• вторник, 23 Апреля, 20:13
  • Baku Баку 20°C

Ценный плацдарм

17 декабря 2014 | 14:59
Ценный плацдарм

ВЗГЛЯД
Несмотря на то, что ситуация, сложившаяся вокруг жесткого военного противостояния на юго-востоке Украины уже прошла кризисную фазу, переформатировавшись из боевых действий в легкие перестрелки, эта страна продолжает оставаться в центре внимания мировой общественности, став на долгие годы вперед яблоком раздора между Россией и Западом.
О нынешнем положении в Украине, российско-украинских отношениях в интервью газете «Каспiй» рассказывает российский политолог, доктор политических наук, руководитель Группы мобильного мониторинга ситуации Роман ЕВСТИФЕЕВ.
- Какова ваша оценка принятого Сенатом США Акта в поддержку свободе в Украине о предоставлении этой стране военной помощи и особого статуса партнера вне НАТО?
- США рассматривают Украину как ценный плацдарм, расположенный в непосредственной близости к России. В условиях конкуренции, как экономической, так и военной, борьба за влияние на подступах к одному из конкурентов - чрезвычайно важная вещь, чтобы оставлять ее без внимания. Американцы воспользовались данной ситуацией и, думаю, будут стремиться развивать этот плацдарм в собственных интересах. Эти интересы, видимо, пока совпадают с интересами верхов украинского государства.
- Какой цели служит возводимая Яценюком стена на границе между Украиной и Россией?
- Говоря об этой стене, мы как бы попадаем в некий придуманный мир, в котором страхи и фобии украинского руководства по отношению к России (во многом - обоснованные!) преобразуются в мифические преграды и барьеры, которые якобы могут оградить Украину от влияния России и сделать ее европейской страной. На мой взгляд, Киеву надо преодолевать эти фобии и комплексы, быть равноправным и самостоятельным государством во взаимоотношениях с Москвой и миром. Пока же, правительство Яценюка демонстрирует, скорее, болезненное отрицание России как партнера и соседа, что, на мой взгляд, контрпродуктивно.
- Пойдет ли Россия со своей стороны на закрытие границы с Украиной, в особенности с сепаратистскими образованиями, как того требует официальный Киев и Запад?
- Ситуация в России сегодня довольно сложная и трудно говорить о какой-то продуманной стратегии, скорее, мы имеем дело с попытками получить тактические выигрыши на каждом участке. Поэтому, как это ни банально, но в России все возможно. В том числе и различные ответы на закрытие границы с Украиной, включая, к сожалению, и несимметричные выпады.
- На днях Дмитрий Медведев заявил о том, что России надоело содержать украинскую экономику. О чем это говорит и к чему приведет?
- Мне кажется, Медведев в данном конкретном случае пытается переключить внимание россиян с темы российской экономики на совсем другой сюжет. При этом, конечно, нельзя отрицать, что тесные экономические связи Москвы и Киева позволяют премьер-министру России заявлять о большом участии в экономике соседнего государства. Однако, на мой взгляд, это совсем не тот вопрос, который сегодня должен волновать жителей обоих государств, оказавшихся в тяжелой экономической ситуации, несмотря на различные причины этого кризиса и пути, по которым страны к нему шли. После слов Медведева становится очевидным, что Россия будет пытаться использовать сложную экономическую ситуацию в Украине для того, чтобы продолжать оказывать на нее влияние.
- Как известно, недавно в Украине было сформировано новое правительство. Ваша оценка его состава.
- Новый Кабинет министров этой страны уже называют правительством профессионалов и технократов. Видимо, это связано с тем, что среди министров нет политиков первого ряда, хотя почти все министры, так или иначе, занимались политикой, были депутатами и входили в политические партии и блоки. Пока совсем не ясно, как премьер-министру удастся наладить работу довольно разнородного Кабмина.
- Понятно, что правительство является коалиционным, да еще и с участием трех иностранцев. Насколько оно будет долговечным?
- Долговечность правительства будет зависеть не только от его действий, так как существуют объективные обстоятельства, которые не в силах изменить министры, даже самые гениальные. Иными словами, грядет зима, во всю шагает экономический кризис, еще не разрешился кризис политический. Поэтому, на мой взгляд, судьба этого состава украинского правительства будет зависеть от следующих факторов: энергетика, экономика страны, эффективность госуправления и борьбы с коррупцией. Очевидно, что со всеми проблемами сразу справиться невозможно. Но можно продемонстрировать решительность и некоторое продвижение по этому пути. К сожалению, политически сам состав правительства нельзя назвать сильным, в нем нет известных и опытных «тяжеловесов», это, в основном, довольно молодые 30-40 летние люди. Молодость - это хорошо, однако, пока не понятно, насколько эффективными и влиятельными окажутся новые министры.
- Помогут ли иностранные министры преодолеть существующий в Украине кризис?
- Надо отметить, что так называемые иностранцы уже получили украинское гражданство, то есть, формально, их правильней называть бывшими иностранцами. Что касается их перспектив и существенного вклада в преодоление кризиса, то я бы не стал переоценивать их значение. Думаю, иностранные граждане в правительстве большого государства - это исключительное явление, обусловленное кризисной ситуацией, в которой оказалась страна. Но, как мне кажется, ни количество, ни качество привлеченных профессионалов не позволяет делать выводы о серьезных прорывах в правительстве.
- Еще в сентябре на юго-востоке Украины было подписано перемирие. Насколько оно соблюдается сторонами?
- Оно и сейчас, спустя несколько месяцев, не очень соблюдается, что признается всеми. Уже звучат призывы к новым договоренностям, возможно, действительно надо двигаться дальше и принимать на себя новые обязательства. Хотя, совершенно непонятно, что делать со старыми и кто будет отвечать за их невыполнение. Но в политике так бывает, если не очень работает одно соглашение, нужно не разрывать его, а попробовать договориться еще раз и немного по-другому. На мой взгляд, уже все стороны конфликта готовы к такого рода переговорам, но должно пройти еще какое-то время после военных действий, то есть режим прекращения огня, пусть даже в неполном своем виде, должен еще длится какое-то время, пока острота противостояния не уменьшится.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать