• пятница, 29 Марта, 14:52
  • Baku Баку 14°C

Колыбельная для Баха

30 июня 2015 | 14:17
Колыбельная для Баха

АНТРАКТ
Июнь порадовал бакинцев и гостей нашего города разнообразными интересными событиями в мире искусств. Министерство культуры и туризма позаботилось о том, чтобы в дни проведения первых Европейских игр на площадках столицы выступали не только местные артисты, но и коллективы из-за рубежа. Очередное мероприятие в рамках культурной программы Евроигр познакомило нас со страной Израиль.
Представление танцевального коллектива Kibbutz пришлось по вкусу многим ценителям этого жанра. Концерт израильских гостей проходил на сцене Дворца Гейдара Алиева и собрал большое количество зрителей. Были среди гостей вечера и профессионалы, которые оценивали происходящее на сцене наметанным глазом.
Кстати, танцевальный ансамбль Kibbutz Contemporary Dance Company (KCDC) - один из самых известных израильских коллективов современного танца, его знают далеко за пределами родины. Слово «kibbutz» переводится как «колхоз» или «поселение». В данном случае оно объединяет вокруг себя людей, живущих общей идей. На пять дней в неделю они съезжаются в кибуц со всей страны и обучаются там современным танцевальным постановкам.
Основное направление деятельности коллектива - модерн-балет. Их номера - абстрактный язык движений, света и костюмов.
Постановка, которую Kibbutz Contemporary Dance Company привез в столицу Азербайджана, называется «Колыбельная для Баха» (Lullaby for Bach), и каждый зритель во время представления получил возможность интерпретировать ее по-своему. Этого, собственно, и добивался хореограф.
Kibbutz Contemporary Dance Company основала в 1970 году Эдит Арнон. Она родилась в Чехословакии и была узницей концлагеря Аушвиц (Освенцим) вместе со своими родителями. Именно там впервые начала танцевать для соседок по бараку. Нацисты, оценив по достоинству способности 17-летней девушки, приказали танцевать для них, но она отказалась, за что была жестоко наказана. Именно в тот момент она поставила перед собой цель: если выживет в этом аду, никогда не перестанет танцевать. И сдержала данное себе слово. После войны уехала в Израиль, где создала кибуц, который сегодня придерживается целей и идей, поставленных в самом начале. Сейчас ансамблем руководит Рами Беер, ученик Эдит Арнон. Он уже создал около 50 успешных хореографических номеров и помимо этого сам занимается световым и звуковым оформлением шоу. В основе хореографических постановок, с его слов, - социальные проблемы, окружающий нас мир. Рами Беер помогает своим танцорам полностью раскрыться. Учтивый и улыбчивый, и не скажешь, что отбор в его труппу - жесточайший. Но дисциплина для Рами Беера - фактор, скорее само собой разумеющийся. И для танцоров он - восточный мастер, наставник.
Во время выступлений зрителю как бы задается тема для собственной интерпретации, сугубо индивидуальной и зависящей от его настроения, опыта, воспоминаний, мыслей. То есть возможность увидеть хореографию своими глазами. На представлениях Р.Беера нет программы с описанием будущего действа, как в классическом балете, нет декораций. В одном из своих интервью он заявил, что посредством танца можно выразить то, что нельзя донести с помощью слов. Вот и постановка, представленная в Баку, базируется на смешении классической балетной хореографии, гимнастики, восточных единоборств и, конечно, актерского мастерства.
Мнения гостей вечера по поводу происходившего на сцене разделились - кто-то говорил о сложности восприятия, кто-то, напротив, называл жанр очень простым для понимания. Принять неклассическую хореографию, где плавные движения сменяются конвульсиями, а сюжетная линия как таковая отсутствует, помогает звуковой ряд. Шум помех на ТВ, выстрелы, гомон митингующей толпы сопровождали «массовые выходы» артистов и создавали атмосферу тревоги, насилия, траура, в то время как классическая музыка, биение сердца, человеческое дыхание задавали тон танцевальным соло или парным номерам и демонстрировали уникальность, неповторимость и хрупкость каждого человека. А затем - снова индустриальные звуки или скрежет железа. Что же до визуальной составляющей шоу, то следует признать: резкие, «неправильные» движения, противоестественно выгнутые суставы вовсе не выглядят неэстетично. Они абсолютно органичны в контексте света, звука и подобранных костюмов.
После выступления коллектив, как и ожидалось, сорвал шквал аплодисментов - зрители увидели нечто новое, полностью ломающее представление о современном танце. Возможно, кто-то уже взял на заметку идеи и подход израильтян, и уже в ближайшем будущем местные танцоры смогут порадовать нас чем-то похожим. Отмечу, что лично мне одного вечера показалось недостаточно, чтобы до конца проникнуться всеми идеями авторов.
«Первое время было непривычно танцевать под музыку Баха. Крутиться на руках, на голове под баховские мессы не каждый сможет… Но мы привыкли, и теперь Бах для нас - родственная душа, как и современные ритмы», - признается танцовщик Сану Исса.
«Когда приходишь в труппу, даже не понимаешь, сколько возможностей у твоего тела. Вообще, процесс познания очень долог: ты тянешься, сжимаешься, репетируешь и повторяешь эти па. Проходит время, и открывается потрясающая пластика, физика», - объясняет танцовщик Йал Дадон.
Хореограф и художественный руководитель Kibbutz Contemporary Dance Company Рами Беер в коротком интервью газете «Каспiй» рассказал о специфике своих постановок и работе танцоров.
- Какие отношения у вас с коллективом?
- Очень надеюсь, что я для них вовсе не военачальник. Они - мои партнеры. Для меня важен диалог с актерами, постоянный обмен энергией. Когда мы работаем, я очень мало говорю. Мы вместе создаем наши перформансы: общаемся в танце, прислушиваемся к музыке. Это разговор телами, как и в моих танцах.
- Что вы хотите показать зрителю - ведь известно, что у вас нет конкретных идей и тонких сюжетных линий в постановке?
- Для зрителя это - путешествие. Он пришел в театр, сел в кресло, зажегся свет, и дальше его как бы сопровождаю я. Но на самом деле я оставляю его наедине с собственными мыслями, с его памятью, ассоциациями и чувствами.
- Что вдохновляет вас на создание новых танцев, где вы черпаете идеи и силы?
- Должен сказать, что вдохновение приходит отовсюду. Все, что окружает меня в этом мире, является предметом вдохновения. И прежде всего - мелодии. Ведь у меня музыкальное образование, я играю на виолончели, и музыка является неотъемлемой частью моих постановок. Однако во всех произведениях я исхожу из того, что вижу сам, пропускаю это сквозь призму собственного сознания, понимания действительности. И все, что окружает меня - и архитектура, и живопись, - тоже является источником вдохновения. Как и мои танцоры: я смотрю на них, на то, как луч солнца падает на какие-то объекты на сцене, и это тоже источник вдохновения. Я вижу людей, животных, их движения. Все, что окружает меня, - вдохновение, впрочем, как и для любого создателя.
- В вашем коллективе работают только израильтяне?
- Вовсе нет. Мы отбираем танцоров в команду по всему миру, но условия жесткие. Каждый танцор нашего ансамбля непременно должен быть личностью, чтобы стать частью единого замысла. И все это, конечно, помимо превосходной физической подготовки.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
banner

Советуем почитать