• пятница, 29 Марта, 01:37
  • Baku Баку 7°C

Рыцарь революции: взлет и падение

03 апреля 2015 | 14:12
Рыцарь революции: взлет и падение

РАЗМЫШЛЕНИЯ
Работа писателя-публициста Рудольфа Николаевича Иванова «Смертельная схватка» рождает у азербайджанского читателя неоднозначное впечатление.
С одной стороны в авторском тексте остро проявляет себя идеологическая тенденциозность, которая была присуща социалистической пропаганде, с другой стороны автор порой жертвует исторической объективностью в угоду стилистическому оформлению. Поэтому молодой азербайджанский читатель может и не принять данную книгу, что конечно было бы поспешным и необоснованным.
Дело в том, что в «Смертельной схватке» воссоздаются крупицы исторической мозаики Азербайджана начала XX века, которые ранее были известны лишь узким кругам. Опубликованные в книге 475 исторических материала, которые были ранее сокрыты грифом секретности, представляют собой ценность для размышляющего читателя. Автором был проделан поистине прометеев труд, как по сложности, так и по своему замыслу.
Книга «Смертельная схватка» уникальна, что обусловлено жизненным и профессиональным опытом самого Р.Н.Иванова. На этом особое внимание в предисловии к изданию обратил внимание академик НАНА Иса Акпер оглу Габиббейли: «Важное значение для глубокого изучения темы Рудольфом Ивановым имеет хорошее знание российских архивов, опыт военного историка, членство в Союзах писателей и журналистов России». Размышляющий читатель увидит во включенных в книгу документах новые полутени и полусвета в азербайджанской истории XX века, в которую свою лепту внес и Нариман Нариманов.
Нашему современнику легко хвалить или осуждать Н.Нариманова. Работа «Смертельная схватка» позволит понять всю внутреннюю диалектику деятельности этого политического деятеля. С одной стороны, на Н.Нариманове лежит груз политической ответственности за борьбу против Азербайджанской Демократической Республики, за участие в продразверстке, который привел в солнечный Азербайджан голод (не такой катастрофический по масштабу как в Поволжье, в котором массово распространился каннибализм), за молчаливое соглашательство при раздаче азербайджанских территорий в угоду центра (тут следует также указать особую роль Н.Нариманова в предотвращении отчуждения Карабаха), за уничтожение азербайджанского крестьянства как класса, за поддержку политического курса по противопоставлению Южного Азербайджана с Северным Азербайджаном т.д.
С другой стороны, Н.Нариманов вступил в острую политическую борьбу за защиту азербайджанских интересов. За это его нередко оппоненты обвиняли в приверженности идеалам М.Э.Расулзаде. Интернационалиста до мозга костей клеймили как националиста. Конечно же, Н.Нариманов не был мусаватистом, но его борьба по защите политических и экономических интересов Азербайджана способствовала формированию политической платформы, созвучной взглядам М.Э.Расулзаде.
Во всем этом проявляется вся трагичность жизненного пути Н.Нариманова. Будучи глубоко порядочным человеком Н.Нариманов стал рыцарем социалистической революции на Востоке. Для того, чтобы дать общую характеристику Н.Нариманову как политическому деятелю обратимся к записке Наркома иностранных дел Г.В.Чичерина, которая приведена в книге «Смертельная схватка». Характеризуя Н.Нариманова, нарком писал о нем: «Его советы пропагандистам среди мусульман замечательно разумны. Но в области общей политики, даже в отношении Ближнего Востока, он уже обнаруживает некоторую наивность».
Хочется возразить коммунисту-дворянину и подписанту неоднозначного Брестского мира Георгию Васильевичу, что Н.Нариманов не наивен, а порядочен. Именно эта порядочность подтолкнула Н.Нариманова обратиться в 1921 году к Ленину с телеграммой, где он просил исполнить решение 1-го Всеазербайджанского съезда Советов об освобождении и возвращении из концентрационных лагерей, тюрем и домов заключения лиц, высланных из Азербайджана в 1920-1921 гг.
Иногда кажется, что противостояние Н.Нариманова сродни борьбе Дон Кихота с ветряными мельницами. Идеология, которой служил Н.Нариманов, сначала подняла его на вершины политического Олимпа, а затем, когда Н.Нариманов выступил против нее, перемолола его.
Политическое одиночество Н.Нариманова было обусловлено тем, что ему не простили старые обиды азербайджанские националисты, «сменившие» при власти советов свои политические ориентиры, как и бывшие большевистские соратники с подполья не смогли воспринять его идеалы о независимой АзССР. Парадокс истории в том, что Компартия противостояла стремлению Н.Нариманова по созданию независимого социалистического государства в Азербайджане с помощью бывших националистов, демонстративно принявших «левый» уклон внутри компартии.
И тут рождается вопрос: кто истинный патриот Азербайджана - идейный коммунист Н.Нариманов, вступивший в неравную схватку за независимость Азербайджана, или же пустословы «мусаватисты», которые, предав интересы Азербайджана, сознательно стали орудием политики экспансии?
Внимательно читая документы, опубликованные в «Смертельной схватке», отчетливо видишь роль ЧК в этой борьбе, натравливающих на Н.Нариманова новоиспеченных коммунистов, на которых имелся значительный компромат. При этом до смерти Ленина негласная активность ЧК значительно нейтрализовалась дружбой Наримана Кербалаи Наджаф оглу и Владимира Ильича. На этом фоне не случайно, что Н.Нариманову удалось в открытой борьбе победить председателя ЧК АзССР Э.Ю.Ханбудагова и отстранить его от занимаемой должности.
Судьба Н.Нариманова была предрешена, когда коммунистической руководство в Москве отказалось от экспорта коммунистической революции. Н.Нариманов нужен был центральной власти как революционный глашатай на Востоке. Поэтому его терпели. Терпели пока доминировала идея общемировой революции. Сам Сталин, будучи Наркомом по делам национальностей, молча выносил активность своего заместителя Н.Нариманова, критиковавшего своего начальника.
Дело в том, что Н.Нариманов был личностью общесоюзного масштаба, способный составить конкуренцию лицам, входящим в высший политический истеблишмент. Н.Нариманов был одним из сопредседателей Центрального Исполнительного Комитета СССР (ЦИК СССР), то есть высшего органа государственной власти СССР в 1922-1938 гг. Иными словами Н.Нариманов был главой СССР, что особо подчеркнул в своей работе Р.Н.Иванов.
Не случайно, что запущенная Москвой пропагандистская компания против Н.Нариманова не дала ожидаемых результатов. Когда Н.Нариманов обратился с заявлением о выходе из состава ЦИК СССР его оппоненты опешили. Пропагандистская компания была срочно свернута, а его результаты были нивелированы. На этом фоне политической загадкой выступает странная смерть Н.Нариманова. Враги не смогли устранить рыцаря революции в ходе политической борьбы, очернить его имя или заставить замолчать.
Не исключено, что смерть Н.Нариманова была инспирирована со сторон ЧК. К сожалению, опубликованные в «Смертельной схватке» документальные материалы оставляют этот эпизод под завесой тайны. Однако к чести Р.Н.Иванова, он в своей работе особо подчеркивает странность смерти Н.Нариманова и заинтересованность в этом Сталина, сконцентрировавшего к 1925 году власть в своих руках.
Н.Нариманов понимал, что основной мотив борьбы с ним - это нефтяные ресурсы Азербайджана. В документе Центральной контрольной комиссии РКП «Основные обвинения, выдвинутые тов.Наримановым против Бакинского комитета АКП, ЦК АКП, и тов.Орджоникидзе» особо подчеркивается, что Н.Нариманов выдвинул против А.П.Серебровского обвинение о не отчислении руководимым им производственным объединением «Азнефть» отчислений в пользу АзССР. Н.Нариманов выступил также против договора 1921 года, согласно которому объединялись железные дороги РСФСР и АзССР, а азербайджанская нефть передавалась в ведение РСФСР.
СССР остро нуждался в нефти и не мог позволить потерю контроля за этой жизненно важной сферой. Все политические и идеологические перипетии борьбы Н.Нариманова за самостоятельность и самобытность Азербайджана сводились в основе своей в борьбе за нефть. В пункте 5 решения Политбюро РКП от 17.10.1921 года Н.Нариманов закрепляет свои идеи о предоставлении Азербайджану нефтяных бонусов.
Читая документы, включенные в «Смертельную схватку», понимаешь, что создание в 1922 году ЗСФСР преследовало цель лишить республику тех преимуществ, которые смог закрепить за Азербайджаном Н.Нариманов. Кстати из Азербайджана Н.Нариманов был устранен именно путем перевода на руководящую должность ЗСФСР.
К сожалению, Н.Нариманов нефтяную борьбу проиграл. Он так и не смог добиться независимости для Азербайджана. И что наиболее тяжело воспринимать современному читателю - это молчаливое предательство большинства азербайджанских партийных функционеров, оставивших Н.Нариманова наедине с центральной власти.
Напрасна ли была борьба Н.Нариманова? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Однако особо хочется отметить, что благодаря Н.Нариманову удалось, как предотвратить дальнейшее отчуждение земель Азербайджана в пользу соседних республик, так и заставить центральную власть активнее привлекать азербайджанцев в партийные структуры и органы государственной власти.
Борьба Н.Нариманова была трагична, но результативна. А главное, был создан прецедент, получивший свое развитие с приходом к власти в АзССР Гейдара Алиева. Если «политический романтик» Н.Нариманов в результате интриг ЧК так и не смог консолидировать вокруг себя местные кадры, то Гейдар Алиев сумел создать сплоченную команду.
Не случайно, что на обложке «Смертельной схватки» за фотографией Н.Нариманова размещена фотография общенационального лидера Гейдара Алиева. Этим Р.Н.Иванов подчеркивает, что борьба за экономические и политические интересы Азербайджана была продолжена Гейдаром Алиевым. Действительно, до высот политического руководства СССР смогли подняться всего два представителя Азербайджана - Нариман Нариманов и Гейдар Алиев.
Гейдар Алиев сыграл особую роль в реабилитации имени Н.Нариманова. В интервью 1990 года Гейдар Алиев на вопрос о причинах проведения в 1972 году юбилея Н.Нариманова с опозданием в два года великий лидер ответил, что пришлось вести острую борьбу с партийными бонзами за проведение юбилея. Следует особо подчеркнуть, что выделяющийся политическим прагматизмом и одаренный политическим чутьем Гейдар Алиев, выведя борьбу за экономические и политические интересы Азербайджана на новый уровень, вышел из нее абсолютным победителем.
Хочется выразить искреннюю признательность Рудольфу Николаевичу. Благодаря «Смертельной схватке» Н.Нариманов раскрывается как масштабная историческая личность, которая способная была преобразовать весь Восток. Однако история распорядилась иначе.
Салида ШАРИФОВА,
доктор филологических наук, доцент
Институт литературы имени Низами НАНА

Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать