• четверг, 18 Апреля, 13:30
  • Baku Баку 22°C

О чем расскажет упаковка

07 января 2016 | 16:31
О чем расскажет упаковка

ПОТРЕБИТЕЛЬ
В Азербайджане отказались от маркировки «Экологически чистый продукт» - подобные надписи на продуктах питания местного производства запрещены недавним решением Государственного комитета стандартизации, метрологии и патентов в угоду новому стандарту: «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
В целом же упомянутый документ включает массу прочих требований не только к стандартам маркировки продуктов питания, но наименованию продукции и прочим нюансам.
В эксклюзивной беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» председатель Союза свободных потребителей (ССП) Эйюб Гусейнов назвал этот стандарт имплементацией более емкого российского документа. По данным главы ССП, отечественная версия несколько урезана с привязкой только лишь к пищевой продукции. Кроме того, по итогам местных корректив, документ лишился таких важных нюансов, как требования к размеру шрифта и прочих деталей, касающихся информации для покупателя. Но даже, несмотря на эти, со слов собеседника, недочеты, новый подход Госстандарта является продолжением усиленной трехлетней работы руководимой им организации, добивающейся информативности и адекватности маркировки, наносимой на местные товары.
В целом же, из беседы с главой неправительственной структуры защиты потребительских прав выяснилось, что очевидный положительный сдвиг в нормативной плоскости вряд ли гарантирует применения новшеств на деле. Мы попытались выяснить причину относительного пессимизма.
Дела «бумажные»?
Думаем, что постоянным читателям газеты «Каспiй» знакомы неоднократные попытки редакции найти рациональное звено в плодовитой творческой деятельности Госстандарта. Как правило, нормативная сторона работы этого ведомства внушала нарекания крайне редко, чего не скажешь о реальной пользе от бурной бумажной деятельности ведомства.
Наш собеседник, глава ССП Э.Гусейнов в очередной раз акцентирует внимание на слабости контроля и механизмов внедрения нормативного изобилия. «Сегодняшняя позиция Госстандарта, оправдывающего слабость контроля распоряжениями главы государства о невмешательстве в бизнес, сопровождается традиционными обстоятельствами: как собирается она контролировать внедрение собственных нормативов? - задается вопросом эксперт. - Я неоднократно выступал и продолжаю поднимать проблему реальной пользы от новых нормативов, однако многолетняя практика не оставляет иллюзий относительно исполнения этого ключевого принципа». По мнению председателя ССП, де-юре имплементация российского стандарта не вызывает нареканий, а де-факто этот документ не обещает особых сдвигов в ближайшей перспективе.
Выяснив позицию руководства единственной в Азербайджане организации защиты потребительских прав, стоит отметить, что новые требования к экологической безопасности продукции предполагают более конкретные надписи на упаковках местных продуктов питания, такие как: «Выращено без применения пестицидов», «Без минеральных удобрений», «Витаминизированный продукт» или «Без консервантов». Само собой разумеется, что при этом производителя заставят аргументировать такие надписи и подтверждать их фактами.
Как уже говорилось, в числе прочих новогодних начинаний ведомства имеются претензии к наименованиям продуктов - они, по мнению чиновников Госстандарта, не должны вводить в заблуждение потребителя относительно природы, идентичности, состава, количества, сроков годности или хранения, происхождения и способа изготовления пищевого продукта. Новые требования к наименованиям также запрещают приписывать продуктам особые свойства, в том числе лечебные, если таковых не имеется. В названиях запрещается использовать ингредиенты, не имеющие отношение к реальному составу продукта. При включении в состав продуктов ароматизаторов, имитирующих наличие в них пищевых продуктов (ингредиентов), сей факт также необходимо указывать на упаковке. Что же касается продуктов с ароматом, не присущим натуральному продукту, в данном случае надлежит сообщать об искусственной ароматизации. Кроме того, стандарт запрещает давать одинаковое наименование разным пищевым продуктам.
Контроля не будет
Если попытаться даже поверхностно вникнуть в перспективы применения стандарта в местной пищевой отрасли, надо понимать, что изменившиеся требования предполагают необходимость массовых мониторингов на предмет соответствия маркировки продуктов имплементированному нормативу. И тут возникает ряд вопросов, скажем, не станут ли новые требования дополнительным рычагом давления на предпринимателя? И чем обернутся неожиданные требования стандартизаторов поменять название продукции или бренда под предлогом несоответствия содержанию упаковки и прочим мотивам? И, наконец, готова ли армия блюстителей нового стандарта к масштабным мониторингам в сегменте местной пищевой промышленности?
Со слов Э.Гусейнова, можно с уверенностью заключить, что Госстандарт не в состоянии контролировать соблюдение принятого документа, и это его заявление не инсинуация, а вполне оправданное опытом последних лет заключение.
«ССП неоднократно обращалось к чиновникам Госстандарта по поводу поступающих в нашу организацию жалоб потребителей, - объяснил Э.Гусейнов собственную позицию неверия в эффективность законотворческих потуг ведомства. - Как правило, на все подобные обращения структура традиционно апеллирует к распоряжению главы государства о регулировании проверок предпринимателей и защите их прав. Т.е. чиновники, с их же слов, ничего не могут поделать. Они не могут заставить бизнес соблюсти стандарт и уважать собственные решения. Я понимаю, что это звучит странно, особенно на фоне масштабных бумажных революций, предпринятых ведомством накануне… Но говоря по факту, контролировать исполнение собственных норм Госстандарт не будет, а новые его требования останутся на бумаге, подобно стандарту донера и прочей классике. Я мог бы привести десятки примеров и развернуть бурную дискуссию, но считаю это лишним трудом, принимая во внимания многие свои выступления в прессе, в том числе и газете «Каспiй» по этой проблеме».
Оценивая реальные перспективы нового стандарта информации для потребителя на маркировке пищевой продукции, наш собеседник все же оценил юридическую ценность документа. С его слов, это начинание остается в формате «полезного решения» и продолжает инициативу ССП трехлетней давности. «Наша организация поднимала проблему отсутствия стандарта информации для потребителя с 2013 года, - сказал он. - Тогда же мы приобрели достаточно емкий российский вариант этого стандарта, пытались откорректировать его и подвести под национальную систему. Но такая работа оказалась не под силу НПО, и ССП обратился за помощью к Azersun Holding, кстати, имеющему соответствующие кадровые ресурсы. Не хочу пускаться в подробности этой работы, скажу лишь, что Госстандарт объявил о разработке азербайджанской версии российского документа только в прошлом году».
Курьез, да и только…
Со слов главного защитника потребительских прав, все эти годы ситуация с маркировкой пищевой продукции в стране оставляла желать лучшего. Дело доходило до курьезных случаев…
«Кстати, в тему соответствия названия продукта содержанию, мне вспоминается поступивший в ССП образец местной соли «Tehran». На вопрос производителю, что общего между столицей соседнего государства и местной солью, ответ был неожиданный. Оказалось, что так зовут любимого сына владельца предприятия».
Со слов эксперта, этот случай лишь наглядное свидетельство отсутствия правил маркировки товаров, а также элементарных норм информации для потребителя. «На памяти случай с производителем, умудрившимся заменить штриховое кодирование номером личного мобильного телефона, - продолжает Э.Гусейнов. - Находчивый предприниматель объяснил это так: авось позвонят и закажут партию товара». С его слов, не приучен местный предприниматель к жестким нормам маркировки товара, а пищевая отрасль спотыкается на этом сплошь и рядом. Производители избегают откровений о составе собственной продукции, а законодательство, действовавшее в этой плоскости до имплементации отредактированного российского стандарта, было несовершенным.
По данным Э.Гусейнова, достоверность маркировки «Экологически чистый продукт» на местных продуктах питания регулировалась законодательством и рядом государственных ведомств. По идее, в мировой практике его может получить только та компания, которая прошла экспертизу всех этапов производства и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции или услуг. Кроме того, упомянутый стандарт означает минимальное негативное воздействие на окружающую среду в процессе его производства, что само по себе достаточно сложно и практически неосуществимо в условиях современного производства.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать