• пятница, 29 Марта, 02:14
  • Baku Баку 7°C

Большой газ

19 декабря 2015 | 11:46
Большой газ

ВЗГЛЯД
«Азербайджан является важнейшей частью Южного газового коридора»... Нет, это не вступление к передовице, а признание специального посланника Бюро энергетических ресурсов Госдепа США Амоса Хокстайна во время выступления на конференции «Обновление Шелкового пути - из сердца Евразии к сердцу Европы: взгляд на транспорт и энергетику XXI века».
Эти слова как нельзя более актуальны сейчас, когда альтернативные поставки газа в страны Старого Света приобретают особое значение, так как «Россия использует свой газ как оружие», в частности тормозя и подрывая прочие проекты.
«Я вообще испытываю аллергию на все эти «стримы» - к примеру, «Нордстрим» подрывает будущее Украины», - резонно отметил эксперт.
«Южный газовый коридор - ключевой проект в вопросе обеспечения энергетической безопасности Европы. Мы будем и впредь делать все возможное для поддержки данного начинания, так как США - друг и партнер Азербайджана, в том числе и в энергетической сфере», - отметил чиновник.
Препятствиям вопреки
Хокстайн не оригинален, говоря о долгосрочной перспективе энергетического партнерства Баку и Вашингтона, нацеленного, в частности, на активное сотрудничество в направлении доставки «голубого топлива» в Европу. Как бы выразиться помягче, на Западе есть категория лиц, которые не желают успеха Южному газовому коридору, даже есть государства типа Германии, выступающие за реализацию северных проектов. И все же сами европейцы должны осознать, что именно упомянутый коридор является почином, вносящим реальный вклад в обеспечение энергетической безопасности всего континента без исключения.
Между тем ни одна американская компания не участвует в инвестировании проекта, даже не обязалась поставлять оборудование для него. На первый взгляд при таком раскладе слова чиновника не совпадают с намерениями и делами, но те, кто знает «кухню», могут подтвердить, что именно США оказывают ему дипломатическую и стратегическую поддержку, не желая напрямую «воевать» с Россией. Кроме того, американский энергетический сектор является полностью частным, и правительство не может напрямую указывать компаниям, во что и в какой регион вкладывать ресурсы.
Кстати, комментируя последнее выступление Хокстайна, известный аналитик Ариэль Коэн неспроста отметил, что представитель Госдепа только что «уничтожил «Нордстрим-2». «Новый Шелковый путь позволяет странам от Балтийского и Средиземного моря до Тихого океана участвовать в глобальной экономической деятельности более полно, чем когда-либо прежде. Реализация этой инициативы, в том числе Южного газового коридора, окажет существенное влияние на политический климат в Евразии, особенно в свете сложных отношений между Россией и ЕС, а также Турцией. Присоединяйтесь к нам, чтобы узнать больше также о будущем новых транспортных проектов, таких как Бакинский порт и железная дорога Карс-Тбилиси-Эрзурум», - заявил он.
Борьба за нишу или за безопасность?
Не ошибемся, если скажем, что наиболее состоятельный покупатель газа - Евросоюз и страны Северной Европы, поэтому именно этот регион является объектом резкой конкуренции даже между «братьями по СССР». На этом фоне особо актуальна диверсификация маршрутов газовых поставок, так как и Старый Свет не желает зависеть от одного экспортера. В этом плане газ Каспия - претендент №1 на занятие долгосрочной ниши на рынке поставок, в том числе транзита, а Азербайджан - как раз страна, заявившая о себе как надежный и важнейший партнер ЕС в решении многих вопросов, которые неоднократно инициировал лично Президент страны Ильхам Алиев. А ключевым его выступлением по этому поводу можно по праву назвать речь на заседании «круглого стола» в рамках 51-й Мюнхенской конференции по безопасности 6 февраля, где глава государства заявил, что наш газ станет единственным новым источником «голубого топлива», который получат европейские потребители в ближайшем будущем. «Все другие проекты предусматривают диверсификацию не источников, а маршрутов», - сказал Ильхам Алиев, подчеркнув, что когда источник остается одним и тем же, ситуация не очень меняется, а Азербайджан, будучи единственно новым источником газа, уже создает совершенно иную ситуацию.
Что там скрывать, было немало скептиков, скрупулезно подсчитывающих незначительность местных добывающих ресурсов, но ведь на то они и тактики, которым не дано видеть дальше своего носа. Глава Азербайджанского государства не случайно тогда отметил, что энергоресурсы должны вносить вклад в стабильность, прогнозирование, сотрудничество и взаимную поддержку. Имелась в виду ситуация, когда именно маршрут ЮГК станет единственным и незаменимым, когда вокруг пылает чуть ли не вся территория на дальних и даже ближних подступах к Европе.
Надо сказать, выигрышность данной ситуации дальновидные и практичные политики ЕС понимают и намерены приложить все усилия, чтобы ЮГК был реализован. Подтверждением тому служат заявления вице-президента Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, который неизменно подчеркивает заинтересованность в увеличении поставок газа по этой ветви с 10 до 20-30 млрд кубометров в год.
Реальные возможности
Чем объясняется такая уверенность «главного энергетика» ЕС? В Еврокомиссии отмечают возможность присоединения к проекту того же Туркменистана, Ирака и даже Ирана, с которым пока связаны определенные сложности. Касательно Ашгабата вопрос пока упирается в нерешенность правового статуса Каспия, поскольку для этого необходима договоренность всех вовлеченных стран, а это нелегкая задача. Потому сегодня обсуждаются самые различные технические возможности поставок туркменского газа в Азербайджан и далее по трубопроводам в Европу. Это может быть как трубопровод по дну моря, так и транспортировка сжиженного газа судами. За присоединение Туркменистана к проекту выступают Азербайджан, Грузия (с осторожностью) и Турция.
Сегодня неизвестно, когда сдаст свои позиции на европейском газовом рынке Россия, но ее возможности, несомненно, будут ужаты. Так что сегодня у прочих стран-производителей и экспортеров газа есть реальные шансы занять готовую нишу или расширить свое присутствие на европейском газовом рынке.
Очевидно также и то, что в ближайшие годы энергетическая карта мира может претерпеть изменения. И самым существенным из них станет экспорт «большого» азербайджанского газа в Европу. А произойдет это уже максимум через пару-тройку лет…
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать