• пятница, 29 Марта, 00:15
  • Baku Баку 7°C

Будет ли соглашение?

23 апреля 2015 | 13:26
Будет ли соглашение?

РЕГИОН
Пять постоянных членов СБ ООН и Германия после достигнутого 2 апреля в Лозанне соглашения по урегулированию иранской ядерной программы приступают к практической подготовке текста итогового документа.
В течение двух дней эксперты, чью работу будут координировать замглавы европейской дипломатии Хельга Шмидт и замминистра иностранных дел ИРИ Аббас Арагчи, будут работать над текстом, оставляя спорные моменты в скобках. А в пятницу состоятся согласование встречи политических директоров, которые постараются эти скобки снять, определив уже конкретные договоренности.
По имеющейся информации, стороны начнут работу с вопросов, которые еще не получили глубокой проработки. Это касается, в частности, санкций. Спорных вопросов немало и поэтому работа продлится до конца июня.
Ключевые параметры сделки
В части обогатительной программы Ирана стороны договорились, что Тегеран на две трети сократит количество центрифуг с 19 до 6,1 тыс. аппаратов первого поколения (IR-1), из них только 5 тыс. будут обогащать уран на протяжении 10 лет. При этом в течение 15 лет после вступления соглашения в силу степень обогащения урана не должна превышать 3,67%, а его запасы будут сокращены до 300 кг с 10 тонн.
Все лишние центрифуги и обогатительная инфраструктура должны быть доставлены на склады и содержаться под контролем МАГАТЭ. Иран также обязуется не строить новые ядерные предприятия в следующие 15 лет. Время, за которое страна может беспрепятственно и незаметно для надзорных органов наработать ядерный материал, достаточный для производства ядерной бомбы должно возрасти с 2-3 месяцев до одного года.
Что касается международного контроля за программой, то Иран со своей стороны гарантирует, что инспекторы МАГАТЭ получат регулярный доступ ко всем ядерным предприятиям и возможность использовать самые современные технологии для мониторинга. Кроме того, у специалистов будет доступ ко всей «топливной цепочке, что позволит исключить разработку секретной ядерной программы Тегераном. В частности, МАГАТЭ получит доступ к урановым рудникам и заводам по переработке урана на ближайшие 25 лет. Обогатительные предприятия и склады хранения также окажутся под наблюдением экспертов на 20 лет.
О санкциях
Санкции с Ирана будут сниматься по мере того, как будет подтверждаться выполнение Тегераном требований. Односторонние ограничительные меры США и ЕС будут «приостановлены» после того, как МАГАТЭ подтвердит, что ИРИ выполнила все взятые на себя в части ядерной программы шаги. В любой момент, как только выяснится, что иранская сторона уклоняется от выполнения договоренностей, санкции вновь будут введены в действие.
Причем основные положения санкций СБ ООН, касающиеся чувствительных технологий, будут из прежних резолюций перенесены в новую с целью обеспечить соблюдение Ираном своих обязательств. Но последовательность снятия санкций и критерии, которые должны быть выполнены, еще предстоит согласовать.
Камень преткновения
Однако именно в вопросе снятия санкций позиции сторон кардинально расходятся. Иран не согласен с поэтапным снятием санкций, требует отменить их, что называется чохом.
Президент Ирана Хасан Роухани, выступая 9 апреля на государственном телевидении, заявил, что согласится на подписание финального соглашения с шестью державами только в том случае, если с Ирана будут сняты все санкции. «Мы не подпишем никакого соглашения, пока с нас одновременно не снимут все санкции… Мы хотим, чтобы все стороны, участвующие в переговорах, остались в выигрыше», - заявил Роухани.
Что значит Иран для Америки
США всегда строго придерживались линии на практическую реализацию основных теоретических постулатов своей внешнеполитической доктрины. В свое время была поставлена цель - реализовать концепцию Большого Востока, которая бы позволила, с одной стороны, разрешить вековые противоречия между основными центрами силы всего региона, с другой, сделать весь регион не просто зоной реализации своих жизненно важных интересов, а большой американской базой на Евразийском континенте. Однако реализовать эту концепцию не удалось и поэтому, сегодня налаживание отношений с Ираном стало жизненно важным для США.
Это позволит Вашингтону не только снова начать играть одну из ведущих ролей в определении цены на углеводородное сырье, усилить, ослабевший в последние годы контроль над Ближним Востоком, а главное совсем иначе вести политический диалог с тремя представляющими потенциальную и реальную угрозу США странами Евразии - Россией, Китаем, Индией. Поскольку, Иран сегодня является центральным звеном в системе безопасности всего евразийского континента. Это вытекает из его географического положения, наличия природных ресурсов, выхода к морю, потенциала развития транспортной инфраструктуры в целях связывания Евразии в единое экономическое пространство через наземные транспортные коридоры.
Как сказал в беседе с газетой «Каспiй» востоковед-арабист, дипломат, политолог Вафа Гулузаде, сегодня вероятность заключения сделки по ядерной программе высока как никогда:
- Иран является весьма важной страной для устойчивости всей политической и экономической системы отношений в Евразии. Поэтому нормализация отношений с Тегераном на настоящий момент относится к числу первоочередных целей внешней политики президента Барака Обамы.
Правда этому активно сопротивляется ближайший союзник Вашингтона на Ближнем Востоке - Израиль, премьер-министр которой Биньямин Нетаньяху выступил в Конгрессе США по ядерному досье ИРИ. Этому решению Обамы противится и Конгресс, а точнее республиканское большинство.
Тем не менее, несмотря на сопротивление республиканцев Обама сумеет преодолеть сопротивление и добьется сделки с Ираном. Для этого у него достаточно ресурсов. Когда на кону глобальные интересы США, интересы даже такого верного союзника как Израиль - ничто и Белый дом поступит так как диктуют государственные интересы Америки.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать