• четверг, 18 Апреля, 08:16
  • Baku Баку 12°C

Штрафы защитят журналистов?

25 декабря 2015 | 16:00
Штрафы защитят журналистов?

ПРОБЛЕМА
Кодекс административных правонарушений (КоАП) встанет на защиту отечественных журналистов, сообщают в Милли Меджлисе, готовясь к рассмотрению очередных штрафных санкций. Примечательно в этом плане то, что, как правило, озабоченные свободой и независимостью азербайджанской журналистики депутаты пересматривают размеры штрафов за игнорирование запроса и отказ отвечать на вопросы представителей СМИ в установленные законом сроки.
Наказать манатом
Всем известны законы «О СМИ», «О свободе информации», однако мало кто из коллег знает, что высокая забота государства о свободе средств массовой информации отражена в статье 382 КоАП. В первой части статьи говорится, что за «оставление журналистского запроса без ответа в сроки, установленные законодательством», предусмотрен штраф в размере 200-300 манатов. Вторая часть статьи карает манатом «ограничение предоставления, либо отказ в предоставлении журналистам информации, за исключением информации, защищаемой законом».
Разумеется, что штрафы будут иметь силу в том случае, если в судах различных инстанций адвокаты истца докажут сей нелицеприятный факт.
В этом плане стоит отметить, что новая версия КоАП предусматривает для нарушителей административные санкции в размере от 300 до 500 манатов. В парламенте страны уверены, что это именно та сумма, которая способна остановить произвол чиновника. Активная деятельность законодателей в плоскости увеличения штрафов обещает не только бюджетные поступления в условиях падения нефтяных индексов и растущего долларового курса, но, как говорилось выше, обещает увеличить шансы журналистов на получение достоверной информации.
Штрафы за сокрытие данных чиновниками выросли кратно. Для сравнения, по действующему кодексу они не превышают 40 - 70 манатов за игнорирование запроса, и от 60 до 90 манатов за ограничение и отказ от предоставления информации.
Смежное право
Свобода слова - понятие растяжимое, а конкретную базу под этот постулат подводит законодательство, в частности, закон «О средствах массовой информации» и закон «О получении информации». Кроме этого, несмотря на существующий в данной плоскости целый ряд законов - «О порядке рассмотрения обращений граждан», «О предпринимательской деятельности», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О связи», «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах» и прочих законодательных актов, с получением информации журналистом все же приходится туго.
С привязкой к вопросу о получении информации стоит отметить статью 59 «Ответственность за нарушение свободы массовой информации и прав журналиста», предусматривающую ответственность за «наложение ограничений на предоставление информации или отказ от предоставления информации журналисту за исключением сведений, охраняемых законодательством Азербайджанской Республики». В этой статье также оговаривается правовая ответственность за «непредставление ответа на журналистский запрос в срок, установленный законодательством». Интересно, что в отличие от письменных запросов - их порядок и форма подачи регламентированы статьей 15 «Запрос о получении информации» закона «Об информации АР», случаи необходимости обращения с официальным заявлением законодательно не уточняются. Этот момент приводит к злоупотреблениям чиновников, требующих официального запроса на любое обращение журналиста.
Причем тут письменное обращение
Сложно обойти вниманием то, что пресс-службы подавляющего большинства министерств и ведомств требуют письменного обращения по любому поводу. Сотрудники СМИ на «собственной шкуре» знают, что такая практика наиболее традиционна для банковских структур и прочих финансово-кредитных организаций, как правило, усложняющих работу печатных изданий длительностью ожидания при «поточной» работе и сжатом кадровом составе. К сожалению, наблюдающаяся повсеместно крайняя экономия руководства наших изданий на кадрах приводит к проблеме цейтнота и снижению качества и актуальности текущих материалов. Стоит ли говорить, что в сложившихся условиях требования письменного обращения сокращают шансы журналистов на получение нужных данных в определенных ему временных рамках написания материала. В целом же, все это частично объясняет претензии к профессионализму работников СМИ, ограниченных не только во времени, но оперативном получении информации.
Также неудивительно, что последние годы в подавляющем большинстве газет и информационных ресурсов практически отсутствует аналитика, а такие жанры журналистики, как памфлет, очерк, расследование, исследование… забыты и вовсе. Надо понимать, что аналитика требует времени, средств и заинтересованности руководства изданий не в количестве, но качестве работы журналиста.
По мнению ряда экспертов, количественный подход к творческой работе и сложности с получением информации оказывают крайне негативное влияние на профессионализм кадров и уровень журналистики, уже сегодня поменявшей свой вектор развития от стремления к публицистике в плоскость нейтрального и даже неполного информирования.
Мнение эксперта
Комментируя сложившиеся обстоятельства с привязкой к штрафным санкциям, глава Центрально-Азиатской и Южно-Кавказской сети свободы выражений Азер Хасрат в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» обратил внимание на статью 8 «Право средств массовой информации» закона «О средствах массовой информации».
С его слов, журналисты имеют право на получение достоверной и оперативной информации от должностных лиц и государственных органов, в том числе муниципалитетов, предприятий, учреждений и организаций, общественных организаций, политических партий. «Это право, за исключением случаев установленных законодательством Азербайджанской Республики, не может быть ограничено», - цитирует он законодательство. Получается, что журналист вправе обратиться с письменным или устным запросом и получить всю интересующую его информацию. Вправе, но может ли?
Упомянутые источники информацию о своей деятельности предоставляют на основании запроса СМИ, а также путем проведения пресс-конференций, либо в иных формах. Запрос на получение информации может быть устным либо письменным. Запрашиваемую информацию могут предоставить руководители упомянутых органов, организаций и общественных организаций, их заместители, работники пресс службы, либо иные уполномоченные лица (ст.8 закона «О СМИ»).
«Давайте рассмотрим ситуацию на практике: к сожалению, «запрос» в понимании наших ведомств ограничивается лишь письменным обращением, а другой закон «О получении информации» предъявляет целый список требований к форме письменного запроса, реквизитам, полноте информации об отправителе и получателе и прочее. Письменный запрос подписывается физическим лицом или руководителем юридического лица или их уполномоченными представителями. Запрещено отказываться принимать письменный запрос», - считает эксперт, ссылаясь на статью 15 закона «О получении информации».
Запрос по электронной почте
К сожалению, в нашей практике известно немало случаев отказа государственных ведомств от ответа на письменные запросы журналистов по электронной почте. По мнению немногих журналистов, не ограниченных «поточной» работой и сжатыми временными обязательствами, отправлять письменные запросы по электронной почте дело «гиблое» и бесперспективное, ведь письмо может просто не дойти или затеряться в папке со спамом. В целом же, отправляя письмо по почте, отправителю остается надеяться на добросовестность получателя. К письмам в конверте чиновники более ответственны, но с получением ответа придется подождать.
Со слов нашего собеседника А.Хасрата, закон предусматривает письменные и устные запросы - последние оговариваются законом вскользь. При этом доказать отсутствие ответа на устный запрос сложно, ведь чиновник может не поднять трубку, отложить интервью в долгий ящик и не явиться на встречу. «Случаев, когда должностные лица игнорируют журналистов, не встречаются и не общаются с прессой, отказываясь давать информацию, достаточно, - комментирует он ситуацию. - Для решения проблемы обращайтесь в пресс-службу. Отсутствие ответа и письменный отказ дают возможность оспорить права журналиста на получение информации».
По мнению А.Хасрата, избегающие прессы и общественности чиновники создают негативное впечатление о состоянии и деятельности собственного ведомства. На его взгляд, было бы резонно отвечать представителям СМИ с точки зрения общественного мнения. Он также сообщил, что Центрально-Азиатская и Южно-Кавказская сеть свободы выражений пытается решить эту проблему в рамках убедительных бесед с должностными лицами, однако повлиять на ситуацию коренным образом организация не может ввиду отсутствия таких полномочий.
«Наблюдается странная ситуация, когда отделы ведомств, ответственные за связь с общественностью, игнорируют журналистское сообщество, заставляя нас задуматься о неуважении к обществу», - говорит А.Хасрат.
Поможет ли в такой ситуации штраф в размере нескольких сотен манатов, обесцененных девальвацией?
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать