• пятница, 19 Апреля, 12:16
  • Baku Баку 25°C

Донор региональной стабильности

19 ноября 2015 | 13:05
Донор региональной стабильности

ВЗГЛЯД
Конфликт в Украине, очередное противостояние между Россией и Западом коснулись и соседних стран, прямо в эти процессы не вовлеченных. В частности, Минску пришлось выбирать между участием в противостоянии с Западом на стороне Москвы или занять нейтральную позицию. Власти Беларуси выбрали последнее.
О российской политике в ближнем зарубежье и на Ближнем Востоке, а также о позиции Беларуси в интервью газете «Каспiй» рассказал директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь) Арсений Сивицкий.
- Ваш Центр недавно опубликовал доклад о новой геостратегии России. Насколько российские действия в Украине, Сирии и Черногории соответствуют этой новой геостратегии?
- Безусловно, эти действия вписываются в новую геостратегию РФ. В частности, через дестабилизацию ситуации в Украине Россия решает задачу недопущения вступления этого государства в ЕС и НАТО, а также уменьшения влияния и присутствия в этой стране США, ЕС и Китая.
Вовлекаясь в сирийский кризис, Кремль преследует цель усилить свою критическую вовлеченность на Ближнем Востоке, а не защищать Башара Асада, как это принято считать. Эта критическая вовлеченность связана не только с продвижением своих интересов в регионе, но и с углублением противоречий, в том числе военно-политических, между региональными военно-политическими, и глобальными игроками (Иран - Саудовская Аравия и Израиль, Иран - США). В целом, любая геополитическая напряженность в этом регионе всегда, так или иначе, отражается на повышении мировых цен на энергоресурсы.
В случае возможной причастности России к событиям в Черногории цель также связана с недопущением интеграции этой страны в евроатлантические структуры. К сожалению, уже в самое ближайшее время можно ожидать попыток со стороны Кремля, направленных на усиление противоречий и влияния на конфликтную динамику на Южном Кавказе (Армения - Азербайджан), а также в Центральной Азии.
- После прошедших в Минске выборов наметилась тенденция, когда Евросоюз и США ослабляют и даже снимают санкции против Беларуси. С чем связаны эти шаги?
- На протяжении всего последнего времени с самого начала украинского кризиса мы наблюдали дипломатическую разрядку между Минском и западными столицами. Прежде всего, это было связано с признанием миротворческих и дипломатических усилий Беларуси, направленных на урегулирование украинского кризиса посредством организации переговорной площадки для контактной группы ОБСЕ и встречи в Нормандском формате.
Помимо всего прочего Минск занял нейтральную позицию с военно-политической точки зрения не только в контексте украинского кризиса, но и геополитического противостояния между Россией и Западом, что имеет уже региональные последствия для обеспечения стабильности всего восточноевропейского региона. Эта позиция также была позитивно воспринята западными партнерами.
Сегодня Беларусь все больше и больше начинает восприниматься в глазах мирового сообщества, в том числе западной ее части, как донор региональной стабильности и безопасности, а не как «последняя диктатура Европы», как это было в предшествующий период отношений между Минском и Западом.
В итоге Беларуси удалось успешно конвертировать свою миротворческую позицию по украинскому кризису и военно-политический нейтралитет в контексте так называемой новой холодной войны между Западом и Россией в ресурс нормализации отношений с западными столицами, а также усиления внимания со стороны Китая.
К тому же Минск выполнил ряд технических условий в результате достижения ряда компромиссов с западными партнерами для начала этого процесса. Прежде всего, были выпущены на свободу шестеро лиц, считавшихся в Брюсселе и Вашингтоне политическими заключенными. К тому же недавняя президентская кампания была проведена белорусскими властями в соответствие с минимальными ожиданиями со стороны Запада. Все это создало почву для того, чтобы сначала ЕС приостановил на 4 месяца действие персональных и экономических санкций, а США заморозили экономические санкции на полгода.
Конечно, существует и ряд претензий со стороны наших западных партнеров по поводу институтов демократии и прав человека Беларуси. Но в сравнении с остальными странами постсоветского пространства Беларусь здесь явно не рекордсмен. И на Западе это начинают понимать, потому что больше эти вопросы не используются для давления на белорусское руководство, как это было ранее.
К тому же для Запада, испытывающего давление украинского кризиса в Восточной Европе и сирийского конфликта на Ближнем Востоке, повестка обеспечения безопасности гораздо более приоритетна, чем вопросы, связанные с проблемами институтов демократии прав человека в Беларуси. Это не значит, что на эти проблемы закрывают глаза. Важно то, что они больше не являются барьерами для нормализации отношений, как это было раньше. Более того, Минск выражает готовность вести консультации с Брюсселем и Вашингтоном для того, чтобы эти проблемы решать.
- Недавно, выступая на заседании командования ВС РБ, Лукашенко заметил, что ни Беларуси, ни России не нужна авиабаза на территории РБ. С чем связано такое заявление?
- На протяжение последних нескольких месяцев Москва оказывала давление на Минск с целью добиться положительного решения вопроса о размещении российской авиабазы на территории Беларуси. Несмотря на явные сигналы о нежелательности дискуссий по этому вопросу со стороны Минска, Кремль все же решил публично поднять этот вопрос в самый неподходящий для белорусский властей момент - за месяц до президентских выборов.
Вместе с тем отказ от размещения российской авиабазы был связан не только с тем, что Москва в этом контексте повела себя не совсем по-партнерски. Нежелание Минска размещать российскую авиабазу связано еще и с тем, что в нынешних гео-, внешне- и внутриполитических условиях она приносит больше проблем, чем пользы.
Совершенно очевидно, что если бы по этому вопросу было принято положительное решение, то оно бы поставило под сомнение миротворческий статус Беларуси по украинскому кризису, ведь такое решение рассматривалось бы однозначно как недружественное в Киеве, что привело бы к пересмотру отношения к Минску как переговорной площадке.
Во-вторых, это бы подорвало нейтральный военно-политический статус Беларуси. С военной точки зрения эта база не имеет смысла, если конечно только не планируются ее использовать для проведения воздушных операций против государств со слаборазвитой системой ПВО таких, как Украина и страны Балтии.
Задачи, прописанные в соглашении, связанном с несением дежурств в рамках Единой региональной системы ПВО и противодействием международным террористическим группировкам звучат немного сомнительно. У Беларуси достаточно своих средств для несения дежурств по охране воздушного пространства Союзного государства. В случае необходимости из России запрашиваются звено истребителей для совместного патрулирования. Для усиления оборонного потенциала Единой региональной системы ПВО, прежде всего, необходимы зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400.
Минск ранее предлагал схему, согласно которой Москва поставляет свои самолеты, но ими управляют белорусские пилоты. Но Кремль от нее отказался. А значит истинные цели связаны не с укреплением Единой региональной системы ПВО, а усилением своего военно-политического присутствия в Беларуси. Зачем это делать, с учетом того, что Минск является стратегическим военно-политическим союзником - не совсем понятно. Тем более, согласно тексту соглашения, база имеет российскую юрисдикцию и подчиняется российскому военно-политическому руководству.
Да и откровенно говоря, крымский кризис, инциденты в Армении и Таджикистане с участием дезертировавших российских военнослужащих и их последствия показывают, что российские военные базы выступают источником общественно-политических и военно-политических рисков.
Если уж совсем прагматично подходить к этому вопросу, то непонятно, что Беларусь получила бы от России взамен на размещение авиабазы, так как согласно тексту соглашения, российская сторона освобождается от уплаты аренды и других пошлин за использование этого объекта. Например, если бы Беларусь получала ежегодно 2-3 млрд. безвозмездной помощи за ее размещение, как например США предоставляют помощь своим союзникам - это был бы другой разговор.
Но Москва так вопрос не ставит - там просто требуют, чтобы здесь была создана их авиабаза. К тому же размещение российской авиабазы однозначно втянуло бы Минск в новую холодную войну между Россией и Западом, обнулив весь прогресс в отношениях с Западом. Да и Китай, который в результате крымского кризиса потерял свои крупные проекты, также бы пересмотрел свое отношение к Беларуси как к партнеру по строительству Экономического пояса Шелкового пути.
Таким образом, с российской авиабазой связаны одни лишь проблемы, а выгоды совсем неочевидны.
- Говоря об опасности террористических организаций, президент Александр Лукашенко отметил, что тревожные сигналы раздаются на границе государства. Нас самом ли деле террористические группировки уже угрожают безопасности Беларуси?
- Действительно, существуют определенные риски, связанные с участившимися за последний год попытками незаконного проникновения на территорию нашей страны некоторых преступных элементов со стороны Украины. Было зафиксировано несколько попыток незаконного провоза огнестрельного оружия, а также наркотических веществ. Но это все эпизодические случаи.
На сегодняшний день террористических угроз, которые могли бы явно подорвать общественно- и военно-политическую стабильность, исходящих из Украины, не существуют. На случай актуализации таких угроз Государственный пограничный комитет проработал систему эффективных мер противодействия, в том числе во взаимодействии с подразделениями Сил специальных операций Вооруженных сил и формированиями территориальной обороны Беларуси. При этом эти меры проработаны безотносительно к тому, с какого направления может актуализироваться эта угроза.
Очень часто о подобных угрозах для Беларуси можно прочитать в российских СМИ, иногда даже во вполне официальных белорусских. Но объективность подачи информации вызывают серьезные сомнения, особенно когда утверждается, что на территории Украины и других центральноевропейских государств под чутким руководством инструкторов из ЦРУ готовится 1,5-2 тыс. белорусских радикальных националистов для свержения действующего конституционного строя в Беларуси?!
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать