• пятница, 19 Апреля, 13:38
  • Baku Баку 25°C

Корифей из древней Шуши

30 декабря 2015 | 15:30
Корифей из древней Шуши

ПАМЯТЬ
В Союзе композиторов Азербайджана прошел вечер памяти выдающегося композитора Ашрафа Аббасова, которому в нынешнем году исполнилось бы 95 лет. Формально это мероприятие можно назвать вечером памяти, но живое общение с теми, кто знал мастера лично, кто учился у него и по сей день слушает в записях по радио и телевидению его произведения или исполняет их, как-то само по себе исключило из лексикона это грустное слово. Все звучало задушевно и оптимистично, и понятно, почему.
Как с пиететом сказала председатель Союза композиторов Франгиз Ализаде, необычайно приятно с чувством большой гордости именно здесь слушать написанную самородком из Карабаха музыку, до глубины души трогающую своей проникновенностью и национальным духом, и прежде активно издававшуюся, и ныне повсеместно звучавшую. Как важно повторять и повторять, что Ашраф муаллим - первый в нашей стране кандидат наук по музыковедению и автор, первым в Азербайджане написавший произведение такой формы, как фортепианный концерт, за которым последовали и другие опусы крупной формы. Что он был мудрым учителем и активно занимавшимся общественной деятельностью ученым, оставившим глубокий след в развитии музыкального образования и в культуре нашего народа.
Убедительным подтверждением многих трогательных высказываний на вечере стал концерт из произведений юбиляра, в котором в исполнении известных мастеров и молодых музыкантов прозвучали его «Вариации для скрипки и фортепиано», «Соната», «Сонатина для виолончели и фортепиано», фортепианные переложения двух отрывков из партитуры балета «Чернушка», «Эфиопские эскизы» для струнного квартета... Ну и, конечно, вокальные сочинения - песни на слова известных поэтов, популярные задушевные романсы, которые молва почему-то считает народными.
В ауре этой талантливой, неувядающей, вызывающей духовный отклик собравшихся в зале музыки буквально наяву присутствует ее автор и возникают образы, питавшие его воображение и составившие его творческую биографию.
Ашраф Аббасов родился в 1920 году и состоялся как скромнейший человек. Он не выискивал «теплых» мест, не ждал назначений и наград. Судьба провела его через трудности, серьезные испытания. Он шаг за шагом шел по жизни, собственным трудом утверждая себя как личность, как композитор, а признание пришло к нему само - как награда свыше.
О том, как он постигал вершины творчества, писали его коллеги и благодарные ученики, рассказывали историки, подчеркивая особое уважение к этому незаурядному человеку и его причастность к судьбоносным событиям.
Творческий путь Ашрафа Аббасова начался с «легкой руки» великого Узеира Гаджибейли, взявшего под свою опеку тогда еще никому не известного юношу из древней Шуши… С ранних лет, живя в живописном уголке нашей республики, в колыбели выдающихся поэтов, певцов, музыкантов, композиторов - городе Шуше, подростком Ашраф Аббасов вместе с красотами родного края впитал в себя такие черты своего народа, как отзывчивость и гостеприимство. Там он впервые услышал любимые мугамы, зажигательные национальные танцы, жизнерадостные песни ашыгов, яркие голоса знаменитых певцов-ханенде, игру виртуозных исполнителей на азербайджанских народных инструментах.
Трудные годы начала прошедшего века остались в памяти как времена, когда народу приходилось преодолевать холод, голод, эпидемии, но глава многодетной семьи Аббасовых, искусный портной Джалал Мехти оглу приложил немало усилий, чтобы вырастить своих детей здоровыми и дать им образование.
Первенец и любимец большой семьи Ашраф, завершив занятия в 7-летней общеобразовательной школе, по желанию родителей поступил на шушинский педагогический рабфак и параллельно учился в музыкальной школе по классу тара у Гамзы Алиева. Тогда уже он понял, что посвятит себя служению музыке, которая стала смыслом всей его жизни.
В Баку Ашраф приехал в 1936 году, в 16 лет, уже после того, как побывавший в 1934-ом в командировке в Шуше авторитетный композитор Р.Глиэр, за два года до этого с интересом прослушав созданные юношей мелодии, выразил уверенность в его успешном будущем, и сразу же был замечен Узеир беком. Позже он с трепетом вспоминал свою первую встречу с Уз.Гаджибейли. «Хорошо помню, как после долгого колебания все-таки решился позвонить Узеир беку домой, - написал он. - Великий композитор подошел к телефону сам. Заплетающимся языком я стал объяснять своему кумиру причину звонка. Узнав в чем дело, он сразу же пригласил меня к себе домой. Я пришел в восторг от такого простого человеческого обращения… В весьма скромной, но со вкусом обставленной комнате я увидел сидящего за столом мужчину в очках. Он улыбнулся мне и приветливо произнес: «Добро пожаловать, молодой человек, проходи, усаживайся». Я сел. «Наверное, это секретарь Узеир бека, - подумал. - Сейчас он пройдет в соседнюю комнату и сообщит о моем приходе». Пока я раздумывал подобным образом, «секретарь» достал из нижнего ящика стола мои пьесы и протянул их мне. «Ашраф, чтобы стать настоящим композитором, прежде всего, необходимо получить совершенное музыкальное образование». От радости я не знал, что делать - оказывается, я познакомился лично с Узеиром Гаджибейли!».
Когда молодой музыкант поступил в класс композиции прославленного Азербайджанского государственного музыкального училища, там по инициативе Узеира Гаджибейли начиналось преподавание основ музыкального сочинения, то есть уже велась подготовка первых квалифицированных специалистов национальной композиторской школы. Ашраф Аббасов только начинал изучать композицию, когда его, как превосходного тариста, зачислили в состав оркестра народных инструментов, возглавлявшийся большим мастером азербайджанской народной музыки, композитором и дирижером Сеидом Рустамовым. С этим коллективом Ашраф и отправился в Москву как участник первой Декады литературы и искусства Азербайджана, которая прошла с огромным успехом, а ему запомнилась как акт доверия, признания и стимул «налечь» на предметы, связанные с азами композиции. И налег. Да, до такой степени, что, видя его успехи, руководители музыкального училища, ходатайствовали о досрочном переводе одаренного третьекурсника в вуз - в Азгосконсерваторию. Там он и начал трудиться, но, увы! Занятия музыкой внезапно пришлось прервать: в декабре 1939 года юношу призвали на действительную службу в армию, и строгие требования армейской службы внесли коррективы в жизнь теперь уже бывшего артиста оркестра, бывшего студента-первокурсника и молодого композитора. Став рядовым музыкантом военно-духового оркестра 345-го стрелкового полка, дислоцировавшегося в Беларуси, Ашраф Аббасов за короткое время освоил навыки игры на валторне. Как профессионал он оказывал ощутимую помощь дирижеру оркестра и мог бы назвать безмятежными полтора года службы в качестве армейского музыканта… Если б не грянула Великая Отечественная война и военнослужащие первыми приняли на себя ее неимоверные тяготы., надолго забыв о доме и мечте вернуться в профессию.
О том, какие фронтовые испытания выпали на долю Ашрафа, как проходила его армейская служба в военных условиях, рассказал такой на редкость пытливый, неутомимый человек, как Нияз Керимов, много лет собиравший материалы о музыкантах, прошедших сквозь горнила войны. В статье об Ашрафе муаллиме Нияз Керимов, в частности, пишет: «На передовой линии Смоленского фронта сержант Ашраф Аббасов вместо музыкального инструмента уже крепко сжимает в руках боевое оружие, отважно сражается с фашистскими захватчиками.
Воевал он в полную силу полтора года - более пятисот дней и ночей в условиях, когда рядом гибли не только солдаты и офицеры, но и мирные жители, обездоленные дети, женщины, старики. В сложной фронтовой обстановке Ашрафу Аббасову не раз приходилось бросаться в штыковой бой и храбро отражать «бешеные» атаки противника. Шальная вражеская пуля достигла его в одной из ожесточенных схваток с фашистами под городом Ельня, недалеко от села Новоспаск, родины родоначальника русской классической музыки М.И.Глинки. Тяжело раненого в живот и локоть отважного музыканта бойцы вынесли с поля боя, а потом отправили в город Томск. После стационарного лечения в военном госпитале о возвращении в действующую армию речь уже не шла. Демобилизовавшись, Ашраф Аббасов поехал к родным, в Шушу, где в домашних условиях целых два года продолжал лечение. Горячо взялся он тогда и за работу - устроившись педагогом в музыкальную школу Шуши, увлеченно занимался с одаренными мальчиками и девочками.
Но вот раны залечены - пора возвращаться в Баку, в консерваторию. Там его радушно встретили профессора Узеир Гаджибейли, Борис Зейдман, учителя, вдохновившие на серьезные изыскания. Благодаря активным занятиям, в 1952 году Ашраф Аббасов с отличием окончил консерваторию. Тогда же поступил в аспирантуру при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского и увлеченно работал с такими наставниками, как Л.Гудольф, М.Чулаки, общался с Дмитрием Шостаковичем. Вскоре он защитил кандидатскую диссертацию, став первым среди композиторов Азербайджана музыкантом, получившим научную степень.
По возвращении в Баку окунулся в интенсивную учебно-педагогическую и научно- исследовательскую работу в Азгосконсерватории, активно совмещая ее с творчеством. И если сегодня хочется перечислить замеченные мэтрами сочинения Ашрафа Аббасова, то начать надо с тех, что выходили из-под пера молодого автора еще в первые студенческие годы, до войны. С тех, вслед за ними - новые, всегда активно издававшихся и исполнявшихся и вошедших в богатое творческое наследие широко известного музыканта, в том числе широко известные симфоническая поэма «Шуша», Кантата для солистов, хора и симфонического оркестра, многие другие и, конечно же, Фортепианный концерт - Концерт для фортепиано с симфоническим оркестром, о котором говорили, что он «знаменовал важный для национального искусства факт не только освоения жанра концерта, структуры сонатной формы, но и пианистического стиля во всем его многообразии».

Особое место в творчестве Ашрафа Аббасова занимают хоровые и камерно - инструментальные произведения - вариации для скрипки и фортепиано, Соната для виолончели, различные пьесы для скрипки, гобоя, трубы, тромбона в сопровождении фортепиано и другие. Широкой популярностью пользовался его балет «Чернушка» по мотивам одноименной повести С.С.Ахундова, ставившийся в Азербайджанском государственном театре оперы и балета и много лет шедший с большим успехом на его сцене, а теперь вот готовящийся к новой постановке. А еще ставились три оперетты: «Не быть тебе моим», «В объятиях гор» и «Двор мой - жизнь моя».
В числе его учеников по полифонии композиторы Мурад Кажлаев, Тофик Бакиханов, Васиф Адыгезалов и др. Свыше трех десятилетий Ашраф Аббасов работал в Азербайджанской консерватории, где вел такие предметы, как сочинение, полифония, инструментовка, основы азербайджанской народной музыки.
В разные годы Ашраф Аббасов возглавлял музыкальную школу в Шуше, а в Баку - музыкальное училище, много лет носившее имя Асафа Зейналлы. В течение четырех лет он работал ректором консерватории, там же в течение 15 лет заведовал кафедрой композиции. След, конечно, неизгладимый… Не даром он удостоен почетного звания Народный артист СССР, а Гара Гараев еще в 1968 году сказал о нем: «Талантливый композитор, известный ученый-теоретик Ашраф Аббасов является видным музыкальным деятелем. Его музыкально-теоретические работы, статьи и выступления, которые отличаются содержательностью, научной и исторической достоверностью, имеют большое значение для развития нашей музыки…».
Помнится, композитор Октай Зульфугаров тепло рассказывал, какую роль сыграл профессор в жизни студентов его поколения и в его личной, и эти записи сохранились…
«Народный артист Азербайджана Ашраф Джалал оглу Аббасов, - писал Октай Зульфугаров, - для меня прежде всего неординарная личность, человек большой души, честный и принципиальный, высокий профессионал, отдавший всего себя любимому делу. Через всю жизнь пронес он глубочайшую благодарность к своему наставнику и учителю Узеиру Гаджибейли за внимание, науку и всяческую помощь.
Прошло время, и история повторилась. Я поступил в музучилище по классу виолончели в тяжелые послевоенные годы. Молодым ребятам из обедневших районов, приезжавшим в столицу, чтобы получить образование, приходилось особенно тяжело. Недоедание, сложные бытовые условия вдали от семьи сказались на моем здоровье. Интуитивно почувствовав, что мне плохо, моя мама приехала в Баку, чтобы забрать меня в Товуз - дома, мол, поправишься.
Ашраф Джалалович был в то время директором музучилища. Узнав о намерении мамы, он пригласил ее в кабинет и сказал, что категорически запрещает отрывать меня от учебного процесса, пообещав, что сам лично поможет материально и создаст мне условия для нормальных занятий. Я не раз задумывался о том, что без такой поддержки моя судьба могла сложиться совсем не так, как получилось благодаря тому, что на моем жизненном пути встретился такой внимательный, сердечный, достойный человек!».

В эти дни особенно хочется привести живые высказывания о юбиляре тех авторитетнейших профессионалов, которые по горячему следу от души оценивая его талант, и в свое время высказывали вдохновлявшую правду о его самобытных, новаторских сочинениях, о ее значимости в масштабах мировой культуры.
Многое вспоминали участники вечера о юбиляре, о самых судьбоносных творческих победах большого мастера. О том, как в рамках проведенной в Тбилиси в 1944 году Декады музыкального искусства республик Закавказья наряду с произведениями Г.Гараева, Дж.Гаджиева, Ф.Амирова, С.Гаджибекова прозвучала «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра Ашрафа Аббасова и знаменитый композитор Р.Глиэр, узнав в авторе «Танцевальной сюиты» 14-летнего «парня из Шуши», с улыбкой сказал, что «не ошибся в своих прогнозах. Что «Танцевальная сюита» Ашрафа Аббасова обращает на себя внимание тем, что находится в ряду первых образцов симфонических произведений, заложивших основу азербайджанского симфонизма». Вспомнили, что о дипломной работе композитора в 1949 году говорили, что его «Концертино для симфонического оркестра» отличается оригинальностью интонаций, яркой инструментовкой, изобретательными соло, открывавшими в азербайджанской музыке жанр блестящих концертов для симфонического оркестра. А Дмитрий Шостакович, назвав его свежим, ярким и талантливым, сказал: «Автор очевидно из скромности не назвал его Концертом. Отличная оркестровка, богатство содержания, экономное использование красок обеспечат этому произведению прочное место в нашем репертуаре».
С особым пиететом собравшиеся говорили о том, что с 1953-го по 1957 годы А.Аббасов работал ректором Азгосконсерватории и, одновременно ведя специальный класс на кафедре композиции, прилагал максимум усилий, чтобы поднять уровень образования в стране. И сделал он это с честью. Воспитав достойную смену талантливых композиторов, одарив мир светлой и мудрой музыкой. Той, что любят и широко исполняют его соотечественники, что звучит во всем мире.
Галина МИКЕЛАДЗЕ
banner

Советуем почитать