• четверг, 25 Апреля, 01:56
  • Baku Баку 19°C

Из Донбасса в Дамаск?

28 октября 2015 | 10:47
Из Донбасса в Дамаск?

ВЗГЛЯД
Российская авиация продолжает наносить удары по позициям боевиков в Сирии, давая возможность войскам официального Дамаска наступать и освобождать захваченные ранее районы. При этом на политическом уровне сохраняется неприятие российского вмешательства в сирийский конфликт со стороны стран Запада и Турции, но на уровне военспецов диалог полностью налажен ради предотвращения реального столкновения.
О том, насколько хватит сил у войск Асада продолжать успешное наступление, примут ли участие в наземных операциях сухопутные силы РФ в интервью газете «Каспiй» рассказал доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова, военный политолог Александр Перенджиев.
- Насколько велики шансы войск Асада одержать окончательную победу над силами умеренной оппозиции и сторонниками ИГ только имеющимися силами при поддержке ВКС РФ или все же понадобится серьезная сухопутная поддержка со стороны иранской и российской армий?
- Каких-то уж грандиозных успехов от совместных действий сирийской армии и ВКС РФ, пока, безусловно, нет. Но есть определенные достижения. Это, во-первых, определенная деморализация боевиков, нарушение их системы управления. Появление нехватки у исламистов оружия, техники, а главное, людских ресурсов. Во-вторых, наконец-то правительственные вооруженные силы Сирии перешли от сдерживания террористических группировок к наступлению, началось освобождение захваченных противником населенных пунктов. В-третьих, в общественном мнении Сирии появилась уверенность в победе над врагом, в дальнейшем установлении мира в стране.
Вооруженные силы официального Дамаска понесли большие потери, да и само государство значительно ослабло в ходе кровавого конфликта. Без помощи в проведении наземной операции сирийская армия не обойдется. В этом ей окажет помощь Иран. Официальная Москва в наземной операции участвовать не будет. Возможно лишь участие добровольцев, как из России, так и других стран мира.
- Пока воздушные удары ВКС РФ проходят более или менее успешно, во всяком случае, без потерь. Но есть мнение, что ситуация может резко поменяться, когда американцы, недовольные военным вмешательством России в сирийский конфликт, начнут поставлять оппозиции системы ПВО. Насколько вероятен такой вариант развития событий?
- Если такое случится, то это будет означать, что США - пособник и рассадник терроризма. Захваченные у террористов (а они будут захвачены, в этом даже не сомневайтесь!) американские средства ПВО будут представлены широкой мировой общественности. Официальная Москва в данном случае использует все информационные ресурсы для нанесения удара по имиджу США и их бренду безопасности.
Кроме этого, не надо исключать того, что эти самые американские средства ПВО могут быть применены и против боевой воздушной техники, как самих США, так и их союзников - Великобритании и Франции. А если от рук террористов с помощью ПЗРК, поставленных западными структурами, погибнут французские, английские или даже американские военные летчики, то, сами подумайте, как среагируют на это в Европе, да и в самой стране Статуи Свободы?
Полагаю, что в случае поставок средств ПВО возрастут риски не столько для российских, сколько для западных летчиков. Ведь западные страны, в отличие от России, не заключали договора с официальным Дамаском по патрулированию воздушного пространства Сирии! «Не рой другому яму, сам в нее попадешь!» - гласит русская пословица.
- Еще совсем недавно американцы отказывались вступать в какие-либо переговоры с Москвой по урегулированию ситуации в Сирии, в частности, было отказано в принятии делегации Медведева. Но буквально на днях они прислали российской стороне меморандум о предотвращении воздушных инцидентов в небе Сирии. Чем объясняется такую двоякая позиция Вашингтона?
- Как раз желанием снизить риски обострения отношений между армиями США и России. Здесь лоббирующую роль играют сами американские военные. Одно дело, когда политики «грызутся» в информационно-политическом пространстве. Другое, когда начнется вражда между военнослужащими, имеющими в своем непосредственном распоряжении современное вооружение и технику. Но никто из военных двух стран не хочет оказаться в ситуации, когда именно его действия могут привести к Третьей мировой войне. Поэтому если на политическом уровне происходят серьезные разногласия, то военном - существует множество элементов для взаимопонимания и выработки четких «правил игры» для обеих сторон - военнослужащих Пентагона и Минобороны России.
- Не секрет, что с началом операции в Сирии у Москвы ухудшились отношения не только с Западом, но и с Турцией, особенно после нескольких случаев нарушения воздушного пространства этого государства российскими самолетами. Более того, недавно турки сбили российский беспилотник и недвусмысленно заявили, что впредь будут сбивать и пилотируемые самолеты в случае нарушения ими воздушного пространства Турции.
- Во-первых, турки не сбивали российский беспилотник. Они сбили беспилотный летательный аппарат, похожий на российский. Пусть и дальше официальная Анкара сбивает так называемые «российские» беспилотники, если у нее их так много. Во-вторых, раздражение руководства Турции вызвано тем, что страна получала весьма неплохую прибыль от нефтяного бизнеса с ИГ. А также ожиданием падения режима Асада, что позволило бы официальной Анкаре участвовать в разделе территории Сирии. Теперь нефтяному «теневому» бизнесу, который приносил огромные барыши, приходит конец. А также приходится распрощаться с другими радужными планами в отношении территории Сирии.
Но ссориться с Россией также невыгодно турецким властям. Ведь туристический и гостиничный бизнес, а также другие совместные турецко-российские проекты, не только в сфере строительства известного газопровода, приносят и дальше могут принести Турции немалую прибыль.
Полагаю, что в настоящее время негативное отношение к России со стороны официальной Анкары носит временный характер. Ведь Турции, как, впрочем, и многим другим странам, приходится осмысливать новую роль России в мировой политике, в том числе на Ближнем Востоке. А этот процесс осмысления не может быть безболезненным.
- Недавно в прессе прошло сообщение, что в Москве может появиться представительство «Сирийского Курдистана». Насколько это возможно, принимая во внимание в таком случае еще большее обострение и без того натянутых отношений с Турцией?
- Полагаю, что это просто «утка», для того, чтобы подлить масла в огонь. Не все сообщения, которые появляются в СМИ, имеют действительное подтверждение! Сейчас вообще наступило время, когда в прессу поступает много искаженной, извращенной и абсолютно ложной информации.
- В экспертном сообществе бытует мнение, что выходом из сложившейся ситуации в Сирии мог бы стать российско-американский договор о разделе этой страны на оккупационные зоны. При этом Россия взяла бы под контроль ту часть страны, где проживают алевиты, а США - все остальное. Насколько такой сценарий вероятен? Если не реален, то какой вариант развития событий вы предполагаете?
- Абсолютно абсурдный вариант. Ни о какой оккупации Сирии не должно быть речи. Цель Россия одна - освобождение территории этой страны от террористов и других различных незаконных вооруженных формирований, установление суверенитета и власти официального Дамаска на всей территории Сирии. После чего наступит время построение мирной жизни в этой арабской стране, восстановление в ней экономической, социальной и другой инфраструктуры. Именно народ Сирии должен решать свою судьбу. Для этого и существуют различные демократические процедуры: выборы, референдумы, парламентские и общественные слушания и т.д. Никакой вооруженной оппозиции быть не должно!
Оппозиция должна бороться за власть только цивилизованными, демократическими методами. Официальная Москва, российские граждане, включая и меня, придерживаются только такой позиции и такого сценария развития событий в Сирии. Что в этой позиции противоречит западным либеральным ценностям?
- Означает ли недавний визит Башара Асада в Москву тот факт, что ему скоро придется уйти, тем более что Путин уже предполагает сотрудничество с той частью сирийской оппозиции, которая воюет с ИГ? Может ли это быть уступкой России Западу в вопросе ухода Асада в обмен на сохранение российских интересов в Сирии?
- Нет, официальная Москва не будет заниматься вопросами отстранения Башара Асада от власти. Вопрос о власти, повторюсь, по мнению России, должен решаться в ходе легальных политико-правовых процедур, как это принято в развитых демократических странах мира, а не путем вмешательства внешних сил. Ведь такое вмешательство противоречит общепризнанным международным принципам демократии, свободы, территориальной целостности и суверенитета государств. Поэтому Россия и дальше будет вести переговоры со всеми заинтересованными субъектами международного права по урегулированию ситуации в Сирии, основываясь именно на этих принципах.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать