• четверг, 28 Марта, 20:34
  • Baku Баку 13°C

Разведка боем

06 ноября 2015 | 11:56
Разведка боем

ПОДРОБНОСТИ
Недавно госсекретарь США Джон Керри совершил визит в Центральную Азию, посетив все государства этого региона. В ходе визита прошли переговоры в формате С5+1. А уже после визита Госдеп объявил о новых программах по оказанию содействия развитию стран Центральной Азии.
Об итогах визита Керри в виде возможного роста влияния США в регионе, степени заинтересованности самих государств Центральной Азии в сотрудничестве в Вашингтоном и реакции России и Китая на этот визит в интервью газете «Каспiй» рассказали представители экспертного сообщества Казахстана и Кыргызстана.
Адиль Каукенов, политолог (Казахстан):
- Говорить о том, что США из Центральной Азии «уходили» - не правильно. Другое дело, что был какой-то момент охлаждения интереса, хотя он опять же был закономерен - все-таки Центральная Азия находится достаточно далеко от США и морских путей сообщения (а Соединенные Штаты являются «морской силой» в геополитической терминологии). Но в связи с военной операцией Вашингтона в Афганистане, регион почувствовал к себе особый всплеск внимания со стороны Белого дома.
Однако этот всплеск не мог продолжаться долго, поэтому он ожидаемо для экспертов пошел на спад. Но последние события на мировой арене, а именно обострившиеся отношения между США и Россией, а также ужесточающаяся конкуренция Вашингтона и Пекина, заставляют Белый дом не забывать о Центральной Азии и искать новые пути для максимально эффективного проведения своей политики.
Поэтому визит Керри вряд ли тянет на исторический, так как никаких серьезных контрактов подписано не было, сенсационных соглашений и программ тоже. Это скорее «разведка боем» и сигнал о том, что США нельзя списывать из региональной расстановки сил.
А те программы содействия развитию региона, которые были подписаны в ходе данного визита, лишь весьма условно можно назвать новыми. Практически все они - продолжение старых программ, а после свертывания аэропортов Манас в Кыргызстане, а также в Узбекистане, скорее можно отметить значительное уменьшение финансирования американских проектов в регионе.
Концептуально также ничего прорывного не было предложено. Да, сформировано С5+1. Однако давайте вспомним громкую программу «Большая Центральная Азия», которая действительно предлагала переформатирование региона и показывала устремления США. Да и «Новый Шелковый путь» Хилари Клинтон был весьма остроумен, ведь в него не включили Китай, собственно говоря, поставщика шелка. Ну и понятное дело Россию.
Тогда как С5+1 - это как раз таки боязнь после проваленных проектов («Большой Центральной Азии» и «Нового Шелкового пути») предлагать что-то сверхординарное. Также не очевидно, что такое «С5». И как он будет плюсоваться с «1». Понятно, что это всего лишь калька с АСЕАН и их форматов АСЕАН +1, АСЕАН +3, и так далее. Однако, в прошлом «С5» не работала, это ведь провал ОЦАС, процессы региональной дезинтеграции, периодические скандалы на границах, сопровождаемые стрельбой. А потому есть сомнение, что такой формат вдруг заработает.
То есть в этом формате самое важно +1, то есть США. Но здесь важно посмотреть, что предлагают конкуренты. И тут картина для Вашингтона не самая радужная. Если США предложили всего лишь круглый стол 5+1, то Китай реализует в регионе масштабную программу регионального развития, опирающееся на строительство инфраструктуры и перенос китайских производств «Один пояс - один путь». Россия создала Евразийский экономический союз, который носит конкретный характер и вполне реально влияет на жизнь региона. Так что С5+1, конечно поможет американцам в работе с регионом, но по понятным причинам влияние вряд ли будет сопоставимо с традиционными игроками. Если, конечно, не произойдет форс-мажора.
Что касается заинтересованности самих государств региона в усилении влияния США, то тут каждая центральноазиатская страна имеет свой интерес к Вашингтону. В первую очередь всех интересуют инвестиции и технологии. Особенно на этом сконцентрированы Казахстан и Кыргызстан, которые за счет относительной открытости пытаются форсировать экономику. Хотя именно эти две страны входят в Евразийский союз, тем самым весьма ограничивая свой возможный люфт в сторону США. Таджикистан также идет в этом фарватере, тем более что помимо России, традиционным партнером Душанбе является Иран, у которого, несмотря на Лозаннские соглашения свой счет к Вашингтону.
А вот Узбекистан и Туркменистан больше ведут разговор о военно-политическом сотрудничестве. Хотя в официальной риторике подчеркивается, что это все сводится к сотрудничеству в сфере борьбы с угрозами терроризма, экстремизма и т.п., но геополитический контекст здесь очевиден. Да и сам госсекретарь Дж.Керри в своих выступлениях делал недвусмысленные намеки, что «дружба ни с одной страной не должна ограничивать возможности дружбы с другими странами» и «страны региона должны чувствовать себя в безопасности от внешнего давления».
Однако как раз в вопросе внешнего давления страны Центральной Азии побаиваются Вашингтон не меньше, а порой и больше Москвы. Ведь Белый Дом жестко ставит вопрос о демократии, свободе слова и правах человека, с которыми в ЦА далеко не всегда хорошо. Тем более что пример М.Каддафи, Мубарака и других перед глазами.
В то же время вряд ли именно приезд Керри что-то поменяет в политике России и Китая, которые и так уже максимально активны в регионе. Китай и далее будет всеми силами развивать свою программу «Один пояс - один путь», максимально входя в экономическую и политическую структуру региона. А Россия - развивать ЕАЭС и думать - как без ущерба для себя состыковать его с финансами китайского проекта.
Марат Мусуралиев, политический и экономический обозреватель:
- США из региона полностью никогда не уходили. Их присутствие здесь с различной степенью интенсивности имело место почти постоянно после 1991 года. Хотя, конечно, были и периоды явного охлаждения, когда в 2005 году американские базы выставили из Узбекистана, а затем, спустя еще лет 8, и из Кыргызстана. Но дипломатические и остальные отношения продолжались. Программы ЮСАИД и других агентств также реализуются в ЦА и в настоящее время.
Другое дело, что в целом тенденция очевидна: из мировых держав влияние России и США в ЦА сокращаются, а Китая - нарастает. И это является следствием различных стратегий, выбранных этими державами в регионе.
Москва и Вашингтон сделали акцент на военном присутствии, которое ничего кроме затрат не приносит. Пекин же сделал акцент на инвестиции в экономические проекты, которые постепенно и в большинстве случаев окупаются. А с экономическим влиянием, как известно, приходит и политическое.
Что касается роста влияния США после визита Керри, создания формата С5+1 и решения о новых программах содействия развитию стран ЦА, то это будет зависеть от степени эффективности этих программ. До настоящего времени она была не высокой. Например, когда в 2015 году Бишкек денонсировал соглашение с США по программам американского присутствия в КР, то выяснилось, что вложения Вашингтона в Кыргызстан за период с 1992 года превысили $2 млрд. Это действительно очень серьезная цифра. Но при этом никто не смог назвать ни одного завода, и ни одной фабрики в этой стране, которые были бы построены на эти деньги. То есть большинство американских средств и контролируемых ими международных финансовых институтов вроде Всемирного банка и МВФ, все-таки вкладываются в проедание, а не в создание производств в реальных секторах экономики в государствах-получателях средств.
К сожалению, США в странах ЦА делает акцент на различные НПО, занимающиеся не созданием производств в реальных секторах экономики, а различного рода программами по изучению социально-экономического уклада жизни в отдельных наиболее интересных для Вашингтона областях в республиках ЦА и выявлением в них проблемных аспектов. Также американцы финансируют программы НПО, граничащие с социально-политическими сферами, порой в откровенно деструктивных направлениях, когда под прикрытием т.н. «правозащитных» лозунгов продолжаются попытки влияния на судебные решения и защиту откровенных преступных элементов и даже террористов. В таких условиях страны региона ЦА будут весьма умеренно заинтересованы в усилении влияния США здесь.
К примеру, несколько лет назад террористов группировки «Жайшуль Махди», расстрелявших трех милиционеров в Бишкеке, НПО, финансируемые из США, пытались оправдать, организовав пресс-конференции с участием их родственников, пытаясь представить их как обычных парней, которых власти необоснованно обвиняют. Но когда через сутки с небольшим силовые структуры Кыргызстана блокировали эту группу и с боем нейтрализовали в одном из сел вблизи Бишкека, представители этих НПО сразу замолкли.
Что касается реакции на усиление влияния Вашингтона в регионе ЦА со стороны Москвы и Пекина, то в открытую эти страны не станут выступать против американских программ в Центральной Азии, если только эти программы не войдут в откровенное противоречие с соглашениями КНР и РФ, которые действуют в регионе.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать