• суббота, 20 Апреля, 15:26
  • Baku Баку 23°C

Без оптимизма

09 октября 2015 | 13:20
Без оптимизма

В международном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему: «Война в Сирии и риски для безопасности Азербайджана и Южного Кавказа».
На мероприятии обсуждались возможные последствиях проводимой Россией в Сирии антитеррористической операции и их влияние на регион Южного Кавказа. В мероприятии приняли участие завкафедрой криминалистики и судебной экспертизы Бакинского государственного университета, профессор Кямиль Салимов и политолог Тофиг Аббасов.
Тофиг Аббасов: Процессы в Сирии очень тяжелы с формированием серьезных, нарастающих день ото дня угроз. В регионе сконцентрированы интересы разных стран, и в связи с кризисом в этой стране сформированы две коалиции с ограниченной координацией действий, что естественно. С одной стороны, здесь «команда» США, в которую входит свыше 50 стран мира, не добившихся за год с лишним осязаемых результатов. Напротив, «Исламское государство» (ИГ) все больше укрепляется, структурируется и вооружается, имеет около 120 тыс. боевиков, захватив часть территории Сирии и Ирака. В то же время нарастают угрозы в отношении Ирана.
Во вторую «команду» входит порядка 10 стран, но число ее участников день ото дня растет, то есть возникает модификации мини-мировой войны, и это не преувеличение. Направленные туда финансовые потоки растут, ассортимент используемого оружия с каждым днем становится все шире, а руководство ИГ во главе с аль-Багдади объявляет о новых мишенях на постсоветском пространстве и в Европе, выступая с заявлениями о расширении фронта борьбы с США. Положение серьезное, и никакое государство не может говорить о том, что все это не имеет к нему никакого отношения. Даже географически удаленные от Ближнего Востока страны вынуждены вплотную заняться этой проблемой.
В последние дни и в нашей печати публикуются материалы, в которых находят свое отражение некоторые опасные моменты для Азербайджана: якобы наше государство вынуждено сделать выбор между Турцией и Россией, к чему оно не готово. Но это не так. Мы непосредственно граничим с обоими этими государствами, которые входят в разные коалиции против ИГ, и между ними существует некое недопонимание. Однако это не значит, что официальному Баку предстоит трудный выбор, так как выбор один для всех - участвовать в борьбе с террором.
Что касается нанесения ракетного удара по инфраструктуре ИГ с каспийского бассейна, мы стали свидетелями возможностей России. Кстати, Президент РФ связался с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым по телефону и сообщил о готовящейся акции. Кроме того, наши страны тесно сотрудничают в сфере безопасности, то есть ИГ - проблема не только Сирии, Ирака либо Запада, но всей Евразии и мира, а потому мы тоже не можем быть в стороне от этой борьбы.
Кямиль Салимов: Участники коалиции против террористической группировки официально заявляют, что они проводят антитеррористическую операцию, которая отличается от военной. Во-первых, АТО в финансовом отношении - более затратное и «точечное» мероприятие, поскольку при военной операции солдат садится в танк, прицеливается и стреляет, не видя разницы между жилым домом или каким-то иным объектом, так как его задача - уничтожить врага и его инфраструктуру. Но когда речь идет об операции против террористов, здесь требуется точность. Так, Россия использует в Сирии военно-космические силы с проведением тщательной разведки и уточнением целей из космоса, и лишь после этого поднимая в воздух авиацию для нанесения удара с использованием не обычных, а высокоточных бомб.
Кроме того, страны, проводящие АТО, несут большую ответственность, и чем скоротечнее будут эти операции, тем они более эффективны. Однако проблема в том, что в реальности коалиции как таковой нет, и, к сожалению, неизвестно, какой формат примет она завтра. Например, за несколько дней российскими ВВС нанесено свыше 200 авиаударов, однако США и Турция настаивают на том, чтобы они не были нацелены против антиасадовских сил.
Вероятность того, что Саудовская Аравия, Катар, Турция, США и Франция могут передать сирийской оппозиции более серьезное вооружение, достаточно велика, но тогда российские авианалеты прекратятся. При этом увеличится число государств, принимающих участие в конфликте, и тогда между ними будут возникать распри не только в этом регионе, но и за его пределами.
Национальное правительство считает проводимые в Сирии операции антитеррористическими, так оно и есть на самом деле.
Отвечая на вопросы журналистов о мазхабном характере сирийского конфликта, Тофик Аббасов сказал:
- Есть такое понятие, как «шиитская дуга». В Синьцзян-Уйгурском автономном округе КНР уже обнаружился турецкий след. Они там готовят боевиков. Сегодня эти боевики противостоят Западу, но если завтра Ирак потерпит поражение и развалится, то они направят свое оружие против Китая, поскольку, по прогнозам, в 2017-2018 году экономика Поднебесной должна превзойти американскую. По-этому США делают все возможное, чтобы не допустить усиления потенциального противника. На пути американского капитала стоит созданный шиитами барьер, и, преодолев его, «гринго» окажутся на постсоветском пространстве, после которого последует Китай.
До этих событий Сирия жила вполне нормально, а между Башаром Асадом и Западом был очень конструктивный диалог. Состоялись встречи в Лондоне с Тони Блэром и в Сан-Франциско с Джоном Кэрри, по итогам которых Асад заявил о своей готовности к реформам. Но после того как был достигнут консенсус, Сирию стали разваливать изнутри.
Корреспондент газеты «Каспiй»:
- Насколько можно верить заявлениям Запада о желании сместить Башара Асада? Бывший президент Финляндии, лауреат Нобелевской премии мира Мартти Ахтисаари рассказал в интервью The Guardian, что в 2012 году на заседании Совета по бе-зопасности ООН Россия предложила план отстранения президента Сирии Башара Асада, но Запад отказался. Не значит ли это, что в интересы Запада не входит развал Сирии и свержение дамасского режима?
Тофик Аббасов:
- Это официальная позиция Запада.
Корр. газеты «Каспiй»:
- Противником ИГ является Свободная сирийская армия, причем их расхождения носят идеологический характер. Стратегическая цель ИГ - воссоздание халифата и выдавливание Запада с Ближнего Востока. Могут ли при таком раскладе США не на словах, а на деле быть заинтересованы в устранении Башара Асада и победе ИГ?

Тофик Аббасов:
- Не думаю, что Башара Асада поддерживает Америка. Руководитель Госдепа США Джон Кэрри заявил, что «США поддержат действия России в Сирии, «если они в самом деле направлены на то, чтобы нанести поражение «Исламскому государству».
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать