• пятница, 19 Апреля, 03:39
  • Baku Баку 18°C

В ожидании ответа

12 декабря 2015 | 11:08
В ожидании ответа

Президент РФ Владимир Путин провел очередное заседание Совета безопасности. Кроме постоянных представителей в совещании приняли участие командующие военными округами, то есть главной темой была бдительность и борьба (война и подготовка к ней).
Впрочем, это вовсе неудивительно - ведь в Ирак и Сирию для борьбы с так называемым «Исламским государством» (ИГ) могут ввести арабских и турецких военных под эгидой США. Несмотря на активное дипломатическое противодействие Ирана и России (протесты Багдада не в счет), похоже, что «это решение не подлежит обсуждению».
Очередной виток напряженности
Развитие и впрямь спиралевидно - ситуация на Ближнем Востоке вступила в очередной виток напряженности. После переговоров между сенатором США Джоном Маккейном и премьер-министром Ирака Хейдаром аль-Абади просочилась информация об очень даже возможном вводе в зону войны примерно
100 тыс. солдат из арабских стран, в том числе тех, что в районе Персидского залива. Правда, глава правительства Междуречья пытался было что-то сказать насчет суверенитета, однако ему дали понять, что все ясно и без него.
Вот где надо искать корни того, что руководство Турции категорически против вывода своих войск, даже несмотря на охлаждение отношений с Багдадом. К той же категории следует отнести отказ Совбеза ООН от предложения Кремля принять заявление о необходимости соблюдения норм международного права и суверенитета Ирака. А нужно ли было Москве выдвигать подобную инициативу без соответствующей просьбы Ирака, чтобы представитель ближневосточного государства еще и пенял ей, что, мол, два соседа сами разберутся. Кроме того, власти страны сами не раз посещали лагерь турецкой армии, оценивая степень его готовности воевать с ИГ.
Что касается позиции Вашингтона, то представитель Госдепартамента США Джон Кирби, комментируя ввод войск Турции на территорию Ирака, по сути дела «умыл руки». Американцев понять можно - с одной стороны, они бенефициары и организаторы «управляемого хаоса», с другой - не хочется выглядеть слоном в посудной лавке, выгоднее заявить, что «любые меры должны осуществляться с разрешения суверенных властей», но при том, что «вопрос должен решаться в двустороннем порядке Ираком и Турцией». На языке дипломатов это означает рекомендацию Кремлю заняться своей епархией. И действительно, ультиматум Багдада Анкаре превратился в предложение решить проблему путем диалога, тем более что к этому рандеву присоединятся и «гринго».
В ответ Иран анонсировал проведение собственной сухопутной операции со ссылкой на то, что в Сирии воюют только иранские «добровольцы», а не военнослужащие. Понятно, что правительство Ирака не будет возражать против развертывания там иранских войск, однако трудно себе это представить: несмотря на то, что большинство иракцев - шииты, они не забыли ирано-иракскую войну 1980-1988 годов, когда погибли миллионы людей. Что касается Сирии, то и здесь Тегеран ждут проблемы - поскольку страны не граничат, будет крайне сложно обеспечить снабжение и переброску войск.
Союзничество - прежде всего
Между тем Анкара волей-неволей становится одним из главных союзников Вашингтона, в том числе и в разведывательном плане - ЦРУ информировало турецких коллег о подготовке терактов в отношении российских туристов со стороны трех палестинских радикалов, связанных с ИГ. Предупреждение о возможных терактах было направлено в отделы полиции 81 провинции страны, а полиция Стамбула предприняла дополнительные меры для охраны здания российского генерального консульства в центре города.
Между тем, в отместку за сбитый бомбардировщик Москва обрушила всю ярость на головы туркманов и мусульман-суннитов, воюющих с президентом Сирии Башаром Асадом. Охлаждение отношений Москвы и Анкары притормозило и Венский процесс по Сирии, по причине чего переговоры, которые должны были состояться в Нью-Йорке 16 или 18 декабря, отсрочены на неопределенное время.
В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу заметил, что напряженные отношения между этими странами не сулят ничего хорошего:
- Полагаю, что усилению напряженности больше способствует Россия, в том числе ее СМИ, где ведется жесткая антитурецкая кампания, причем с изрядной долей оскорблений. В длительном противостоянии с Турцией нет ничего хорошего, так как рушатся экономические, гуманитарные связи, а унижая турок, русские могут испортить отношения с другими тюркскими государствами.
Что касается истоков конфликта, никакое государство из-за инцидента с самолетом не стало бы приносить Москве извинений, поскольку налицо нарушение воздушного пространства. Кроме того, если бы Эрдоган принес извинения, создалось бы впечатление, что он не способен защитить страну и границы с Сирией и Ираком. На самом же деле правительство Междуречья не в состоянии контролировать свои территории. Так, в Мосуле курды являются реальной силой, пользующейся серьезной поддержкой Анкары. Кроме того, турецкие компании сыграли большую роль в развитии Северного Ирака.
Заметим, что сейчас фактически возникла коалиция (Тегеран - Москва), участники которой пытаются потеснить Турцию. В свое время премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу выступил с программой «ноль проблем с соседями», но достичь этой цели он не сумел.
Думается, определенное время Турция будет испытывать трудности. Число внешних и внутренних врагов увеличивается. Поэтому Анкара должна еще более укрепить отношения с Израилем, США и странами Европы, а также углубить и расширить связи со своим вечным союзником - Азербайджаном и тюркскими странами.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать