• суббота, 20 Апреля, 00:45
  • Baku Баку 15°C

Победа - золотая, озаряющая

23 мая 2015 | 14:23
Победа - золотая, озаряющая

ВОСПОМИНАНИЯ
70 лет назад, в такой же погожий майский день, как сейчас, на перроне Бакинского железнодорожного вокзала царило невероятное оживление. Весь год с запада шли поезда, везя домой победителей - с орденами-медалями, букетами сирени, гармошками наперевес…
Закончилась самая страшная война в истории человечества, надо было строить новую жизнь. Именно для этого в мае 1946 года гвардии полковник Сафаров привез к себе на родину, в Азербайджан, жену Голду, с которой познакомился на фронте и которая была рядом с ним все долгие четыре года.
Много лет подряд каждое праздничное утро 9 Мая Голда Сумаиловна начинала с того, что вытаскивала из шкафа свою старенькую, пропахшую нафталином, но все равно побитую в нескольких местах молью гимнастерку 42-го размера - бессменную спутницу ее военного лихолетья, фронтовых дорог и задорной молодости. Раскладывала ее на столе и, бережно поглаживая зеленоватое сукно, плохо гнущимися пальцами проверяла, все ли пуговицы на месте и не нужно ли освежить белый подворотничок.
Потом заводила проигрыватель с фронтовыми пластинками, открывала окно и долго сидела молча, глядя куда-то ничего не видящими глазами… А над двором неслось: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч…».
В такие минуты, говорила она, почему-то вспоминалась не война, не те пять тысяч километров, которые она с боями прошла от родного Витебска до берегов Тихого океана, и далее - до труднодоступного Хингана, Порт-Артура и порта Дальний. Вспоминалось детство, далекое живописное местечко в Беларуси, где она жила в большой семье до прихода немцев, в удивительно короткие сроки построивших Витебское гетто - одно из самых больших в Западной Европе. Из ее семьи там навечно остались 47 человек. «Мама… папа… дядя Абрам… тетя Феня… Аркадий… Илюша… Сонечка...», - шептали губы старой женщины.
Голда Самуиловна Цлав (Сафарова) выросла в традиционной еврейской семье. Отец, Самуил Лазаревич, - сапожник, инвалид гражданской войны, мать, Нойва Вульфовна, - домохозяйка, и шестеро братьев и сестер. Семья жила бедно, как и многие обитатели белорусских местечек. Когда Голде исполнилось семнадцать, устроилась на военный завод сборщицей противотанковых ручных гранат «33-РГ». С началом войны завод эвакуировали в Саратов. Дорога к волжскому городу пролегала через Украину. Во время интенсивных бомбардировок поезд с оборудованием был разгромлен, завод - расформирован. Голда попросилась добровольцем на фронт. Посмотрели на нее в военкомате - маленькую, худенькую - и сказали: «Шла бы ты, девочка, домой». А идти было некуда. И тогда она села в первый же уходящий на фронт эшелон и оказалась в брянских лесах, где тогда размещались прожекторные батальоны Второго Украинского фронта. Взяли зенитчицей. (Когда на экраны в 1972 году вышел фильм «А зори здесь тихие», он стал самым ее любимым).
Потом - 6-я гвардейская танковая дивизия, ранение, госпиталь. Далее - участие в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях, форсирование Буга, Днепра, Прута, Малого и Большого Хингана, освобождение Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. За славный боевой путь Голда Цлав удостоена 24 правительственных наград СССР, Монголии и Чехословакии, а 17 благодарностей у нее - лично от Верховного главнокомандующего, товарища Сталина Иосифа Виссарионовича.
Не для всех Великая Отечественная закончилась 9 мая 1945 года. Завершив боевой путь на Западе, 6-я танковая дивизия, в составе которой воевала наша героиня, была переброшена в восточную часть Монгольской Народной Республики. «Наша Галя на своем танке освобождала Халхин-Гол», - с гордостью говорили о ней коллеги-ветераны, которые каждый год собирались в бакинской синагоге отметить День Победы. Голдой она была до замужества, в родительском доме, а Галей стали называть в Баку, куда она приехала в мае 1946 года вместе с мужем, Алекпером Сафаровым, и в счастливом браке с ним прожила почти полвека, до самой его смерти. Непривычным было для советских людей это имя, что в переводе с идиша означает «золотая, озаряющая», вот и стали называть ее Галина Самуиловна. Или просто тетя Галя.
Пять лет назад, в канун ее 90-летнего юбилея, мы сидели в ее крохотной кухне, пили чай с сушками, разглядывали фотографии - пожелтевшие, потрескавшиеся на сгибах черно-белые снимки ушедшей эпохи. Я прошу тетю Галю рассказать о войне, и особенно - про Японию. Она отодвигает от себя чашку, словно она мешает ей сосредоточиться, потом переводит взгляд на стену с портретом покойного красавца-мужа, по азербайджанской традиции будто советуясь с ним, и начинает свой неторопливый рассказ.
…Душным августовским вечером 45-го все ждали часа «3» и сигнала о наступлении. Напряжение нарастало с каждой минутой. И вот приказ: наступать немедленно, согласно плану. Взвилась зеленая ракета, и передовой батальон, в составе которого была старший сержант Цлав, пошел на штурм важной высоты. Бойцы взбирались наверх. Вот они минули надолбы, скрылись в противотанковом рву, появились перед проволокой. Шедшие впереди солдаты разорвали ее гранатами и скрылись в траншее, вырезанной в гранитном горбу сопки. Батальон атаковал врага отважно и умело. Комбат кричал им, словно могли услышать: «Молодцы, ребятки!». Однако японцы, оправившись от первого ошеломляющего удара, поднимали из нижних погребов снаряды к орудиям и мортирам, засаженным в дот. Засветились пять огневых точек. Дот был на самой макушке высоты, огонь его амбразур поражал все подступы.
Тогда штурмовая бригада советских огнеметчиков легла на гранит и поползла вверх. Свистели пули над головами. Смельчаки метнули гранаты, быстро поднялись во весь рост и открыли огонь. Рыжее пламя вперемешку с черным дымом взметнулось над вражеским дотом. Все его амбразуры захлебнулись. Спустя несколько дней война с Японией победоносно завершилась, Квантунская армия была повержена, и Москва салютовала победителям.
Я знала, что в копилке ее рассказов о войне были и курьезные, и потому часто просила рассказать историю о пленном немце, которую знала почти наизусть, но каждый раз долго смеялась, словно впервые услышала. Приставили как-то к ней помощника по складу - немецкого военнопленного Ганса. Вскоре тот проворовался, и Голда избила его - «за дело», как утверждает она. «За нанесение тяжких телесных повреждений» - как утверждает формулировка ее ареста. Девушку вызвали на допрос в штаб дивизии, а там, как на грех, оказался высокий военачальник - сам Клим Ворошилов, представитель Ставки Верховного главнокомандования. Он уже знал ее историю, но никак не мог предположить, что тяжкие телесные повреждения такому здоровенному детине могла нанести хрупкая девушка, едва достававшая ему до пояса. Она ведь маленькая, тетя Галя-то…
Климент Ефремович удивленно посмотрел на нее и спросил: «Вы кто?». Она никак не ожидала такого вопроса, от волнения вконец растерялась, не зная, что и говорить. Потом тихо произнесла: «Я - еврейка».
Легендарный маршал помолчал, погладил свои усы, а потом так же тихо сказал: «Вы свободны». Через несколько дней Голду Цлав наградили первой медалью - «За боевые заслуги».
Говорят, у войны не женское лицо. Верно, не женское это дело - воевать. Но когда враг топчет родную землю, люди рассуждают совсем иначе. И потому бесстрашие и героизм, совершенные женщинами во имя Родины, не подлежат забвению. Этого не позволят ни память, ни победа, которые женского рода и у которых уж точно женское лицо.
В 2005 году, в канун 60-летнего юбилея ВОВ, Голда Самуиловна в составе азербайджанской делегации ветеранов посетила Австрию, побывала в Маутхаузене, концлагере для советских военнопленных. Ей предложили остаться в одном из красивейших городов Европы - Вене, которую она освобождала в 45-м, но она отказалась. Ее ждали ставший родным Баку, друзья, волонтерская деятельность в общественной организации, комитет ветеранов.
В годы Великой Отечественной войны азербайджанский народ наравне с другими советскими гражданами сражался за освобождение своей Родины от гитлеровской Германии и внес тем самым свой высокий вклад в Победу. В этой войне с оружием в руках сражался каждый пятый житель Азербайджана. На фронт ушли около 700 тысяч представителей АР, из них более 10 тысяч - женщины, 300 тысяч погибли на поле боя.
Сражением, приведшим к краху немецкого плана, стала Сталинградская битва - одна из решающих в ходе Второй мировой войны. Именно героическая оборона Сталинграда, унесшая столько жизней, не позволила фашистам прорваться к Волге, главной транспортной артерии, а далее - к Каспию, на Кавказ, чтобы добраться до бакинской нефти. В дни, когда шла эта великая битва, на нефтяных промыслах Баку висел лозунг: «Наш Сталинград - у каждой скважины!». Никогда в истории нефтяной промышленности Азербайджана не было такого напряжения и мобилизации сил тружеников тыла. Победа в Сталинграде была достигнута и ценой нечеловеческих усилий нефтяников Баку.
Об этом и любила рассказывать на популярных в то время встречах школьников с ветеранами войны гвардии старший сержант Голда Цлав, всегда ощущавшая себя частичкой того страшного времени, когда под угрозой было само существование Отечества. Призыв «За Родину! За Сталина!» поднимал всех - от мала до велика - и вел записываться на фронт. «Все для Родины! Все для Победы!» - откликалось в сердцах советских граждан разных национальностей. «Мы не делали различий, - вспоминала Голда Самуиловна, - узбек подставлял плечо русскому, украинец прикрывал грузина. Все мы были как одна литая пуля. Если бы у нас были национальные проблемы, мы бы не выиграли эту войну. Никогда бы не дошли до Берлина. Эта Победа - наша общая победа и наше общее достояние, вечное свидетельство беспримерного героизма моего поколения».
В 2000 году, когда ей вместе с другими азербайджанскими ветеранами представилась возможность посетить Китай, неожиданно отказалась. «Не поеду, землетрясение там было недавно, много людей погибло», - смешно и суеверно рассудила тогда маленькая сухонькая старушка с мудрой улыбкой и печальными глазами, которая до самой смерти хранила на дальней полке своего допотопного серванта портрет генералиссимуса, а японцев, как и прежде, называла самураями. Тетя Галя умерла пять лет назад, не дожив до своего 90-летия всего несколько дней...
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать