• пятница, 19 Апреля, 16:42
  • Baku Баку 25°C

Сами разберутся

22 января 2016 | 11:31
Сами разберутся

СИТУАЦИЯ
Тегеран не дал согласие на посредничество Карачи в урегулировании напряженных отношений с Эр-Риядом. При этом обе стороны только и делают, что отдаляются друг от друга.
Иран утверждает, что «мяч на поле саудовцев, Тегеран же открыт для отношений со всеми странами региона», а Саудовская Аравия говорит, что «шиитский режим причастен к подстрекательствам к мятежам, нестабильности и хаосу» на Ближнем Востоке. При этом на Тегеран «вешают всех собак», в том числе экспорт революций, вербовку боевиков в Ираке, Ливане, Сирии и Йемене под предлогом поддержки угнетенных народов, а также организацию серии терактов и даже политических убийств.
Действительно, сразу после исламской революции Иран начал ее экспорт в сопредельные страны. Но и саудиты хороши - всячески содействовали введению санкций против наших южных соседей, и все это ради приобретения статуса единственного центра исламского мира. Кстати, глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр в недавней статье в The New York Times дипломатично и многопланово заявил, что мир ждет от Ирана превращения из «проповедующего революции государства-изгоя» в «уважаемого члена мирового сообщества». Для этого он призвал Тегеран «серьезно изменить» свою политику, и при этом тут же обвинил визави в поддержке сирийского лидера Башара Асада и желании насадить свою гегемонию на Ближнем Востоке.
Все это подтверждает версию экспертной группы газеты «Каспiй», согласно которой казнь шиитского проповедника Нимра аль-Нимра была продуманным шагом саудитов, давно искавших повода для дипломатической изоляции Ирана. А ведь его сажали не раз, ему постоянно инкриминировали призывы к беспорядкам, да и сам он, по большому счету, мало чем мог угрожать королевской семье. В пользу этой версии говорит хотя бы тот факт, что Нимр аль-Нимр был арестован в июле 2012 года, приговорен к казни 25 октября 2015 года, а смертный приговор был утвержден и приведен в исполнение лишь 2 января.
Реакция Тегерана на казнь шиитского проповедника была вполне предсказуемой - резкие заявления и почему-то штурм диппредставительств Саудовской Аравии в Иране, что и требовалось саудитам. Тегеран, что называется, на блюдечке преподнес Эр-Рияду casus belli - «повод для войны», чем противник и воспользовался, в одностороннем порядке разорвав дипломатические отношения, прекратив авиасообщение и заморозив все коммерческие связи.
Примеру саудовцев, как по мановению волшебной палочки, сразу же последовали до 10 арабских стран, в основном имеющих союзничество с королевским престолом. Дело это сразу же было вынесено на обсуждение, точнее, осуждение, Совета Безопасности ООН, Лиги арабских государств и даже исламского антитеррористического альянса из 34 стран, где опять же у руля саудиты.
Этот механизм запущен не просто так – ведь не случайно, комментируя создание антитеррористической коалиции, министр обороны Саудовской Аравии наследный принц Мухаммед бен Сальман Аль Сауд заявлял минувшей осенью, что альянс будет вести борьбу с «любой террористической группировке, стоящей перед нами», а не только ИГ. Это значит, что если когда-нибудь признать Иран пособником террористов, можно даже изрядно разбомбить его военные, а может и нефтедобывающие объекты.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог Ильгар Велизаде, углубление конфликта, возникшего между Ираном и Саудовской Аравией, чревато возникновением серьезных проблем:
- Сейчас о возможности примой конфронтации между саудовской Аравией и Ираном говорить не приходится. Однако полностью исключать такую возможность нельзя, - дело может дойти и до этого. В такой ситуации Саудовскую Аравию может поддержать весь арабский мир. И тут возникает вопрос, окажет ли Россия Ирану открытую поддержку? Скорее всего, для урегулирования конфликта Россия может предложить свое посредничество.
Кризис между Саудовской Аравией и Ираном пока не оказывает серьезного влияния на позиции России в Сирии. Потому Москва старается максимально дистанцироваться от этого конфликта. Поскольку вмешательство в этот конфликт может привести к ослаблению позиции России на Ближнем Востоке. А это Кремлю на фоне отсутствия стратегических успехов армии Башара Асада, совсем ни к чему.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать