• суббота, 20 Апреля, 07:39
  • Baku Баку 14°C

Остались вопросы…

03 сентября 2015 | 11:57
Остались вопросы…

МНЕНИЯ
Все, наверное, обратили внимание на то, что рабочий визит в Баку главы МИД РФ Сергея Лаврова оказался весьма краткосрочным. Доподлинно анонсировалось лишь то, что в ходе встреч с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой МИД АР Эльмаром Мамедъяровым ожидается обсуждение проблемы Нагорного Карабаха.
Однако тот широкий разброс тем, который затронули стороны во время открытой части встречи, позволяет предположить, что тема Нагорного Карабаха была, возможно, и не самой главной в ходе бакинских переговоров Лаврова.
Например, отношения между РФ и Азербайджаном были названы «стратегическим партнерством, которое уже достаточно давно сформировалось и охватывает практически все сферы нашей жизни». А Сергей Лавров обратил внимание на то, что в двусторонних экономических отношениях «все идет по восходящей, несмотря на международную конъюнктуру». Говорилось и о расширении сотрудничества на Каспии, и о многих других вещах.
А вот встреча Лаврова с азербайджанским коллегой Мамедъяровым оказалась почему-то вообще никак не освещена для общественности. Не исключено, что как раз с ним он и имел конкретную беседу приватного характера, непосредственно касавшуюся темы урегулирования затянувшегося территориального спора с Арменией.
Предполагать можно разное, а пока нелишне будет ознакомиться с мнением по этому вопросу известных политэкспертов Азербайджана и России.
Фикрет Садыхов, политолог, профессор Западного университета:
- Визит главы российского внешнеполитического ведомства в Азербайджан надо рассматривать не как какое-то сенсационное событие, а как фактор, который вполне укладывается в формат развития партнерских, стратегических отношений между нашими государствами. Кстати, в течение последнего времени в Азербайджане побывало немалое количество официальных лиц России. Сюда приезжали и министры, и зампремьера РФ.
Конечно, визит главы МИД России сам по себе фактор значимый. Поскольку в таких случаях сверяются интересы двух стран на международной арене, обсуждается двустороннее взаимодействие в связи с важными событиями на внешнеполитической авансцене.
В данном случае, я уверен, основным стал вопрос урегулирования карабахской проблемы, оккупации азербайджанских земель. Потому что Москва прекрасно понимает - для нас это самая главная внешнеполитическая задача, и мы этого никогда не скрывали.
Помимо этого, наверняка были обсуждены вопросы, связанные с общими угрозами для региона. В последнее время оба государства сталкиваются с серьезными вызовами, связанными с экстремизмом и радикализмом. Мы видим, какое влияние имеет пресловутое «Исламское государство» на республики Северного Кавказа, как оно пытается воздействовать на Южный Кавказ. Понятно, что с этим надо бороться, причем скоординировано, совместными усилиями.
Думаю, что в ходе визита были обсуждены и проблемы военно-технического сотрудничества, вопросы политических контактов, выработки каких-то общих позиций в международных структурах.
И все это вызвало серьезную озабоченность у Еревана - свидетельством этого стали публикации в армянских СМИ. Визиты подобного характера в Азербайджан очень тревожат наших ревнивых соседей. Но в любом случае, для нас приезд Лаврова носит позитивный характер, поскольку мы понимаем, что урегулирование карабахского конфликта во многом зависит от Москвы. Россия является военно-политическим союзником Армении, и ее взаимоотношения с этой страной значат для решения конфликта очень много.
Расим Мусабеков, политолог, депутат ММ:
- Цель визита Лаврова в Баку - убедить азербайджанскую сторону в целесообразности принятия предложений Москвы по карабахскому вопросу. Учитывая, что около месяца тому назад министр иностранных дел АР Эльмар Мамедъяров совершил аналогичный визит в Москву, особой необходимости в консультациях между главами внешнеполитических ведомств не было.
Поэтому можно предположить, что переданные через Мамедъярова какие-то российские предложения (скорее всего, по вопросу карабахского конфликта), не вызвали позитивной реакции у высшего азербайджанского руководства, и Лавров прибыл в Баку с тем, чтобы лично дать необходимые разъяснения и убедить его в целесообразности их принятия.
Краткосрочный рабочий визит Э.Мамедъярова в Турцию на прошлой неделе, где он провел переговоры со своим турецким коллегой, и нынешний визит Лаврова в Азербайджан взаимосвязаны. Вопрос настолько важный, что прежде чем сказать «да» или «нет», возникла необходимость проконсультироваться с нашим стратегическим союзником Турцией. А о сути предложений России по выводу переговоров по карабахскому урегулированию из тупика и о цене, запрашиваемой Москвой за свои «добрые услуги», станет известно только из последующего хода событий.
Захид Орудж, депутат парламента:
- Приезд Лаврова связан напрямую с региональными процессами, конкретнее, усугубляющейся конфронтацией между Западом и Россией. С другой стороны, снятие санкций с Ирана меняет ситуацию в регионе, что вынуждает Кремль действовать более активно. Во всех этих региональных делах присутствует и фактор НАТО, укрепляющего свое военное присутствие в Украине и Грузии, и превращающий США в сторону конфликта в конфронтации Грузии и России. Такая политика Вашингтона направлена на ослабление присутствия России в регионе Южного Кавказа.
Главная цель визита Лаврова в Азербайджан - прояснение позиции официального Баку по всем этим вопросам. Азербайджан, с одной стороны, строит отношения с НАТО, с другой - взаимовыгодное сотрудничество с Россией, не присоединяясь к антироссийским санкциям.
Конечно, стороны обсуждают и карабахский конфликт. Если б политическое руководство России не оставило замороженными конфликты вокруг Абхазии, Карабаха, Южной Осетии, Приднестровья, то интервенция НАТО в эти регионы не произошла бы с такой скоростью. Посему политическая элита России должна вынести соответствующий урок из этой ситуации. Если в Москве хотят получить поддержку этого региона, то должны пойти на решающие шаги в направлении решения территориальной целостности этих государств.
Ильгар Велизаде, руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ»:
- Сергей Лавров был предельно осторожен в высказываниях на тему нагорно-карабахского конфликта, находясь в Баку. Это связано с тем, что на повестке дня просто нет предложений, которые могли бы существенно повлиять на динамику переговорного процесса, а существующие предложения настолько сырые и не до конца проработанные, что любое их придание огласке в таком виде может привести к тому, что стороны отвергнут их под давлением общественной реакции.
Стоит обратить внимание на то, что, во-первых, это ответный визит после поездки главы азербайджанского МИД, которая состоялась через определенное время после приезда президента РФ Владимира Путина в Баку на церемонию открытия первых Евроигр.
Не исключено, что между всеми этими визитами есть определенная связь. Не исключается также, что речь идет о консультациях на уровне МИД, возможно, даже для подготовки встречи на высшем уровне.
Во-вторых, примечательно, что во время своего визита в Баку российский министр затронул практически все сферы взаимодействия, и даже подчеркнул, что в Азербайджан в скором времени прибудет другой его коллега - министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Скорее всего, речь идет о согласовании вопросов, связанных с активизацией торговли между двумя странами в нынешнее непростое время.
Ясно, что обсуждались и темы взаимоотношений с двумя ключевыми региональными странами - Ираном и Турцией, ну и, естественно, нагорно-карабахский конфликт. Однако, то, что именно эта тема находилась в центре основного внимания визита Лаврова, вызывает некоторые сомнения. Да и сам Лавров на сей счет был предельно осторожен, говоря лишь о «надеждах на достижение определенного прогресса» в этом вопросе.
Сергей Маркедонов, российский политолог, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ:
- Я считаю, что визит Лаврова в Баку не связан с каким-либо прорывом в карабахском урегулировании. Он призван поддержать на определенном уровне конструктивные отношения с Азербайджаном. Это не союзнические отношения, как с Арменией, где действуют льготные цены, военная база и так далее. Здесь более прагматичные отношения. Азербайджан балансирует.
После визита Лаврова в Баку начнутся разговоры о вступлении Азербайджана в ЕАЭС. Но Азербайджан не вступит - это довольно прагматичная и эгоистическая в хорошем смысле слова страна.
Константин Калачев, российский аналитик, руководитель «Политической экспертной группы»:
- Армению раздражает сближение России и Азербайджана. Стоит обратить внимание на прямую речь российского министра, в которой он отметил, что Азербайджан и Россия - стратегические партнеры и в Закавказье, и в Каспийском регионе, и что позиции двух государств близки по большинству очень острых проблем в системе международных отношений.
В Москве рассчитывают, что азербайджанская сторона примет участие в выставке Russia Arms Expo-2015, что будет еще больше влиять на расширение сотрудничества между нашими странами в военно-технической сфере.
Создается впечатление, что российское руководство не только заинтересовано в сближении с Азербайджаном, но и намерено проверить степень лояльности Армении, а также терпение армянского общества на прочность. В этом году, например, Россия инвестировала в Армению лишь 3,4 млрд. драмов - вместо 36,4 млрд. за тот же период прошлого года. Российские инвестиции в Армении сократились в 12 раз. В России еще помнят недавние волнения в Ереване - у части армянского общества зреет недовольство в отношении неравноправного, по их мнению, характера отношений с РФ.
Отношения же России с Азербайджаном, включая экономические, расширяются. Новые перспективы открываются для военно-технического сотрудничества. Как это повлияет на обстановку в регионе? Неоднозначно. У прозападных сил Армении появляются новые аргументы. Визит Лаврова, безусловно, будет позитивно воспринят в Баку, но в Армении отдельные детали этого визита станут раздражителем.
***
Сегодня, пожалуй, слишком рано делать выводы о конкретных целях и задачах, приведших Сергея Лаврова в Баку на этот раз. Как видим, и экспертное сообщество далеко не однозначно в своих первых оценках данного события. О многом остается только догадываться. Таким образом, лишь дальнейшее развитие ситуации как вокруг нагорно-карабахского вопроса, так и взаимоотношений между РФ и Азербайджаном, сможет дать более-менее ясный ответ на то, что же именно стояло за этим визитом в начале сентября.
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать