• пятница, 29 Марта, 00:53
  • Baku Баку 7°C

Мандат отвергнут

29 апреля 2015 | 12:18
Мандат отвергнут

Более четверти века Армения, в нарушение всех действующих международно-правовых норм и принципов, проводит оккупационную политику и этническую чистку против Азербайджана.
Анализ нагорно-карабахского конфликта, генерируемого агрессивным национализмом и мотивированного территориальными притязаниями Армении к Азербайджану, следует рассматривать с позиции глубоких стратегических исследований историко-правовых причин возникновения армяно-азербайджанского противостояния. История показала, что армянские сепаратисты, используя влияние армянской диаспоры в США, Франции и других государствах, силой и угрозами изгнало азербайджанское население с их коренных земель, прибегая к дипломатическим уловкам и хитрости для придания законности своим агрессивным преступным действиям.
Для оправдания территориальных притязаний Армении против Азербайджана представители официального Еревана часто выдвигают тезис о том, что Нагорный Карабах якобы никогда не был под юрисдикцией независимого Азербайджана. В основе этого утверждения лежат необоснованные аргументы армянской стороны.
Во-первых, когда независимый Азербайджан стал частью Советского Союза, Карабах не находился под его юрисдикцией, о чем свидетельствует решение Лиги наций, которым отказано признать Азербайджан из-за его притязаний на армянонаселенные территории Восточного Закавказья и, в частности, Нагорный Карабах, а также отсутствия эффективного государственного контроля над своей предполагаемой территорией и неспособности обосновать легитимность границ этой территории.
При этом следует подчеркнуть тот факт, что охотно делясь на различных уровнях собственным толкованием результатов рассмотрения заявки Азербайджана в Лиге наций, официальный Ереван в то же время старается не привлекать внимания к аналогичным итогам по Армении, «забывая» о существовании соответствующих официальных документов этой структуры.
Так, говоря об Азербайджане как о «территории, которая никогда ранее не составляла государство», армянская сторона умалчивает тот факт, что Лига наций не считала государством саму Армению. Уже в первом абзаце Меморандума, согласованного на заседании Совета Лиги наций, состоявшемся 11 апреля 1920 года в Париже, говорится, что «Верховный Совет Союзных Держав, желая обеспечения существования, порядка и безопасности армянской нации, принял решение создать независимую Армянскую Республику, чьи границы и статус будут установлены подготавливаемым мирным договором с Турецкой империей и другими международными конвенциями». Очевидно, что Совет исходил из того понимания, что «она (Армения - Авт.) не является государством ».
В Меморандуме указывалось, что в письме лорда Керзона от 12 марта 1920 года, адресованном председателю Лиги наций, а также в письмах делегации Армении содержится просьба к этой структуре принять мандат на Армению в соответствии с положениями статьи 22 Устава Лиги наций. Далее в Меморандуме подчеркивалось, что данная статья не предусматривает принятие и исполнение Лигой нацией какого-либо мандата. Наоборот, она предполагает наблюдение со стороны Лиги наций за выполнением мандата, вверенного государству для общин, которые ранее принадлежали Османской империи.
На этой основе Совет Лиги наций пришел к заключению, что будущее армянской нации может быть лучше всего обеспечено, если член Лиги наций или другое государство пожелает принять мандат на Армению под наблюдением и при полной моральной поддержке Лиги.
В ответ на этот Меморандум Верховный Совет Союзных Держав обратился 26 апреля 1920 года к правительству США принять мандат на Армению, а президенту США предложил стать третейским судьей по границам Армении. Но 31 мая 1920 года Сенат США отказался принять данный мандат, в то время как президент Соединенных Штатов дал согласие на пост третейского судьи. Однако выполнить эту миссию ему так и не удалось. Тем временем, поверженная по итогам Первой мировой войны Османская империя была принуждена подписать 10 августа 1920 года Севрский договор, в котором, в частности, Турция и Армения соглашались направить на третейский суд президента США вопрос о границах между собой. В этом же договоре указывалось, что границы между Арменией, Азербайджаном и Грузией будут определены соответственно посредством прямых соглашений между указанными государствами.
Лига наций рассматривала армянскую нацию как общину, ранее принадлежавшую Османской империи. После провозглашения своей независимости Армения не имела ясных и признанных границ и располагалась на территории, уступленной ей Азербайджанской Демократической Республикой в 1918 году. Но этого Армении было мало и она претендовала на часть территорий Турции, Грузии и Азербайджана. 28 мая 1919 года правительство Армении приняло декларацию независимости Объединенной Армении, в которой объявило об «…об объединении армянских территорий Закавказья и Османской империи …» и провозгласило себя «…правительством Объединенной Армянской Республики».
Однако Севрский договор был отвергнут нарастающим движением кямалистов, не был ратифицирован и, соответственно, не вступил в силу. В ответ на три обращения армянской делегации о наступлении турецких войск необходимости принятия мер в этой связи, в том числе по соблюдению положений Севрского договора, ни Совет Лиги наций, ни Верховный Совет Союзных Держав, ни президент США, ни генеральный секретарь Лиги наций не предприняли каких-либо практических шагов. Закономерным было и то, что наряду с Азербайджаном, территориальные притязания Армении отвергла также и Грузия. Что касается обращения Армении о приеме в Лигу наций, то пятый комитет в своем докладе от 10 декабря 1920 года рекомендовал Ассамблее сообщить правительству Армении о том, что «обстоятельства таковы, что не дают возможность Ассамблее прийти к определенному решению».
Далее в докладе говорится о том, что Армения «не имеет написанной конституции», а ее «нынешнее правительство не может рассматриваться как стабильное». Кроме того, интерес в документе вызывает также фраза о том, что «границы (Армении - Авт.) еще не зафиксированы». Эти выводы не могут не обратить на себя внимание главным образом из-за утверждений армянской стороны о том, что одной из причин отказа принять Азербайджан в члены Лиги наций было отсутствие у него «стабильного правительства».
Принятие Армении в члены Лиги наций было отвергнуто 16 декабря 1920 года 21 голосами против 8 при 13 воздержавшихся. По мнению очевидца событий тех времен З.Авалова, «таково было неизбежное последствие политического азарта, которым диктовались территориальные требования Армении, несоответствия поставленных ею задач собственным силам и фатальной ослепленности в оценке событий и обстановки».
Таким образом, армянский вопрос рассматривался Лигой наций в контексте Османской империи, вместе с турецким вопросом. Лига наций провозглашенную Армянскую Республику не считала государством, а исходила из того, что это образование не обладает ясными и признанными границами, не имеет статуса и конституции, а его правительство - нестабильное. В итоге, наспех созданная Армения не была принята в Лигу наций.
Во-вторых, законность отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана в процессе демонтажа СССР в 1991 году и создания «Нагорно-Карабахской Республики»: при этом особый акцент делается на положения Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года, согласно которым при осуществлении союзной республикой предусмотренной в этом Законе процедуры выхода из состава СССР автономные образования получали право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.
Рассматривая исторические аргументы Азербайджана по вопросу о вступлении в Лигу наций следует отметить тот факт, что после вступления в 1918 году британских войск в Баку генерал В.Томсон, представлявший Союзные державы, признал Нагорный Карабах вместе с соседним Зангезурским уездом под администрацией Азербайджана. Он подтвердил назначение правительством Азербайджана Хосрова Султанова в качестве губернатора Карабахского генерал-губернаторства, в состав которого входили и эти два региона. В 1919 году армянская ассамблея Нагорного Карабаха официально признала власть Азербайджана.
Азербайджанская Республика в 1918-1920 годы имела дипломатические отношения с целым рядом государств. С некоторыми из них были подписаны договоры о принципах взаимоотношений; шестнадцать государств открыли свои миссии в Баку.
Таким образом, 12 января 1920 года Верховный Совет Союзных Держав на Парижской мирной конференции признал независимость Азербайджана де-факто.
Глава азербайджанской делегации на Конференции 1 ноября 1920 года направил генеральному секретарю Лиги наций письмо, в котором содержалась просьба представить Ассамблее Лиги заявку о вступлении Азербайджанской Республики в члены организации.
Генеральный секретарь в своем Меморандуме от 24 ноября 1920 года отметил, что мандат азербайджанской делегации на Парижской мирной конференции был получен от правительства, которое было у власти в Баку до апреля 1920 года. Таким образом, в Меморандуме отчетливо обращается внимание на тот факт, что в момент представления азербайджанской делегацией заявки (1 ноября 1920 года) и опубликования Меморандума (24 ноября 1920 года) правительство Азербайджанской Республики, выдавшее мандат делегации, с апреля 1920 года у власти де-факто уже не находилось. Далее в Меморандуме указывалось, что это правительство контролирует не всю территорию страны.
Окончание следует
Камран БЕХБУДОВ,
доктор по правовым наукам
banner

Советуем почитать