• четверг, 18 Апреля, 21:40
  • Baku Баку 21°C

Не допустить ошибки

26 ноября 2015 | 11:30
Не допустить ошибки

ВЕРСИЯ
Как уже сообщалось, 24 ноября турецкими истребителями был сбит российский бомбардировщик Су-24. В результате погиб пилот, штурман был спасен в результате спецоперации сирийского и российского спецназов.
После инцидента обе стороны придерживаются полярных взглядов на произошедшее. С точки зрения Анкары, Су-24 вторгся в воздушное пространство Турции, не реагировал на предупреждения и только после этого был сбит. Москва же утверждает, что он был сбит над территорией Сирии, что совершенно недопустимо.
Но даже если допустить, что российский самолет нарушил, как это бывало и раньше воздушную границу Турции, то это совершенно не является поводом для его ликвидации.
В конце концов, есть международная практика, когда самолет можно просто вытеснить, заставить покинуть пределы другого государства. Здесь же изначально задачей было сбить самолет, резко обострить отношения с Россией.
О причинах инцидента и перспективах российско-турецких отношений в интервью газете «Каспiй» рассказали отечественные и российские эксперты.
Тофик Аббасов, политолог, журналист:
- Этот инцидент не был никому нужен в принципе, и прежде всего самой Турции. Потому что и так атмосфера в регионе накалена до предела. И тут Турция предприняла шаг, который создает водораздел между двумя коалициями. Мы знаем, что, во всяком случае, вербально Москва и Вашингтон были готовы к объединению усилий, к созданию единой коалиции, но, правда, время от времени США устами своих главных действующих лиц - президента Обамы, госсекретаря Керри, заявляли о том, что Россия в Сирии играет деструктивную роль. Таким образом, вот эти противоречия показывали, что есть какой-то закрытый внутренний план, согласно которому стороны должны размежеваться и определиться - кто на чьей стороне, и с кем.
Поэтому того, что предприняла Турция, можно было конечно избежать, наверное, не было такой уж острой необходимости в совершении столь рискованного и чреватого многим шага. Сейчас идут очень активные консультации между сторонами. А то, что Анкара решила, не принося извинений России, первым делом обратиться к НАТО, фактически за помощью, говорит о том, что видимо все это было согласовано заранее и поэтому сейчас начнется второй, очень такой ожесточенный этап за лидерство и за размещение интересов в регионе, где ИГ пока еще держит стойку, и еще не ясно, каковы будут совокупные усилия мирового сообщества. Еще не надо забывать про Францию, которая подключилась к процессу из-за того, что в Париже произошли страшные события, и этой стране фактически объявлена война.
Единственно Америка, которая находится далеко и понимает, что ее врагам дотянуться до нее будет тяжело, ведет вот такую странную политику. И вот ее отношение к кризису между Россией и Турцией должно многое прояснить. Самое интересное, как главные действующие лица представляют себе мирное будущее этого региона после нейтрализации ИГ.
В общем, ситуация очень шаткая, вязкая, тут перекрестились вызовы и по горизонтали, и по вертикали. То есть, имеются все предпосылки для начала страшных глобальных столкновений. Поэтому, мне кажется, что дипломаты сейчас должны работать денно и нощно, не прерывать контакты, быть все время на связи друг с другом. Их обязанность - поубавить градус напряженности в регионе и сконцентрировать усилия сторон на борьбе с главным вызовом под названием ИГ.
Алексей Фененко, научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, доцент факультета мировой политики МГУ:
- Генштаб Турции подтвердил факт, что российский самолет Су-24 сбит истребителем F-16. У нас пока нет оснований не верить турецкой стороне. В этой ситуации перед Россией присматриваются два варианта действий. Первый - мягкий, «спуск на тормозах». Стороны обменяются нотами протеста, будет создана некая международная комиссия. Это будет безопасный вариант, но он чреват имиджевыми потерями.
На фоне успехов российской операции и заявления президента Путина в Тегеране, такая неудача породит сомнения в военных успехах России. Другой вариант - жесткий. РФ может нанести экономический удар по Турции, полностью закрыв ее туристический рынок для российских граждан. Это нанесет колоссальный ущерб для бизнеса на средиземноморском побережье этой страны. Не исключен и более жесткий вариант. Возможно, Москва активизирует старую идею - поставить Кипру комплексы ПВО С-300. Президент Путин на прошлой неделе официально ввел в действие 51-ю статью Устава ООН о праве России на самооборону. Теоретически российская авиация может в порядке возмездия поразить какой-то объект на территории Турции, чтобы заодно продемонстрировать способность уничтожать натовские комплексы ПВО. Пока шансы на все варианты примерно одинаковы.
Ситуация между Россией и Турцией удивительно напоминает российско-германские отношения в 1910-1914 годах. Тогда две дружественные страны, не имея никаких реальных причин для серьезной конфронтации и экономическую взаимозависимость, скатились к вражде, а потом и военному конфликту. Теперь страны, которые еще полгода назад считались близкими друзьями и партнерами, используют демонстративно враждебную риторику, и подошли к грани военного инцидента. При этом у сторон нет ни одной объективной причины для подобного конфликта (едва ли вопрос о пребывании у власти президента Башара Асада, с которым Анкара вполне ладила до 2011 года, можно считать столь жизненно важной проблемой для Анкары). Поставки контрабандной нефти в Турции едва ли окупят потерю российского рынка и энергетических проектов. Похоже, что в этой стране усиливается партия, нацеленная на срыв партнерства и двусторонних отношений как таковых.
Объективно срыв российско-турецкого диалога выгоден США и Британия. Вспоминая минувшую весну, могу отметить, что американцев и, особенно, англичан очень волновало российско-турецкое сближение, которые тогда назвали «новым кемализмом». Наибольшие опасения вызывала возможность расширения российского доступа к черноморским проливам. Первым шагом на подрыв диалога были предложения Кипра о создании российской военно-морской базы (при том, что на острове уже есть две британские базы). Вторым шагом стала Сирийская война. К сожалению, события 24 ноября нанесли этому диалогу серьезный, почти нокаутирующий, удар.
Айдын Мирзазаде, политолог, депутат ММ:
- Ситуация, я бы сказал, очень тревожная, и этот инцидент может привести к очень тяжелым последствиям. Потому что это не какой-нибудь дипломатический скандал, а военное противостояние двух весьма сильных государств планеты. Одно из них - сверхдержава, другое - член НАТО. И учитывая их соседство и схожесть многих интересов, я боюсь, что это может привести к очень плохим последствиям. Ведь, к сожалению, в последнее время в политической риторике представителей обеих стран звучало немало противоположных высказываний по теме урегулирования сирийского конфликта. Вместо того, чтобы искать общий язык и исключить возможность того, что случилось, оба государства, к сожалению, шли именно к этому инциденту.
И жаль, что даже после этого негативный тон высказываний все более усиливается. Это может привести к началу нового конфликта. Ближний Восток и так полон застарелых, неразрешенных конфликтов, насчитывающих десятки лет истории. Если сюда прибавится еще и российско-турецкий конфликт, я думаю, последствия этого очень больно ударят и по мировому порядку, и по экономикам. Напомню, что товарооборот между Турцией и Россией составляет сегодня около 100 млрд долларов. А это 1/5 часть годового бюджета России. Очень велики туристические потоки между этими странами, и теперь ожидается приостановление вообще всех контактов между ними.
Учитывая, что оба эти государства являются дружественными для Азербайджана, и мы не заинтересованы в продолжении такого конфликта, скорее всего с нашей стороны будут предприниматься все возможные усилия для уменьшения напряженности между Москвой и Анкарой. Кому-кому, а именно этим двум государствам такой конфликт не нужен.
И я думаю, что здесь действует какая-то третья заинтересованная сторона. Ее действий на политической арене не видно, но то, что после пятивекового противостояния Турция и Россия стали протягивать друг другу руки, превратились в стратегических союзников, видимо, не отвечает каким-то ее интересам. Несколько лет назад у Турции расстроились до того позитивные отношения с Израилем, теперь с Россией. Думаю, что между этими двумя событиями есть какая-то связь. Но как бы там ни было, надеюсь, что все-таки представители этих государств найдут возможность решить имеющиеся вопросы за круглым столом и исключить повторение подобных инцидентов.
Сергей Мошкин, доктор политических наук, главный научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук (г.Екатеринбург):
- Сбитый Су-24 - первая боевая потеря российских воздушно-космических сил (ВКС) в Сирии. Война не бывает без жертв и, как бы цинично это ни прозвучало, жертвы на войне в какой-то мере ожидаемы, к ним морально готовы. Но в данном случае ситуация в буквальном смысле незаурядная, поскольку, и в этом мало кто сомневается, российский самолет был сбит турецкими ВВС. Не случайно Анкара тотчас после события потребовала созыва экстренного совещания в штаб-квартире НАТО для обсуждения ситуации вокруг гибели Су-24.
Военные эксперты еще дадут оценку обстоятельств гибели российского военного самолета. Мы же обратим внимание на политические последствия произошедшего.
Во-первых, как бы ни старались российские официальные СМИ представить В.Путина неким лидером борьбы с международным терроризмом и ИГ, в частности, к которому прислушиваются лидеры других государств (эта риторика в российских СМИ заметно усилилась после серии терактов в Париже) и благодаря которому начинает складываться международная антитеррористическая коалиция, гибель Су-24 показала, что в действительности никакой коалиции во главе с Россией не существует, и уж тем более отсутствует элементарная координация боевой работы против ИГ между РФ и другими странами.
Во-вторых, Турция на деле реализовала свои ранние предупреждения о недопустимости нарушения ее воздушного пространства российской авиацией и жестких ответных мер, вплоть до уничтожения воздушных объектов, если подобное произойдет. Напомним, что в прошлом месяце турки уничтожили российский беспилотник. В этот раз, похоже, Су-24, специально поджидали и решили преподнести России урок. Впрочем, это только версия. Но, так или иначе, сам факт уничтожения российского самолета в районе турецко-сирийской границы говорит, что Анкару совсем не вдохновляет российская активность в Сирии.
В-третьих, обращает на себя внимание необычно быстрая и жесткая реакция российских официальных лиц, выходящая за рамки дипломатического этикета. Достаточно упомянуть, что президент РФ назвал турецкую сторону «пособниками террористов», которые нанесли российской стороне «удар в спину». Глава МИД РФ С.Лавров призвал россиян отказаться от поездок в Турцию и отменил ранее запланированную встречу со своим турецким коллегой, а вице-спикер Госдумы РФ Н.Левичев вообще предложил целый пакет антитурецких мер вплоть до эвакуации всех россиян из этой страны, прекращения авиасообщения между странами и замораживания всех экономических проектов. Тут же Ростуризм рекомендовал прекратить продажу путевок в Турцию и, к примеру, крупнейший российский туроператор турецкого направления «Натали Турс» уже прислушался к этой рекомендации.
Все это говорит о том, что Кремль готов пойти на резкое обострение отношений с Анкарой, невзирая на неизбежный дипломатический, политический и экономический ущерб, прежде всего для самой Российской Федерации. Вмешавшись в сирийскую войну, Путин оказался заложником собственной идеи фикс укротителя международного терроризма и будет с маниакальной последовательностью играть эту роль. Тех же, кто станет препятствовать этому, с легкостью окрестит «пособниками террористов». Вот и Турции, похоже, вновь предстоит стать «полигоном холодной войны», как это уже однажды было в середине прошлого века.
Зардушт Ализаде, аналитик, журналист:
- Я уверен, что произошедшее нельзя считать случайностью. Надо просто взглянуть повнимательнее на то, что происходило до того, и вследствие чего оказался подбит российский фронтовой бомбардировщик Су-24.
Во-первых, вмешательство России в сирийские события расстроило планы Эрдогана и Турции. Вся политика Турции на протяжении последних 4 лет была направлена на свержение Башара Асада, и тот уже находился накануне падения, когда вмешательство России резко изменило ситуацию. Это тоже расстроило Эрдогана.
Во-вторых, до самого инцидента самолеты России несколько раз нарушали воздушное пространство Турции, и Анкара всякий раз предупреждала, что мы не позволим войти этому в привычку. Москва эти сигналы игнорировала, и, наконец, я думаю, на самом высоком уровне был дан приказ, мол, в следующий раз сбивайте. И сбили.
Чего же следует ожидать теперь? Да ничего. И до этого бывали подобные случаи, которые не заканчивались ничем. Вот Россия сбила малайзийский «Боинг» с пассажирами над сепаратистским Донбассом, и что с ней стало? Ничего особенного, стали отрицать, обсуждать, и т.д. А в первой половине 80-х СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет - и каковы были последствия для Советского Союза? Только какие-то имиджевые, репутационные потери. Но больше ничего не случилось.
Ничего серьезного не произойдет и в этот раз. Почему? С военной точки зрения РФ Турции ничего сделать не может. Россия может нагло нападать на слабые государства - на Грузию, Молдову, Украину, а вот на Турцию - не посмеет. Потому что у нее мощная армия и мощные союзники. В плане обычных видов вооружений турецкая армия сильнее российской, и географическое положение Турции намного выгоднее. Если начнется военная конфронтация, Анкара элементарно перекроет проливы между Черным и Средиземным морями, и российская морская группировка у берегов Сирии окажется в изоляции.
А экономически… Ну что они могут? Запретят русским туристам ездить в Турцию - и то, это будет удар больше по своим гражданам. Да и с газом там тоже не легче выйдет. Россия больше потеряет.
То есть, я думаю, что сторонам надо просто сесть за стол и найти какую-то форму урегулирования случившегося инцидента.
Павел Лузин, кандидат политических наук:
- Полагаю, что этот трагический инцидент является следствием внутриполитической ситуации в Турции. Политическое лидерство Эрдогана подверглось в этом году серьезному испытанию: все-таки участие его партии в ноябрьских выборах в парламент после поражения на выборах в июне - не тривиальное событие. К тому же в октябре он обозначил, что Анкара не потерпит нарушений своего воздушного пространства - и за слова надо было отвечать, особенно перед лицом турецких военных, с богатыми традициями политического участия которых Эрдоган много лет боролся.
Последней каплей, думаю, стала бомбардировка (ошибочная или сознательная - не важно) российской авиацией сирийских туркменов, произведенная накануне. Надо понимать, что Турция по понятным причинам покровительствует тюркским меньшинствам на Ближнем Востоке. В этой связи о реакции России если и думали, то в последнюю очередь.
Что касается последствий инцидента, не думаю, что тут произойдет какая-то эскалация, до войны уж точно дело не дойдет. Однако по российско-турецким отношениям это может ударить достаточно сильно. Кремль помнит обиды, а извинения любит принимать в материальной форме. Вряд ли Эрдоган готов к подобным жестам.
Однако здесь на карту поставлены и российские шансы на переговорах по сирийскому урегулированию. Особенно если российские самолеты не смогут использовать аэродром в Латакии, откуда они летают набивать цену предложениям Кремля. Поэтому я бы не исключал и возможность того, что в Москве переступят через самолюбие и сделают первый шаг к улаживанию данного инцидента. В конце концов, именно Кремль отправил наших летчиков на войну, политически их не прикрыв, не обеспечив им возможности безопасного возвращения.
В то же время разрыва всех связей, считаю, не произойдет. Напомню, что «Росатом» строит в Турции АЭС «Аккую», а объем российско-турецкой торговли, например, в 10 раз превосходит объем российско-египетской торговли. Конечно, исключать в нашей реальности ничего не стоит, но заморозка отношений или «модное» нынче прекращение авиасообщения со стороны России стали бы огромной ошибкой.
Роман ТЕМНИКОВ,
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать