• пятница, 19 Апреля, 06:31
  • Baku Баку 13°C

Неприемлемые изменения

15 января 2016 | 10:23
Неприемлемые изменения

КОММЕНТАРИЙ
В Грузии продолжается борьба власти и оппозиции, которая обостряется по мере приближения парламентских выборов, которые пройдут осенью этого года. Теперь в эту борьбу открыто, причем на стороне оппозиции, включился президент страны Георгий Маргвелашвили. В своем недавнем заявлении прессе он заметил, что политики и жители Грузии считают необходимым проведение предстоящих парламентских выборов по пропорциональной системе, и власти должны это учесть.
Следует отметить, что в Грузии в настоящее время действует «смешанная система»: парламент состоит из 77 депутатов, избранных по пропорциональной избирательной системе (кандидаты, предложенные на основании партийных списков) и 73 депутата, избранных по мажоритарной системе (кандидаты, избирающиеся по одномандатным округам). При этом правящая коалиция выступает против упразднения мажоритарной системы к выборам 2016 год.
В то же время представители оппозиции, среди которых десять непарламентских и две парламентские оппозиционные партии - «Единое национальное движение» и «Свободные демократы», для внесения необходимых поправок в Конституцию Грузии с целью отмены мажоритарной системы выборов уже собрали необходимое количество подписей (240 тысяч) и внесли их в парламент.
Президент Маргвелашвили считает, что изменение избирательной системы покажет степень развития демократии в стране и то, что власти Грузии не боятся конкуренции.
Однако он лукавит, прикрываясь пафосными лозунгами. В реальности всем ясно, что отмена мажоритарной системы нанесет сильнейший удар по позициям ныне правящей коалиции в преддверии парламентских выборов. Ибо рейтинги коалиции и так низки и если у них и была надежда на победу, то только за счет мажоритарных округов, где можно на полную катушку задействовать административный ресурс. По чисто пропорциональной системе правящая коалиция практически наверняка проиграет грядущие выборы.
Таким образом, Маргвелашвили, прекрасно все это понимая, осознанно поддерживает оппозицию в ее борьбе с правящей коалицией. Его в этом можно понять. У него неоднократно происходили стычки с прежним премьером Гарибашвили и неформальным лидером «Грузинской мечты» Бидзиной Иванишвили по причине властных компетенций. Но нынешняя Грузия - парламентская республика и потому президент, а тем более такая слабая фигура, как Маргвелашвили, прямо идти наперекор правительству и парламенту не может. Остаются только опосредованные действия - руками оппозиции и НПО.
В целом, маловероятно, что требуемые оппозицией изменения в избирательное законодательство будут приняты в этом году накануне парламентских выборов. Скорее всего правящая коалиция похоронит это предложение вместе с подписями под тяжестью бюрократической волокиты. А сами выборы проведут по уже существующему и неоднократно применяемому законодательству, что поможет им вторично победить. Сами же изменения оставят до следующих выборов.
Своими мнениями по поводу изменений в избирательное законодательство страны в интервью газете «Каспiй» поделились грузинские эксперты.
Тенгиз Аблотия, политический обозреватель:
- Изменения в избирательное законодательство уже вносятся. Они касаются изменений границы избирательных округов, а также увеличивается проходной процент для мажоритариев - с 35% до 50%. Это не такое радикальное изменение, и его последствия оценить трудно. Безусловно, 50-процентный барьер усложняет дело для власти, но «нарезка» округов может облегчить. То есть это не принципиальный вопрос для правящей коалиции.
В то же время до отмены мажоритарной системы выборов, как этого хочет президент Маргвелашвили, дело не дойдет. Дело в том, что правящая коалиция сейчас не рискнет на такой смелый шаг. При пропорциональной системе они проиграют выборы, это неизбежно. Даже на муниципальных выборах в 2014 году они получили примерно 40%. Вылезти в победители им удалось только за счет мажоритариев. Упразднить сейчас мажоритарную систему - это даже не риск, это значит, что им надо уже сейчас паковать чемоданы.
Однако за отмену мажоритарных выборов выступает не только главная оппозиционная партия - «Единое национальное движение», но все без исключения политические силы Грузии, в том числе и самые ярые противники националов, весь неправительственный сектор. Это уже за пределами разборки между националами и мечтателями. А поскольку Маргвелашвили позиционирует себя в качестве президента всей Грузии, а не президента «Грузинской мечты», то вполне логично, что он находится по эту сторону баррикад - вместе с большинством.
К тому же лично ему все равно, какая будет избирательная система в стране. Он прекрасно понимает, что ныне правящая коалиция больше не будет выдвигать его кандидатуру на пост президента страны и поэтому Маргвелашвили вообще не волнует - проиграет будущие парламентские выборы «Грузинская мечта» или вновь выиграет.
Джумбер Кирвалидзе, политолог:
- Безусловно, изменения еще будут, но какие именно - трудно сказать. Пока что в избирательное законодательство внесено только одно изменение, касающееся укрупнения избирательных округов с точки зрения численности населения. Теперь в каждом избирательном округе должно быть не менее 45 тысяч избирателей, в то время как раньше нередки были округа с 6-8 тысячами избирателей (в основном в горных регионах). Помимо этого, крупные города получили право избирать больше депутатов мажоритариев. К примеру, если ранее от Тбилиси в парламент избиралось всего десять депутатов, то теперь будет 22. Здесь также свою роль сыграла численность избирателей, проживающих в столице.
Что касается намерения отменить мажоритарную систему, то в оставшееся до парламентских выборов время это вряд ли получится. Да и в Конституции страны закреплен параграф, указывающий на то, что парламент Грузии должен быть двухпалатным. Верхняя - сенат, которая будет избираться по мажоритарной системе, нижняя - палата представителей, избираемая по пропорциональной системе. Это было записано в Конституции еще 20 лет назад с надеждой на будущее, когда территориальная целостность Грузии будет восстановлена.
Понятно, что в таком случае абхазы и осетины потребуют свое законное представительство в высшем законодательном органе государства, без чего невозможно представить себе их согласие на вхождение в единое государственное пространство с грузинами. Поэтому элементы федерализма уже тогда были введены в Конституцию, чтобы вызвать у Сухуми и Цхинвали желание войти в состав Грузии.
Поэтому, если представим, путь гипотетически, что если завтра кардинальным образом изменится ситуация в сепаратистских регионах и теперь уже наши сограждане из числа абхазов и осетин захотят участвовать в выборах в обе палаты парламента и быть избранными, но как они смогут воспользоваться своим конституционным правом, если выборы по мажоритарной системе будут отменены?
Поэтому я глубоко уверен, что мажоритарная система выборов должна остаться. К тому же для этого понадобится вносить изменения в Конституцию страны, что будет на руку тем, кто и так резко критикует нынешние власти за наличие излишней централизованности и унитарности в государстве.
Таким образом, избирательная политика для страны, имеющей территориальные проблемы очень важна. Тут речь идет не только о демократическом имидже государства, но и как о способе привлечь в Грузию тех, кто со своими сепаратистскими взглядами выступал против ее территориальной целостности.
Ну и наконец, отмена мажоритарной системы бьет по позициям правящей в стране коалиции «Грузинская мечта», ибо благодаря этой системе можно облегчить «мечтателям» путь в парламент. А вот президенту Маргвелашвили должно быть стыдно выступать за отмену мажоритарной системы, так как ее смысл хорошо указан в Конституции, гарантом которой он является.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать