• четверг, 28 Марта, 19:09
  • Baku Баку 13°C

Еда раздора

10 мая 2015 | 14:36
Еда раздора

ПОТРЕБИТЕЛЬ
Специалисты предрекают массовый поток генномодифицированной продукции на полки наших магазинов. О наступлении ГМО сегодня не говорит только ленивый, но ситуация обострилась после того как американская транснациональная компания Monsanto - мировой лидер биотехнологии растений и главный поставщик генетически модифицированных семян кукурузы, сои, хлопка и гербицида раундап - решила построить свои заводы в России и Украине.

Наивно полагать, что продукция этого завода не распространяется в нашей стране уже сегодня, заявил председатель Союза свободных потребителей (ССП) Эйюб Гусейнов. Накануне в пресс-центре «Россия сегодня» прошла конференция, посвященная проблеме широкого распространения в Азербайджане генетически модифицированного семенного материала и продукции ГМО. По данным главы ССП, ГМО проникает в нашу страну из Турции и Ирана по поддельным сертификатам.
- К примеру, недавно азербайджанская таможня пропустила генномодифицированную семенную кукурузу из Турции, - сказал Э.Гусейнов. - Причем сертификат на эту продукцию констатирует отсутствие ГМО, а происхождение семян, кстати, закупленных посредниками соседней страны у мирового лидера модифицированных семян Monsanto Company, говорит об обратном. Таких случаев можно насчитать множество для диагностики качественной перестройки рынка под вездесущее ГМО.
В Азербайджане существует достаточно полная и четкая законодательная база, в соответствии с которой выращивание генномодифицированных культур на территории нашей страны полностью запрещено. Однако говорить о том, что такого рода продукции в нашей стране нет вовсе, конечно, нельзя. У нас есть импорт, существуют незаконные насаждения.
Кто маскирует обман?
По данным Э.Гусейнова, ГМО охватило весь потребительский рынок, причем опасная продукция необязательно импортного производства. Скажем, прямо или опосредованно закупая семенной материал у той же компании Monsanto, азербайджанские фермеры, часто сами об этом не догадываясь, выращивают генномодифицированные фрукты и овощи. Дешевые корма и компоненты увеличения надоя, используемые в животноводстве и на птицеводческих фермах, обязаны низкими ценами генной инженерии. Бюджетные цены на такой корм повышают рентабельность производства мяса и молока, но загадочное ГМО проникает в продукты первой необходимости.
Если верить эксперту, 85% местных и импортных помидоров на наших рынках являются продуктом генной инженерии благодаря широкому импорту модифицированного семенного материала. Аналогичная картина вырисовывается по всему ассортименту плодоовощного рынка: картофель модифицирован на 40% , а любимые всеми нами арбузы - на 95%. Все, что можно сказать про излюбленный специалистами по генной инженерии материал - сою и рапс, давно сказано: 85% мировых объемов производства сои приходится на модифицированную продукцию.
Несмотря на повсеместное засилье модифицированной продукции, она запрещена в Азербайджане.
- Глава государства подписал важные указы об ограничении распространения ГМО, в 2007 году был принят закон «Об экологически чистом хозяйстве». Согласно статье 16.9 упомянутого закона, продаваемая в нашей стране модифицированная продукция должна проходить соответствующую маркировку, потому что потребитель имеет право об этом знать. Однако, к сожалению, данный пункт закона де-факто не соблюдается, - подчеркнул Э.Гусейнов.
Эксперт также напомнил, что наша страна связана обязательствами по итогам ратификации Конвенции ООН о сохранении биоразнообразия, к которой присоединились 190 стран. Международный документ обязывает государства сохранять биоразнообразие, обеспечивать его устойчивое развитие и предусматривает добросовестное и справедливое распределение выгоды от использования генетических ресурсов.
Азербайджан также подписал ее Картахенский протокол, направленный на обеспечение безопасного использования генетически модифицированных организмов. Тем самым страна взяла на себя обязательство по ограничению распространения, а также выращиванию ГМО-продукции. Однако на деле ситуация разворачивается с точностью до наоборот.
- Картахенский протокол предусматривает национальные отчеты о проделанной работе. Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана обязано освещать уровень исследования и решения проблем в электронном режиме. Но оно этого упорно не делает, - констатирует председатель ССП.
Обозначив проблему, Э.Гусейнов назвал ее запущенной, но подлежащей решению путем государственного и общественного контроля деятельности единственной в стране лаборатории для определения трансгенных организмов, действующей при Государственном комитете по стандартизации и патентам.
- К сожалению, в Азербайджане имеется лишь одна лаборатория при Госстандарте, способная определить содержание ГМО, - сказал наш собеседник. - Таможня довольствуется сертификатами на соответствие и не имеет технических возможностей для определения трансгенной природы продукта. Об эффективности работы лаборатории можно судить по заявлению ее руководства о том, что в Азербайджане не выявлены модифицированные продукты. Это заявление нужно понимать прямо - речь идет не об отсутствии проблемы как таковой, констатируется практически нулевая работа лаборатории.
Во многом неэффективность ее деятельности обусловлена платностью услуги. Госстандарт ждет товар на экспертизу и требует за работу от 300 до 500 манатов. Они апеллируют к тому, что никто не приходит, но возникает вопрос: почему чиновники не проявляют инициативы?
Лоббисты проталкивают
Э.Гусейнов отметил, что проблема засилья генетически измененной продукции прошла обсуждение в рамках международной конференции, организованной Национальной академией наук Азербайджана (НАНА) в конце прошлого месяца.
- Это мероприятие прошло с участием руководства лаборатории Госстандарта, ряда государственных ведомств и членов международных организаций. На нем присутствовали члены Милли Меджлиса, в том числе председатель парламентского комитета по сельскому хозяйству Эльдар Ибрагимов и директор Института по правам человека НАНА Айтен Мустафаева, однозначно обеспокоенные сложившейся ситуацией и поиском путей выхода из нее.
Здесь же прозвучало достаточно странное заявление начальника лаборатории об отсутствии выявленных модифицированных продуктов на территории страны, - что, по мнению нашего собеседника внушает сожаление, но больше впечатляют увещевания лоббистов ГМО - их немало в Азербайджане.
Простой анализ нескольких фактов позволяет предположить, что ВТО является организацией, которая отчаянно лоббирует интересы производителей генномодифицированной продукции по всему миру. Это становится особенно тревожным, если вспомнить, что наша страна идет по пути вступления в эту организацию.
- Эмиссары ВТО были в моем офисе и даже встречались со мной в посольстве, пытаясь убедить в безвредности и необходимости такой продукции нашей стране, - сообщил Э.Гусейнов. - Стоит ли удивляться тому, сколько отечественных компаний используют ГМО. Оказывается, их не единицы и даже не десятки, а сотни. И рядовой потребитель, вероятно, питается продукцией с трансгенными компонентами регулярно.
Таких примеров на самом деле масса. В разное время через споры о ГМО прошли практически все страны Латинской Америки, часть стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще ни разу суд ВТО не признавал законным какое-либо ограничение ГМ-продукции, наложенное любой из стран. При этом случаев, когда он принимал решение в пользу производителей ГМО, - десятки, но случаев давления, приводившего страны к отказу от судебного разбирательства, еще больше. Существует ли возможность сохранить в Азербайджане запрет на ГМО? Именно этот вопрос сейчас является наиболее актуальным.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать