• суббота, 20 Апреля, 16:25
  • Baku Баку 23°C

Солидный отчет о несолидном возрасте

20 декабря 2014 | 11:51
Солидный отчет о несолидном возрасте

ЮБИЛЕЙ
Под таким названием в Азербайджанском государственном театре песни имени Рашида Бейбутова прошел юбилейный авторский вечер одного самых ярких бардов Бакинского клуба авторской песни (КАП) Сергея Арановича. Юбиляру исполнилось 55. Наш корреспондент встретилась с виновником торжества и взяла у него интервью.
- Сергей Феликсович, прежде всего поздравляю вас с замечательной датой. Любимая всеми ваша авторская песня «Мы из Забрата», душевно завершившая теплый вечер, очень автобиографична - впрочем, как и многие ваши песни и стихи. Что она значит для вас лично?
- Все. Мое счастливое детство, когда «я рассекал по Забрату мальчишкой тем рыжим и конопатым». Это мое детство «под сопение духового оркестра» живет во мне образами мамы, Людмилы Михайловны, педагога русского языка и литературы, деда Зиновия, с которым мы в нашем ухоженном его руками фруктовом садике орали на всю округу песни всех мастей и мотивов. Это были мои самые первые уроки пения. Мое детство живо образом отца Феликса Зиновьевича, академического инженера, который долгие годы руководил главным инженером БАПО (Бакинское авиационное производственное объединение), образами друзей детства, с которыми я все еще общаюсь, некоторые из них приходят на мои концерты. Это и моя первая гитара, подаренная мне после окончания школы. С ней я уехал в армию, причем добровольно придя в военкомат с требованием отправить меня ни много ни мало в десант...
- И вы попали в десантные войска?
- В стройбат я попал, а не в десант. Куда мне было с моим зрением минус 4 и без двух фаланг пальцев левой руки становится десантником. В райвоенкомате только посмеялись и направили служить на Дальний Восток. Это были 1978-80 годы. В Комсомольске-на-Амуре, на кирпичном заводе, и проходила моя служба. Двенадцать суточных норм выдавали за смену. Плюс 60 градусов в цеху и минус 40 на улице. Я стал секретарем комсомольской организации отделения, организовал ВИА под названием «Кирпичики». Своими выступлениями наш ансамбль привлек внимание такой серьезной газеты, как «Красная звезда». И все же ничто не уберегло меня и не защитило, когда я попал под горячую руку одессита, капитана Александрова. Спьяну тот хотел повесить на солдатском ремне рядового Мухамеддинова из Узбекистана, но я вовремя вмешался и сумел перерезать ремень. Капитан написал рапорт начальству, и меня на 40 суток отправили в малый дисбат. Правда, за меня заступился прапорщик Орлов, и за два ящика водки меня по состоянию здоровья оформили в госпиталь. Там я и столкнулся с подполковником медицинской службы В.Бухало, который обратил на меня внимание. Так впервые я был оперирован по поводу глаукомы. Пролежав две недели в больничной палате, я снова вернулся в кирпичный цех, другого места службы для меня не нашлось. И вскоре случилась главная драка моей жизни. Как принято говорить, пошла «стенка на стенку» - кавказцы против остальных. В этой драке я и получил страшный удар по голове, разделивший мою жизнь на «до» и «после». Пролежав в госпитале определенный период, я был комиссован и оправлен домой, в Баку.
- Тогда вы уже потеряли зрение или все же были шансы его спасти?
- Окончательно я потерял зрение в 1993 году. А до того я благополучно окончил Бакинский техникум пищевой промышленности по специальности «кондитер». Позже сумел организовать сам и активно проводил курсы кулинарии при ДК НБНЗ. Однажды с группой учеников мы успешно накормили всемирно известного Ватсона, актера советского кино, ныне покойного Виталия Соломина. Приготовленный нами глинтвейн из местного вина «Чинар» плюс люля-кебаб и шашлыки вызвали восторг прославленного актера: «Как вы здесь хорошо живете!». Однако уже подступала полная слепота, и я успел окончить высшую школу массажно-мануальной терапии под руководством профессора Султана Пириева.
Я благодарен судьбе за то, что она дала мне этот шанс, работу, хлеб насущный, а остальное было всегда. Творчество, гитара, музыка, добрая память чистого счастливого детства и, конечно, друзья…
- А сколько стихов и песен в вашем творчестве?
- Пишу я с 1968-го. Первое мое стихотворение было о перелетных птицах, которые улетают на юг. Я его до сих пор помню. В шкафу лежат все мои рукописи - килограмма три-четыре, не меньше. Но их нужно систематизировать, разложить по годам, по темам, наброски стихов - отдельно, готовые произведения - отдельно, есть и по нескольку вариаций одного и того же стиха… Работа большая, сложная, а заняться этим некогда! Жизнь берет свое…
- Но вы можете подать заявление о вступлении в Союз писателей Азербайджана, ведь у вас есть вечная рекомендация поэта Мансура Векилова! Он охотно печатал ваши стихи и песни на страницах «Литературного Азербайджана». И сегодня сотрудники этого журнала не отказывают в публикации ваших работ. Что вы пишете сейчас?
- Совсем недавно закончил детскую пьесу из 10 глав в стихах под названием «Приключения Фатимы». «Я - Араслы, седой мудрец, былин и не былин певец, и мой правдивейший рассказ смешит, но и печалит вас», - так начинается повествование о приключениях девочки Фатимы на Новруз байрамы. Скоро эта сказка будет издана отдельной книжкой, пока идет подготовка к публикации. Еще будут выпущены сказка про Мелик Мамеда и «Правдивая история о Рождестве Христовом».
- Программа юбилейного концерта - что она включила в себя, какие песни вы наметили исполнить, кто заявлен в составе участников?
- Программа концерта была рассчитана на 160 минут. Открывал его Джавид Имамвердиев, председатель нашего Клуба авторской песни. Именно он является автором фильма-пролога под названием «Я бедный романтик». Фильм снят по слайдам и фотографиям страниц моей биографии.
- Так вы бедный романтик: «…шарик голубой улетел, а бедный романтик поет»?
- Да, это песня написана мною по поводу яркого воспоминания из детства. Это действительно произошло со мной. Мы шли на демонстрацию: папа, мама, я и моя сестренка, - но случилась беда. Порыв ветра вырвал из моих рук праздничный атрибут и очень сильно огорчил меня, почти до слез. Меня успокоили родители, дав взамен флажок, но в душе я долго досадовал, что тот голубой шарик улетел. Всеобщее настроение и радостные лица вокруг сделали свое дело, я забыл о своей утрате, и лишь годы спустя мой шарик вновь ожил в песне «Я бедный романтик». Жизнь меня лишала большего, чем далекий голубой шарик, но я остаюсь вечным романтиком. «Не бойся, я уже не попрошайка. Я уже подать и сам готов», - звучит рефреном в одной из моих песен, исполненных на юбилейном концерте в Театре песни.
- А кто пришел поздравить вас?
- Мои друзья и товарищи по творчеству, почти все члены КАП. Но главный подарок - дебют моей дочери Дианы. Она исполнила знаменитую песню великого барда всех времен и народов Yesterday Пола Маккартни. И еще мы с ней в дуэте исполнили хорошую детскую песенку на мои слова. Она - главный человечек моей жизни. Самый главный человек, ради которого я сегодня живу и творю. Очень помог мне в подготовке программы концерта Джавид Имамвердиев, всю организацию юбилейного вечера он взял на себя. Андрей Карякин сделал все аранжировки моих песен, очень талантливый музыкант. Ему я очень благодарен за музыкальную часть концерта. Среди выступивших были известные в Баку барды Самир Раджабов, Андрей Карякин, Виталий Игольников, Георгий Черногоров, Деляра Юсуфова, Ибрагим Имамалиев, исполнившие мои и свои собственные песни. Поэты Алина Талыбова и Оксана Буланова читали свои стихи. Закончили концерт мы песнями на мои стихи «Бакинский старый двор» в исполнении Ибрагима Имамалиева, а потом общим составом КАП «Гимн поколения» заключил на торжественной ноте наш концерт. Затем попросили исполнить песню «Я из Забрата», и ее пел со мной вместе весь зал. Эту песню очень любят мои слушатели.
- Сергей, у меня к вам не совсем деликатный вопрос: вы хотели бы, чтобы ваше зрение вернулось, или вы полностью реализовались и этот «шарик» вам не нужен…
- Да, я смог себя реализовать полностью. У меня есть хорошая работа - лечить людей и помогать им, есть востребованное творчество, есть семья, любящая и оберегающая меня, есть друзья, всегда готовые прийти на помощь… Все есть, слава за это Богу и моей судьбе! Но как я хочу увидеть лицо моей дочери Дианы, которое я ни разу не видел. Увидеть свою жену Иннесу, свою любимую тещу Валентину Матвеевну, лица своих многочисленных друзей и поклонников. Я хочу увидеть радость своих пациентов, когда их болячки отступают благодаря моему лечению. Я хочу ездить на различные фестивали авторской песни и представлять там Азербайджан. Хотел бы ездить на гастроли…
- Есть ли шанс вернуть зрение?
- Мое положение в этом плане очень серьезно, но не совершенно безнадежное. Зрение можно вернуть, но для этого требуется операция за рубежом. Она стоит очень дорого, у моей семьи таких денег нет. Но шанс дан, зрение вернуть можно, и это главное. Остается только надеяться….
Нелли АТЕШГЯХ
banner

Советуем почитать