• пятница, 19 Апреля, 05:10
  • Baku Баку 18°C

Сомнения в сближении

04 сентября 2015 | 11:58
Сомнения в сближении

МНЕНИЕ
Волна оптимистических прогнозов относительно последствий ожидаемой ратификации Соглашения по иранской ядерной программе (ИЯП) несколько поутихла, и настал период для более трезвых оценок того, чем все это закончится на деле.
Накануне пришла долгожданная весть о том, что Барак Обама получил поддержку достаточного количества сенаторов, чтобы у остальных не было возможности преодолеть его вето на их отрицательную резолюцию по договоренностям об ИЯП. Тем самым потерпели крах и попытки правительства Израиля сорвать соглашение. Главной причиной успеха Обамы многие называют неспособность противников соглашения привлечь на свою сторону американскую общественность.
Новая ситуация стала возможной благодаря поддержке со стороны сенатора-демократа от Мэриленда Барбары Микульски, чей голос стал решающим, сообщили в Белом Доме. Таким образом, сделку с Ираном одобрили 34 сенатора. В ходе будущего голосования ожидается, что большинство конгрессменов выступит против подписания соглашения с Ираном. Тогда Барак Обама сможет наложить вето на отрицательную резолюцию сенаторов. Чтобы преодолеть это вето конгрессменам придется набрать 67 голосов из 100. Но, с учетом решения сенатора Микульски, это стало невозможным. Голосование должно состояться 17 сентября.
По сообщению Белого Дома, «опытные ядерщики сказали, что сделка с Ираном обеспечит необходимые гарантии для того, чтобы Иран не производил ядерное оружие». По словам госсекретаря США Джона Керри, сделка с Ираном поможет обезопасить мир, в частности США, Израиль и страны Персидского залива. Он также отметил, что сделка с Ираном убедит мир в том, что «самые тяжелые проблемы могут быть успешно разрешены дипломатическим путем».
Напомним, Иран и «шестерка» международных посредников договорились о демилитаризации ядерной программы Тегерана в середине июля. В обмен Совбез ООН и страны Запада обязуются снять санкции с Исламской республики.
Теперь очередь за меджлисом Ирана, который также должен ратифицировать Соглашение по ИЯП. Впрочем, и тут никаких проблем возникнуть не должно. Ведь президент, верховный лидер и спикер парламента ИРИ уже разработали и ввели в действие (посредством голосования тех же депутатов) план, согласно которому, последнее слово в признании договора скажет группа доверенных лиц, отобранных аятоллой Али Хаменеи.
Сегодня в Тегеране по прежнему настроены решительно и довольно оптимистично. Как заявил на днях замглавы МИД Ирана Аббас Аракчи, условия, на которые согласились иранские переговорщики, не приведут к закрытию ядерной промышленности в стране.
«Мы согласились на ряд условий, но они не останутся в силе навсегда и не приведут к закрытию ядерной промышленности», - сказал Аракчи.
По его словам, иранская делегация согласилась только на усиление надзора за ядерной промышленностью и координацию с соответствующими органами. «Мы способны в ближайшие 15 лет получить 190 тысяч ЕРР (единиц работы разделения) с помощью центрифуг шестого и восьмого поколений», - заявил он.
Как ранее заявил президент Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Али Акбар Салехи, Тегеран в настоящее время создает 15-летний план по расширению своей мирной ядерной программы.
В свою очередь министр нефти ИРИ Бижан Намдар Зангане объявил, что Иран намерен вернуть свою долю мирового рынка нефти после снятия введенных против него санкций. «Как только санкции будут сняты, мы будем вправе вернуться к тому уровню добычи, который исторически был у нас», - приводит его заявление иранский телеканал Press TV.
Министр отметил, что сразу после отмены санкций добыча будет увеличена на 500 тыс. баррелей в сутки, а затем еще на 1 млн баррелей в течение ближайших пяти месяцев. По его словам, Иран планирует довести добычу нефти до 3,8-3,9 млн баррелей в сутки к марту 2016 года. Говоря о резком падении мировых цен на нефть, Зангане отметил, что этот фактор не замедлит возвращение Ирана на мировой нефтяной рынок.
А посол Ирана в Азербайджане Мохсен Пакайин заявил накануне, что «после ядерного соглашения создались выгодные условия для обеих стран по расширению связей и увеличению объема двусторонней торговли». Он добавил, что расширение банковских отношений с Баку является одним из приоритетов Тегерана, и что в обеих странах могут быть созданы совместные предприятия в различных сферах, в том числе энергетики, транспорта и туризма.
Свою оценку складывающейся ситуации дал в беседе с газетой «Каспiй» известный эксперт-экономист, директор Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан:
- Дело в том, что после заключения 14 июля Венского соглашения повсеместно наблюдалась некая эйфория, результатом которой стало резкое падение мировых цен на нефть. Но уже со второй половины августа эти котировки ежедневно колеблются вверх-вниз. Это говорит о том, что этап эйфории близится к концу.
К середине осени, когда МАГАТЭ подготовит отчет о том, как Иран соблюдает взятые на себя обязательства после 14 июля, вот эта напряженность вокруг сделки по ИЯП достигнет апогея, в результате чего цены на нефть могут упасть до минимума. Об этом пишут американские СМИ и предупреждают банки США.
Исходя из этого, антииранские настроения в американском парламенте еще могут возрасти. Глубоко заблуждаются и те, кто думают, что подобно горбачевской перестройке, после которой советские люди перестали испытывать враждебность к США, то же случится и с иранским обществом после заключения Венского соглашения. Потому что, согласно документу, снятие санкций с Ирана, если он будет соблюдать все его условия, займет от 5 до 10 лет.
Запад осознает, насколько это консервативное общество, потому и сроки такие ставит. За один год с Ираном очень трудно достичь полного взаимопонимания в вопросах политики и экономики. Понимая это, страны Запада намерены двигаться в данном направлении очень постепенно, шаг за шагом, внимательно оценивая ответные ходы ИРИ.
Отмечу также, что такие нефтяные компании-гиганты, как ВР, Exxon и другие, до сих пор не сделали никаких позитивных заявлений по поводу возможного сотрудничества с Ираном в своей отрасли. Они даже не посетили Тегеран, и не выразили намерения открыть там свои офисы. То есть, они заняли выжидательную позицию. Что свидетельствует о том, что пока политическая атмосфера не созрела для того, чтобы в ближайшее время стали возможны хоть какие-то их инвестиции в эту страну.
Кстати, для этого необходимо также принять закон о защищенности иностранных капиталов. Но Тегеран по этому поводу еще никак не высказался.
То есть, ряд опасений с обеих сторон сохраняется. И никто не собирается пока вкладывать свои деньги в нефтегазовую сферу Ирана.
Свою роль играют тут и прогнозы о том, что в ближайшие 10 лет мир не будет нуждаться ни в нефти, ни в газе. Все расчеты показывают, что ни Европа, ни Китай пока не намерены увеличивать их потребление, а имеющиеся сегодня размеры поставок им вполне достаточны. Зачем же им торопиться с вложением средств в эту отрасль Ирана? Ведь можно эти капиталы использовать на более выгодных условиях в других частях планеты.
Посему, основываясь хотя бы на этих реалиях, я бы не был столь оптимистичен относительно перспектив американо-иранского сближения в обозримом будущем.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать