• вторник, 23 Апреля, 13:33
  • Baku Баку 24°C

Иран предупредил Израиль

29 января 2015 | 15:37
Иран предупредил Израиль

РЕГИОН
«Израиль пересек «красную линию» своими противоправными действиями в отношении официального Тегерана, и ему следует ожидать последствий акта агрессии», - заявил накануне замминистра иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан в связи с гибелью высокопоставленного генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мухаммада Али Аллахдади, а также сына экс-главы движения «Хезболлах» Имада Мугнии, и еще пяти членов этой организации в Сирии в результате нанесенного израильтянами авиаудара.
Заявление было сделано в столице южных соседей во время траурной церемонии, причем подчеркнуто, что соответствующее послание уже отправлено в США по дипломатическим каналам.
Зуб за зуб
По официальной версии, генерал Аллахдади находился в Сирии с мирной миссией - предоставлял военные консультации правительству этого государства «в рамках борьбы с террористами». Только непонятно, что делали рядом с ним сопровождавшие его члены не мирной вроде структурой «Хезболлах» во время атаки израильского боевого вертолета при посещении ими сирийской провинции Кунейтра.
Тема переговоров с не особо дипломатически гибким Ираном становится все более деликатной, особенно для США, где нарастает напряженность в отношениях между контролируемым республиканцами Конгрессом США и администрацией Барака Обамы, которая еще больше усилилась в связи с приглашением израильского премьера Биньямина Нетаньяху выступить перед Конгрессом по иранской проблеме.
Ясное дело, Иран сразу же отреагировал выступлением председателя парламентского комитета по атомной энергетике Ибрагима Карханеи, заявившим, что муллократический режим может и не придерживаться промежуточного соглашения, достигнутого в ноябре прошлого года в Женеве с «шестеркой» международных посредников, если Запад не снимет санкции со страны, или если США введут новый пакет ограничительных мер.
«Любой неверный шаг Запада приведет к тому, что содержание женевского соглашения будет приравниваться нами к нулю и не выполняться, а также будет стимулировать Иран к возобновлению своей ядерной программы, причем более энергично и быстро».
Как видим, позиция Ирана достаточно жестка, потому неудивительно, что даже один из главных сторонников усиления санкций против этой страны в Демократической партии США, сенатор Боб Менендез заявил, что законопроекты о дополнительных санкциях будут заморожены, чтобы «дать шанс дипломатическим усилиям». Другие демократические лидеры в верхней палате Конгресса США также присоединились к мнению, что при всем недоверии к Ирану, выдвигать на голосование законопроекты о санкциях пока не стоит. Ранее и сам Обама угрожал наложить вето на документ даже в случае его одобрения в Сенате.
Авторитетное мнение
В беседе с корреспондентом газеты «Каспиiй» депутат Милли Меджлиса, директор Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова Говхар Бахшалиева выразила уверенность в том, что в нынешнем году в ходе переговоров о ядерной программе Ирана, наконец будет достигнуто соглашение.
- США как никогда заинтересованы в сотрудничестве с этой страной, - отметила Г.Бахшалиева. - Заинтересованность была и раньше, но в связи с событиями на Ближнем Востоке надо форсировать взаимопонимание хотя бы по части проблем. Потому, думаю, стороны найдут-таки хотя бы промежуточный общий знаменатель, и соглашение будет достигнуто.
Экспертная группа газеты «Каспiй» также полагает, что эти страны просто обречены на сотрудничество хотя бы в регионе Персидского залива ввиду угрозы радикальных боевиков террористической группировки «Исламское государство». Правда, непонятно, кто, как и чьими руками будет решать проблему, - будут ли это односторонние действия со стороны США, что невыгодно Вашингтону, которому никто «спасибо» не скажет за освобождение от «ига», или же (как этого хотят в Иране) будет заключено новое негласное соглашение между Вашингтоном и Тегераном, чтобы никто из них не наступал друг другу на пятки. Скорее всего, будет реализован второй вариант, ибо при первом сценарии Ирак, Сирия и прочие арабские страны с шиитским населением станут очень большой проблемой на пути урегулирования американо-иранских отношений.
Более того, если раньше «ИГ» была просто террористической группировкой, сейчас это, пусть и с натяжкой, «государство» с экономикой и армейскими подразделениями, с иерархией управления, поддержкой иракских суннитов, с отсутствием каких-либо проблем с постоянным пополнением личного состава (во всем арабском мире у нее огромное количество последователей). Кроме того, она имеет неплохой опыт ведения «городской войны», а на разрушение городов официальные вооруженные силы Ирака, не говоря уже о потенциальном иранском экспедиционном корпусе, по понятным причинам пойти не могут. Использовать для борьбы с ней собственные неформальные вооруженные формирования тоже проблематично, что со всей наглядностью продемонстрировал опыт использования отрядов «Хезболлах» в Сирии. Так что эффективной модели войны с подобной угрозой ни у США, ни у Ирана нет, поэтому их интересы хоть где-то уже совпадают.
Что дальше?
Если американцы с их сверхточным оружием разбомбят основные базы и технические объекты исламистов, лишат их бронетехники и инфраструктуры, ликвидируют основные источники их экономики, то «ИГ» перестанет представлять серьезную угрозу. При этом все равно встанет вопрос - кто будет наводить порядок на этой территории? Войдет ли туда иракская армия, сможет ли она противостоять даже остаткам исламистов, - ведь как только воздушные удары прекратятся, то радикалы могут вновь накопить силы. И вот тут уже у Ирана возможностей больше - он продолжит поддерживать Багдад в деле создания дееспособной иракской армии, которая может справиться с ослабленным монстром.
Ну, а если иракцы и тут провалятся, произойдет сомализация страны с крайне негативными последствиями и для Ирана тоже, поскольку если террористы, пропитанные агрессивным антишиизмом возьмут под контроль весь Ирак, начнется беспредел на иранской границе и среди суннитских радикалов в Иране (в частности, в Белуджистане, где в период правления Ахмадинежада преобладали антиправительственные настроения).
В результате муллократический режим вступит в период долгосрочной нестабильности, что будет на руку ряду элит стран Персидского залива, стремящихся ликвидировать нынешний Иран, нацеленный на региональную гегемонию.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать