о себе одно из своих сочинений.
Родилась Нармина «в замечательный воскресный день в любимом городе Баку…». Как у всех, и у нее были средняя школа, вуз: она окончила факультет международного права Бакинского государственного университета. Некоторое время проработала в региональном офисе ООН в Азербайджане, занималась вопросами развития местных неправительственных организаций. Последние десять лет трудится в нефтяной сфере, а именно в ВР, где ответственна за образование технических кадров.
Считает, что судьба недаром забросила ее сюда: «ведь в моих жилах, - пишет Нармина, - течет кровь двух технарей - дедушек». И действительно, заслуженным мастером нефти, инженером-рационализатором, лауреатом Государственной премии СССР, кавалером трех самых высоких орденов нашей тогда большой страны был ее дед Али Гейдар Мамедзаде. Техническими вопросами занимался другой дед - Энвер Шихализаде, возглавлявший кафедру гидравлики и одновременно работавший деканом технологического факультета Политехнического института.
Однако с дедушками Нармину связывают не только тесные родственные узы. Сейчас, когда их нет рядом, она поняла, что не меньше объединяла их духовная близость, отношение к творчеству. Дед со стороны отца любил поэзию: после его ухода из жизни в его старом блокноте были обнаружены четверостишия, выписанные им из стихотворений любимых поэтов. А отец мамы всерьез увлекался рисованием, живопись была его главным занятием на досуге. В доме Нармины до сих пор висят картины, в основном натюрморты, работы деда.
Вот и внучка этих двух талантливых людей, подхватив эстафету, посвятила себя творчеству.
Свою литературную деятельность молодой прозаик начала с сочинения стихов. Несколько лет назад вышел ее стихотворный сборник под названием «Четыре сезона одной души», который автор посвятил родителям. Открыв его, прочитала, что это вторая книга стихов Нармины Мамедзаде. Не имея первого, открываю его и в самом начале читаю: «Кто ты?». Так сочинитель обозначил первые страницы сборника. Это, можно сказать, монолог автора, обращенный… к самому себе. Вот несколько строк, а вернее, несколько мыслей, из него.
«…Я живу с тобой уже много лет, делясь всем, что у меня есть, даже тем, о чем не подозревает ни одна живая душа на земле…
Мы с тобой как сиамские близнецы - соединены друг с другом, и нет возможности оторваться, побыть врозь… Когда я одна, ты проводишь все свое время со мной. Улыбаешься моим глупым воспоминаниям, злишься на те моменты, когда я поступала без твоего ведома…
Ты - единственный, кто знает, о чем я думаю, когда говорю с другими, о чем я думаю утром, вечером и ночью, когда люблю и ненавижу, плачу и смеюсь… Ты знаешь все!
Ты и я - одно целое. Куда я, туда и ты. И, наверное, ты и есть мое счастье, в складках которого я могу упиваться своим несчастьем и писать всю ту дребедень, на которую ты меня толкаешь…»

Я не сразу сообразила, к кому все-таки, если более конкретно, обращен этот страстный монолог, который я, естественно, пересказала в весьма усеченном виде. И вот он, ответ, - я нашла его в самом конце вступительного слова к сборнику:
«Каждый новый прожитый день - это новая борьба с тобой, с самой собой. И кто знает, кто выйдет победителем: я или ты…-
мой беспокойный, дикий и пылающий Мозг».

Не стану отрицать - оригинально, правда?! Как и сам сборник стихов, начинающийся с такого монолога. Слова «Четыре сезона одной души», ставшие названием сборника, - это стихи, поделенные на сезоны года, каждый из которых - целый ряд ассоциирующихся с временем года стихотворений: Весна - надежда, Лето - любовь, Осень - воспоминания, Зима - начало…
Продолжила моя героиня и хобби деда, увлекавшегося живописью, занявшись и живописью, и графикой. Она оформила несколько книг, одна из которых принадлежит Лейле Бегим, молодому талантливому поэту, о творчестве которой газета «Каспiй» как-то писала, а также выступила художественным оформителем нескольких антологий, изданных Ассоциацией деятелей культуры Азербайджана.
Что же касается живописи, то, ознакомившись с небольшим буклетом, в котором представлены живописные работы Нармины Мамедзаде - пронизанные романтикой пейзажи, сочные натюрморты, - я вспомнила банальную фразу о том, что талантливый человек талантлив во всем… Жаль, что широко эти работы пока не выставлялись…
И все же я рада, что мое общение с Нарминой Мамедзаде началось со знакомства с ее литературным творчеством, свидетельствующим о неординарности этого молодого еще человека, о счастливом умении видеть мир по-своему и по-своему излагать свое видение, а самое главное - о трепетном отношении к самой сложной области человеческих отношений… Такой, как Любовь…
Обращаясь в заключение романа «Тароки» к читателям, автор как бы возводит мостик между собой и ими. Вот как это выглядит:
«Интересная это штука - писать книги и тем самым обретать друзей и близких, живущих не по соседству, а на страницах придуманной истории… Да, совсем необязательно искать себя в изображениях карт Таро: ведь рисунка вашей судьбы может не оказаться в колоде. Но я обещаю узнать об этом у Саны (это героиня романа). Возможно, у нее и будут ответы…» И далее следует электронный адрес автора книги.
И мне почему-то кажется, что желающих продолжить с Нарминой Мамедзаде незримый диалог о судьбах современников, поразмышлять вместе с ней о философских, нравственных и психологических проблемах цивилизации будет немало.
Эльмира АЛИЕВА
banner

Советуем почитать