• пятница, 29 Марта, 17:03
  • Baku Баку 14°C

Божья искра

20 декабря 2014 | 10:57
Божья искра

СОБЕСЕДНИК
Рудольф Николаевич Иванов - известный российский историк-кавказовед, ветеран ВОВ, член Союзов журналистов и писателей России, профессор, действительный член Международной академии информатизации, Почетный гражданин Хунзаха Республики Дагестан, Почетный доктор Института истории НАН АР и Нахчыванского государственного университета АР, кавалер ордена «Достлуг», член Союза писателей Азербайджана.
Профессор Рудольф Иванов - автор 29 книг и более 200 статей, в числе которых видное место занимают труды по истории императорской России и Кавказа, а также исследований, посвященных истории народов Кавказа, героическим подвигам представителей кавказских народов и их роли в защите и процветании Российской империи. В том числе особая роль в трудах ученого отведена видным азербайджанским военачальникам из рода ханов Нахчыванских.
В интервью газете «Каспiй» Рудольф Николаевич поведал о своих последних достижениях на писательской стезе, рассказал, с чего началась его карьера, а также чем обусловлена любовь к Азербайджану, особенно к Нахчывану.
- В чем заключается замысел вашей новой книги о видном государственном деятеле Наримане Нариманове?
- Если обратиться к многообразной деятельности Владимира Ленина по созданию и построению первого в мире пролетарского государства - Советского Союза, его крупномасштабным планам по осуществлению мировой революции, то нетрудно заметить, что вождь видел в Наримане Нариманове одного из самых выдающихся, образованных и наиболее подготовленных руководителей и мыслителей всемирного революционного движения. Недаром объявить всему человечеству о создании первого пролетарского государства - СССР, об утверждении Конституции СССР, назначении В.И.Ленина председателем Совета народных комиссаров (СНК), о равноправии женщин и мужчин и многих других исторических государственных актах, поражающих мир своей демократичностью, выпала великая честь товарищу Нариманову. И это было явлением не случайным.
Что касается лично моего отношения к Нариману Нариманову, то впервые в жизни мне встретился образ, который на фоне миллионов известных людей можно отождествить с божьей искрой. Он был чистым и прозрачным как божья слеза, светлым, добрым, удивительно чутким к чужой беде. Дурные дела к Нариманову не прилипали, но он немедленно реагировал на малейшее нарушение норм человеческой жизни, особенно если они носили характер групповщины, убогой кампанейщины. Он считал опасным злом для совершенного общества тех людей, которые тратят свое драгоценное время на создание интриг, вовлекая в эту грязную паутину, а затем и развращая порядочных, но слабохарактерных людей. А сколько в нашем мире еще людей, которые во имя своего благополучия и мнимой чистоты смотрят на безобразия в обществе с позиции куриного кругозора, как будто это их не касается, оберегая свой мирок и опасаясь преследования окружающих. Нариманов был совсем не таким. Он никогда не проходил мимо даже мелочных беспорядков. Его жизнь принадлежала людям, и он защищал их во всем, везде и всюду, не боясь наживать врагов, недругов явных и тайных.
Весь мой замысел - попытка воспроизвести реального Нариманова. Я очень дорожу этим замыслом. Личности, подобные Нариманову, дарятся небом не часто. Они, как правило, имеют короткую жизнь и, уходя в другой мир, на самом деле сгорают на лету, оставляя после себя долгий, яркий, негасимый свет, чтобы люди шли по дороге к Храму и не сворачивали с нее.
Нариман Нариманов - явно не библейский персонаж, его видели, общались с ним и даже с огромными почестями похоронили. Однако похоронив, немедленно забыли. Вспомнили по случаю столетия со дня рождения, но отметили его через 100 лет и два месяца. Разумеется, не по воле людской, а по команде - с мертвым легче сводить счеты. Словом, мне душа подсказала, что великого Наримана Нариманова знают еще не все. О нем еще не все написано и даже не все дописано. Людям надо знать о его грандиозной созидательной и духовной деятельности, хотя следует отчетливо сознавать, что головокружительный и не всем доступный полет мыслей великого гражданина Азербайджана Наримана Нариманова неожиданно и необратимо ушел вместе с ним 19 марта 1925 года.
Мой замысел вытекает из написанного выше - попытаться изобразить реального Нариманова, но не путем наших убеждений, а на основе неподдельных архивных документов, создать более широкий и глубокий его образ на основе уже рассекреченных фактов и законченных документов, которые, как нам кажется, еще не успели попасть в объятия читателя и тем более перекочевать от одного автора к другому.
Описательный образ Н.Нариманова имеет право на существование. В конце концов, каждый может носить в душе своего Нариманова - каким представляю, таким и люблю. Но Нариманов был один, и люди именно его должны знать. Однако читатель из нашей книги узнает, что в информационном обиходе циркулирует немало документов, порочащих светлую личность Н.Нариманова. Как и у этой личности, у нас нет ни малейшего желания, времени, да и прав их вылавливать и сжигать, как это делалось в эпоху средневековья. Но и затенять образ Нариманова неразоблаченными фальшивками, тем более в книге о нем самом - это один из путей извращения образа Нариманова, осквернения его светлой памяти. И нам придется разоблачать авторов фальшивок, порочащих гения.
Мы отчетливо сознаем, что добровольно взялись за святое дело - воссоздать спустя почти 90 лет титанический образ Наримана Нариманова, более правдоподобный и многосторонний, чем нам досталось в наследство от наших предшественников. Однако наш экскурс в прошлое затруднен тем, что многие сведения, включая и архивные, утеряны, а важнейшие партийные документы подверглись противозаконной корректуре. Как следствие, мы лишились важной информации об отдельных периодах жизни кандидата в члены РКП(б) Н.Нариманова, а семейный, точнее - личный архив под наблюдением члена Политбюро РКП(б) В.М.Молотова супруга Н.Нариманова в 1926 году передала (а быть может, и заставили передать) комиссии ЦК РКП(б). Таким образом, личные архивы исчезли, Музей Нариманова обладает мизерным количеством документов, помогающих воссоздать его образ лишь ориентировочно и не таким, какой он был на самом деле. И если наши личные ощущения от известных исторических творений Нариманова окажутся частью его образа, то этот процесс мы исключать не будем. Он был соткан из дел и мыслей, ради которых начал свою необыкновенно созидательную работу в любимом Азербайджане, в которых нуждался наш герой, и пусть наш замысел не пройдет мимо этого замечательного азербайджанца.
Что касается самой книги, то она уже написана. В ней шесть глав, не менее 150 фотографий и иных иллюстраций. Формируется краткий справочный аппарат. Мечтаю о привлекательном оформлении, начиная с переплета.
- Целый ряд ваших книг посвящен истории Нахчывана, описанию биографии отважных его сынов. С чем связана такая любовь к этому древнему краю Азербайджана?
- Вина его величества случая. Неувядаемая любовь к Нахчывану началась с легендарной 23-дневной обороны небольшой крепости Баязет в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Осенью 2003 года, работая над темой русско-японской войны, я обратил внимание на героические дела двух родных братьев - Исмаил хана и Калбалы хана Нахчыванских. Заслуги героев были вознаграждены. История сказала свое правдивое слово. И вдруг осенью 2003 года по телевидению состоялась премьера 12-серийного фильма «Баязет» по одноименному роману В.С.Пикуля. Но с голубого экрана потекли мутные реки неприкрытой исторической фальши, порочащие русскую армию, особенно русских офицеров и генералов. Я был в шоке. Прошло 125 лет. Нынешнее поколение может поверить этой грязной лжи. Передаю материал «Независимой газете», та немедленно снимает с полосы запланированный материал и публикует мой. «Оборона Баязета: правда и ложь». Огромный бум в защиту истины. И это не все. В моем доме появляется приехавшая из Баку известный азербайджанский журналист и знаменитый публицист Эльмира Ахундова (теперь она уже давний друг нашей семьи) и берет у меня интервью для «Бакинского рабочего». 24 января 2004 года в этой газете вышло мое интервью «Мусульманские народы Кавказа должны лучше знать свою историю». Затем была поездка в Нахчыван, потом одна за другой вышли две книги «Оборона Баязета: правда и ложь».
Восстановление исторической правды о героях привело меня в волшебное царство Нахчывана, где мне было оказано необычайное внимание. Притча о Всемирном потопе, Ноевом ковчеге, могила Ноя, многострадальность и любовь Нахчывана, сохранившиеся древности этого исторического края… - это, несомненно, навечно привораживает к многострадальному краю, где зародилась жизнь на планете. Стоит только лишь раз там побывать, и пламенная любовь к этой восхитительной древности остается на всю жизнь.
Моему любимому краю Нахчывану, считая переиздания и переводы книг, посвящено 10 монографий. С сожалением отмечу, что дела героической династии ханов Нахчыванских еще не полностью изучены. Работая над темой героики на этой священной земле, я пришел к мысли, что на Кавказе есть только две столицы героизма - это Нахчыван в Азербайджане и Хунзах в Дагестане. Третья столица мне неизвестна - полагаю, ее просто не существует, хотя Кавказ не беден городами и селами, где героизмом не удивишь юношу. Здравый смысл давно подсказывает, что эти знаменитые центры героизма должны породниться.
(Окончание следует)
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать