• пятница, 29 Марта, 02:44
  • Baku Баку 7°C

Попытка договориться

04 сентября 2015 | 13:56
Попытка договориться

РЕГИОН
На сегодня намечена встреча короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиз аль Сауда с президентом США Бараком Обамой в Белом доме. Диспозиция видна невооруженным взглядом, тем более что накануне были обговорены основные точки соприкосновения с американским секретарем госбезопасности Джоном Керри.
Перспективы и разногласия
Надо сказать, что последние пару лет отношения между Вашингтоном и Эр-Риядом, многолетним главным стратегическим союзником Америки на Ближнем Востоке среди арабских государств, оставляли желать лучшего. Особенно заметны противоречия стали в последние годы и месяцы правления предшественника Салмана, короля Абдаллы. Все это не способствовало успешному проведению США своей политики на Ближнем Востоке. Но, похоже, в Белом доме уже рассеялись иллюзии, что тамошние политики смогут успешно решить многочисленные задачи в регионе без помощи «хранителя двух святынь».
Надо учитывать, что визит короля к берегам Потомака - первая его поездка в этом ранге после восшествия в январе на престол. Примечательно также, что историческое рандеву произойдет за считанные дни до голосования в Конгрессе по соглашению в рамках решения иранской ядерной программы.
По мнению экспертной группы газеты «Каспiй», в Вашингтоне хотели бы надеяться, что позиция Эр-Рияда в этом вопросе не изменилась (в июле Саудовская Аравия официально поддержала соглашение). Но насколько искренна эта поддержка, и не будут ли саудиты пытаться торпедировать выполнение договоренностей? Ведь на крупнейшем полуострове Азии резонно опасаются, что сделка с Ираном по ядерной программе поможет Тегерану усилить претензии на лидерство в регионе.
Однако это не единственный стратегический вопрос, вброшенный для обсуждений на высшем уровне, поскольку арабы недовольны и позицией Америки в Сирии, которая, по их мнению, делает недостаточно для того, чтобы свергнуть режим Башара Асада - главного союзника Ирана в регионе.
Вероятность достижения компромисса в сирийском вопросе маловероятна, так как США не хотят ввязываться в еще одну войну на Ближнем Востоке и, что хуже, содействовать захвату радикальными суннитами из ИГ Дамаска.
Кроме того, на повестке дня требование саудитов о четкости позиции по Йемену, где они возглавляют коалицию арабских стран, выступающих на стороне изгнанного президента Абд Раббу Мансура Хади. Ведь коалиция аж с 26 марта наносит малоэффективные авиационные удары по районам Йемена, контролируемым повстанцами - хуситами из шиитского движения «Ансар Алла», которые оказывают серьезное сопротивление.
Впрочем, и у Обамы по этому поводу есть козыри - он в качестве ответного хода в ходе встречи, скорее всего, выразит «глубокую озабоченность» в связи с гуманитарной ситуацией в районе боевых действий.
Наверняка, кроме политики, разговор зайдет об экономике в целом и особенно об энергетике - ведь необъявленная война саудитов против американских производителей сланцевой нефти в самом разгаре. Арабы намерены играть на понижение мировых цен до тех пор, пока «сланцевики», а также другие возможные конкуренты не уйдут с мирового нефтяного рынка.
Иначе говоря, саудовцы делают все возможное, чтобы нерентабельными стали проекты добычи сланцевой нефти, нефти из битумных песков и шельфовые проекты во всем мире, и тем самым они попытаются стать безальтернативным монополистом. Однако уже произошли негативные для них моменты, которые саудовские аналитики заранее не смогли просчитать. На рынке нефти произошли стратегические изменения (снижение себестоимости сланцевой нефти и замедление экономики Китая) благодаря которым, и игра на понижение добычи и, как следствие, повышение цен, не действует.
В этих условиях, единственное, что может сделать ОПЕК, - это снизить добычу, по причине чего все равно откроется ниша для «сланцевиков» из США. Какой смысл им терять рынок? Прямой зависимости цены на нефть от объема ее добычи не существует, так как нефть - биржевой товар. Здесь скорее вопрос наличия финансов, чем баланса спроса и предложения.
Кстати, саудиты компенсировали потери от падения цен на нефть с помощью государственного финансового резерва. Начиная с августа 2014 года по сегодняшний день правительство использовало $65 млрд. из своих запасов, что привело к их сокращению до $672 млрд. Несмотря на катастрофическое уменьшение доходов от добычи нефти, Эр-Рияд не собирается сокращать правительственные расходы. Однако имеющиеся финансовые запасы могут быстро иссякнуть, даже если будут приняты меры жесткой экономии.
В поисках выгоды
Именно экономическая выгода подвигла саудитов к активному военному вмешательству в соседнем Йемене, у которого отличное географическое положение. Он контролирует Баб-эль-Мандебский пролив - южные ворота Красного моря и стратегический маршрут транспортировки ближневосточной нефти в Европу. Ширина пролива в самом узком месте меньше 29 км, причем для судоходства доступны лишь два коридора по 3,2 км каждый: один для прохода из Красного моря в Аденский залив, другой - в обратном направлении. Закрытие пролива остановит движение нефтеналивных танкеров из Персидского залива к Суэцкому каналу и нефтепроводу SUMED в Египте. В этом случае весь грузопоток придется перенаправить к мысу Доброй Надежды и дальше вокруг Африки. А ведь ежедневно по этому маршруту транспортируется 3,8 млн. баррелей нефти в Европу и Северную Америку.
Изменение маршрута на южноафриканский подействует на транспортную компоненту цены нефти. Например, при транспортировке в Северную Америку маршрут удлинится на 2700 миль, количество рейсов в год упадет с 6 до 5 танкеров, а стоимость дополнительного топлива составит $3,5 млн. в год.
Между тем Тегеран действительно стремится к гегемонии на Ближнем Востоке, используя для этого влияние шиитов на местах. Распространение проиранских режимов стремительно: в Дамаске алавиты во главе с Асадом, в Бейруте Хезболла, к ним можно добавить Багдад, а теперь, возможно и Сану. Возникает угроза того, что Иран вот-вот запретит Баб эль-Мандебский и Ормузский проливы, а также сухопутный транзит нефти через Сирию.
С этим и связаны опасения Саудовской Аравии. В той парадигме, в которой существует Эр-Рияд, он находится в постоянной борьбе с поползновениями шиитского Ирана на гегемонию в регионе. Именно поэтому Эр-Рияд вступил в войну ради контроля над Баб-эль-Мандебским проливом.
Кстати, согласно сообщению Всемирного банка, после отмены международных санкций в отношении Ирана и его полного возвращения на мировой рынок объем продаж нефти увеличится примерно на один млн. баррелей в день. В итоге, считают эксперты, в будущем году цена на нефть может снизиться примерно на $10 за баррель (21%). И тогда на нефтяной бирже бал будет править уже не всесильный пока нефтяной Эр-Рияд, а новый центр «черного золота».
P.S. Несмотря на глубокие разногласия, у США и Саудовской Аравии имеются точки соприкосновения, по которым можно вести диалог. В частности, они могут попытаться договориться о путях стабилизации цен на нефть, в которой заинтересованы все.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать