• четверг, 28 Марта, 18:04
  • Baku Баку 13°C

С правом на самооборону

13 марта 2015 | 13:48
С правом на самооборону

ВЗГЛЯД
После распада Советского Союза армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт стал одним из наиболее затянувшихся на Южном Кавказе. В основе его - территориальныe притязания Армении к Азербайджану на Нагорный Карабах с выдвижением этнических доказательств. Международные организации и государства региона не раз предпринимали попытки урегулировать этот конфликт, но безуспешно. Очевидно, главным приоритетом посредников было соблюдение собственных интересов, вследствие чего ситуация по сей день остается болезненной, а противостояние - неурегулированным.
Более четверти века Армения в нарушение всех действующих международно-правовых норм и принципов проводит политику этнических чисток и оккупационную политику против Азербайджана. 20 с лишним лет назад, в самый разгар военной оккупационной кампании Армении на территории Азербайджана, Совет Безопасности ООН принял знаменитые четыре резолюции по результатам международно-правовых действий, по исполнении которых должна восторжествовать справедливость в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана. Но, к сожалению, отсутствие объективной политико-правовой оценки со стороны международных организаций затянуло разрешение конфликта.
Сделав правовой акцент на данное исследование, хотелось бы напомнить, что СБ ООН занимает особое положение не только в самой организации, но и во всей системе международных отношений. Прежде всего это связано с тем, что на него возложена основная ответственность за поддержание мира и безопасности.
Сегодня все большую актуальность приобретает вопрос повышения эффективности СБ ООН, включая использование всех его уставных возможностей по поддержанию мира. Скорее всего, главная причина недостаточной эффективности Совбеза заключается в его неспособности в ряде случаев обеспечить реализацию своих резолюций. Наглядным тому примером служит армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт.
Требования о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, начавшиеся в 1988 году, после распада СССР переросли в вооруженный конфликт международного характера. В результате военных действий Армения оккупировала не только бывшую НКАО, но и территории семи соседних административных районов Азербайджана, изгнав оттуда все азербайджанское население и разместив здесь армянских переселенцев. Первоначальные призывы о присоединении Нагорного Карабаха к Армении сменились требованием признания полного суверенитета до сих пор не признанной ни одним государством мира т.н. «Нагорно-Карабахской республики».
Еще в 1993 году СБ ООН принял четыре резолюции - №№822, 853, 874 и 884, в которых подтверждается суверенитет и территориальная целостность Азербайджанской Республики, нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для приобретения территории. Резолюции требуют незамедлительного прекращения военных действий, немедленного, полного и безоговорочного вывода всех оккупационных войск с территории Азербайджана.
Резолюции Совбеза юридически обязательны к исполнению для всех государств-членов ООН (ст. 25, 48 Устава ООН). Они являются окончательными и обжалованию не подлежат. Однако Армения до сих пор не выполняет требований данных резолюций.
При этом СБ ООН наделен достаточным количеством полномочий, чтобы суметь заставить государства-члены организации исполнять свои обязанности. Устав ООН наделяет Совет Безопасности правом на применение временных и принудительных мер. Временные меры направлены на предотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Такие меры могут включать требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска на определенные рубежи, а также прибегнуть к той или иной процедуре мирного урегулирования, включая вступление в непосредственные переговоры, обращение к арбитражу, использование региональных организаций и органов.
Принудительные меры подразделяются на меры, не связанные с использованием вооруженных сил, и на действия с применением вооруженных сил (ст. 41 и 42 Устава ООН). Их осуществление находится исключительно в компетенции Совета Безопасности и является одним из важнейших его полномочий.
Согласно ст. 41 Устава принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, могут включать полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, прекращение дипломатических отношений, а также иные меры подобного характера.
В случаях, когда вышеуказанные меры становятся недостаточными или неэффективными, Совет Безопасности на основе ст.42 Устава имеет право предпринимать действия, необходимые для поддержания международного мира и безопасности, с применением силы.
Опыт применения санкций к Ираку может служить иллюстрацией возможностей Совета Безопасности. В день нападения Ирака на Кувейт (2 августа 1990 г.) СБ принимает резолюцию, которая определяет факт нарушения мира (ст. 39 Устава), а также рекомендует пути немедленного прекращения агрессии (ст. 40). В следующей резолюции СБ констатирует невыполнение Ираком предыдущей и определяет меры по восстановлению власти законного правительства Кувейта.
В числе предписаний - прекращение всех экономических связей и отказ от признания любого оккупационного правительства. Следующая резолюция предусматривала применение вооруженных сил. С юридической точки зрения особый интерес представляет резолюция от 25 сентября. Она устанавливала, что все правовые акты Ирака, противоречащие резолюциям Совета, являются ничтожными. Сославшись на ст.103 Устава о приоритете обязательств, СБ обязал все государства, независимо от договоров, прекратить авиационные связи с Ираком. Иными словами, обязательная резолюция Совета Безопасности приравнена к обязательствам по Уставу ООН.
Резолюции установили условия прекращения военных действий, порядок возмещения нанесенного ущерба и т.д. В результате они заменили не только соглашения о перемирии, но и мирный договор. Санкции применялись Советом Безопасности и в других случаях - в отношении Ливии и Югославии. В последнем случае СБ сыграл важную роль в разработке условий мирного урегулирования.
Особым видом принудительных мер является приостановление осуществления прав и привилегий любого члена ООН, в отношении которого Совет Безопасности принял решение о действиях принудительного характера. Такой мерой является и исключение из членов организации за нарушение ее Устава (ст. 6).
Ни одна из вышеуказанных мер не была применена к Армении, и агрессия продолжается по сей день. Исполнение резолюций СБ в одних случаях и неисполнение в других иначе как политикой двойных стандартов назвать нельзя.
Азербайджанская Республика - сторонница разрешения карабахского конфликта мирным путем в рамках общепризнанных принципов и норм международного права. Однако современный процесс применения международного права политизирован, в связи с чем затруднено признание действий определенных государств легитимными либо противоречащими международному праву.
Неисполнение резолюций СБ ООН повлекло за собой перевод вопроса урегулирования конфликта из международной организации в региональную - ОБСЕ и созданную ею Минскую группу. Хотя сопредседатели МГ (США, Франция, Россия) неоднократно выступали с заявлениями о неприемлемости сложившегося статус-кво, тем не менее основную часть своей работы проводят в области эскалации конфликта, нежели поиска конкретных решений для разрешения ключевых проблем, имеющих важное значение для нашей страны.
На самом деле война продолжается в активной военной фазe прекращения огня. Вооруженные силы Армении регулярно нарушaют режим прекращения огня по 60-70 раз за сутки на переднем крае, и начало военных действий возможно в любой момент. Россия, как член «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ, вместе с США и Францией, стремится найти решение, которое будет способствовать урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Созданная в марте 1992 года с целью выполнить миссию посредника в урегулировании конфликта в Hагорно-Kарабахском регионе Азербайджана, Минскaя группa ОБСЕ настаивает на постоянном прекращении огня и в результате бездействия, часто впечатляющего с точки зрения «деятельность», в марте этого года отметит 23-ю годовщину.
Окончание следует
Кямран БЕХБУДОВ,
доктор юридических наук

Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать