• вторник, 23 Апреля, 13:58
  • Baku Баку 24°C

Издержки либерализма

14 января 2015 | 10:46
Издержки либерализма

АНАЛИТИКА
Стоит особо остановиться на послесловии к смерти террористов Шарифа и Саида Куаши в Париже, так как я убежден, что нельзя трактовать эту трагедию как атаку исламистов на принцип свободы слова.
Никоим образом не оправдывая убийц, полагаю, что выходка журналистов из Charlie Hebdo не от свободы слова, ибо тогда получается, что это понятие нужно, чтобы тиражировать бессмысленную непристойность. По своему замыслу, художественному уровню и глубокомыслию перлы и карикатуры этого издания из той же серии, что надписи и изображения, намалеванные неоперившимися юнцами в общественном туалете.
Немного о высоком
Согласитесь, сам принцип свободы слова не для того, чтобы тиражировать похабщину о Всевышнем, государстве и семье, знаменитостях и даже рядовых гражданах.
Это право человека свободно выражать свои мысли отражено в ряде международных и национальных правовых документов, среди которых «Всеобщая декларация прав человека» (ст.19), «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (ст.10) и Конституция Азербайджанской Республики (ст.47).
Свобода слова иногда вступает в противоречие с правами и свободами других лиц. Согласно международному праву, ограничения на свободу слова обязаны отвечать трем условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать легитимную цель и быть необходимы и адекватны для достижения этой цели. Законы, вводящие ограничения, должны стремиться быть недвусмысленными и не давать возможность для разных толкований. Так, Конституция Азербайджанской Республики запрещает агитацию и пропаганду, возбуждающую расовую, национальную, религиозную и социальную рознь и вражду.
Свобода слова тесно связана с вопросами установления истины, самоуправления, обеспечения гибкости политической системы, самореализации личности, естественных прав человека и их защиты. В сочетании с демократическими процедурами, обеспечивающими подотчетность правительства перед избирателями, свобода слова становится одним из важнейших инструментов защиты всех прав человека. Она также играет ключевую роль в обеспечении стабильности либеральной демократии (также буржуазной и конституционной), поскольку делает возможным подстройку работы правительства и даже политической системы в целом под объективные потребности общества.
Этическую сторону явления, на эмоциональном уровне доминирующего над изложенными выше принципами раскрыл либерализм, который на первый план выставляет человеческое достоинство и объективные потребности (естественные права), данные человеку от рождения. Эта концепция сформулирована Кантом в качестве теории, по которой принципы человеческого общества имеют фундаментальную естественную природу. Такой подход, впервые отраженный в американском «Билле о правах» и французской «Декларации прав человека и гражданина», означает, что допустимы только вынужденные и нравственно оправданные ограничения на свободу слова.
Паяцы от журналистики
Во Франции свобода слова введена и ограничивается просвещенческими трактатами и конституциями, начиная с XVIII века, но растиражированное Charlie Hebdo гораздо древнее и не имеет никакого отношения к этому явлению. Потому непонятно, как может существовать такой журнал во Франции, объявившей себя современной цивилизованной страной.
Надо сказать, что жанр карикатуры возник из средневековой смеховой культуры, когда в почете были не философы с интеллектуалами, а шуты, паяцы, скабрезники и похабники, произрастающие из карнавальной традиции. Именно из-за роли карикатуры в эпоху Французской революции она стала компонентом европейской свободы, что не приравнивает карикатуру к свободе, поскольку это проявление гораздо более древней свободы - освобождения от оков цивилизованности и раскрепощения животного начала в себе.
Возможность показать властителю причинное место - далеко не то же самое, что право разоблачать коррупцию, насилие власти или оспаривать налоги в парламенте. Это возможность сбросить с себя оковы общественных установлений, приличий и авторитетов. Иногда это помогает революциям, поскольку десакрализирует власть, иногда помогает власти, поскольку пройдя через карнавальное осмеяние, она укрепляется. Но существует эта традиция вовсе не для десакрализации власти, а для освобождения человека от себя самого. В основе этого дела не бичующий смех сатиры, а похабное хихикание пьяного в дупель мужлана.
Кстати, в исламской традиции народная смеховая культура не менее развита, чем в Европе - достаточно вспомнить Моллу (Ходжу) Насреддина, Бахлула Даненде, похабный турецкий кукольный Театр «Гарагез». Но низовое осмеяние распространено здесь на «земных владык», и ни в коем случае не на пророка, праведных халифов и законы шариата.
Двойные стандарты
Во Франции, в том числе в Charlie Hebdo в моде двойные правила. Так, редактор скандального журнала в 2008 году выгнал за антисемитизм своего карикатуриста, когда тот съерничал по поводу сына Саркози. Кто устанавливает табу? Редакция или главный редактор? Нет, - государство, которое, как, впрочем, и многие другие европейские страны, не позволяет ерничать по поводу Холокоста.
Законы, прямо запрещающие публичное отрицание, преуменьшение, одобрение или оправдание преступлений, совершенных нацистами, приняты и применялись в десятках развитых стран. Только в 2007-2008 годах за отрицание Холокоста в странах Европейского союза были осуждены не менее 10 человек.
12 октября 2006 года нижняя палата парламента Франции одобрила законопроект, в соответствии с которым отрицание так называемого «геноцида армян» является уголовным преступлением, однако принят закон не был. Зато 22 декабря 2011 года законопроект был снова внесен на обсуждение нижней палаты и утвержден по итогам голосования.
Спрашивается, почему тема холокоста и мифического геноцида армян - табу, а вот ерничество в отношении ислама и его пророка вполне нормально.
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль в интервью российскому телеканалу «Дождь» сказал, что журнал Charlie Hebdo и ранее отличался производством туалетной бумаги с текстами священных писаний Корана, Евангелия и Библии, проводя агрессивную антирелигиозную редакционную политику.
Ислам между Сциллой и Харибдой
Причина драмы в редакции скандального журнала в том, что мир входит в зону прямой конфронтации двух мировых партий. «С одной стороны - традиционалисты, которые были потеснены в результате Второй мировой войны, а с другой - либералы, которые в 1945 году фактически захватили контрольный пакет в мировом глобальном обществе и завели историю человечества в общем-то в тупик», - считает Г.Джемаль, отметивший что журналисты издания отнюдь не из интеллектуального клуба.
По его мнению, люди вышедшие с протестом против расстрела в редакции Шарли Эбдо, сделали это потому, что им сказали, что этих французских журналистов убили исламисты. Это реакция возмущения на то, что чуждый элемент позволил себе осуществить расправу над журналистами, художниками, так сказать представителями французской культурной элиты на территории Франции. Т.е. это на самом деле национальная патриотическая реакция. В этом контексте можно сказать, что эти люди были проманипулированы пропагандой: мусульмане на чужой земле убивают французов.
Косвенным подтверждением слов Джемаля о борьбе традиционалистского клуба с либеральным может служить заявление принца Карла-Филиппа Орлеанского, Герцога Анжуйского, в котором он сказал: «Я не Charlie Hebdo, поскольку никогда не любил эту манихейскую газету. Это обычная бумажка, презирающая любое мнение, кроме своего собственного, которая под прикрытием свободы выражения мнений позволяет всем совершать провокационные действия. Я осуждаю такие попытки национального единства и лицемерие граждан, которые никогда не читали эту газету. Почтить память жертв - да. Отдать дань Charlie Hebdo - нет», - сказал он.
***
В интервью газете «Каспiй» имам соборной бакинской «Джума» мечети, председатель DEVAMM Гаджи Ильгар Ибрагимоглу решительно осудил террористический акт в Париже.
- Мы желаем, чтобы преступники понесли заслуженную кару, - сказал религиовед, принося соболезнования родным и близким погибших, но подчеркивая неслучайность этого акта вандализма. - В случившимся просматривается почерк «Исламского государства» (ИГ), которое благодаря финансовой, организационной, информационной, военной помощи ведущих стран Запада, из разрозненных экстремистских групп превратилось в организованную, опасную и беспощадную силу, сметающую все живое и думающее на своем пути. Сейчас этот метастаз начал распространяться уже и в Европу. Боюсь, что эта кровавая драма не последняя. Цивилизованный мир беззащитен перед экстремистами, и очень скоро мы можем увидеть продолжение этой смертоносной кампании. И через некоторое время в Европе может сложиться ситуация когда начнется война «все против всех».
Вместе с тем необходимо сказать несколько слов и о моральном терроре, совершаемым время от времени на Западе. Исламофобские выходки, оскорбления религиозных святынь, карикатурная гнусность - все это провело глубокую межу не только в Европе, но и привело к размежеванию между мусульманским миром и Западом. Доктринальная спекуляция на тему свободы слова и самовыражения привела к сильной девальвации этих ценностей. Создалась ситуация, при которой оскорбленные верующие не могут получить компенсацию за причиненный моральный ущерб и страдания, не могут добиться уважения к своим чувствам. Этим пользуются адепты террористической идеологии, стремящиеся показать, что террор является единственно эффективным средством пресечения надругательств над верой.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать