• суббота, 20 Апреля, 10:07
  • Baku Баку 14°C

Наращивать или противостоять

25 января 2016 | 17:13
Наращивать или противостоять

Официальный Токио отменил санкции в отношении Тегерана сразу вслед за ведущими мировыми державами. Накануне соответствующее заявление на пресс-конференции сделал главный секретарь кабинета министров Йошихиде Суга.
Ранее об отмене санкций объявили Евросоюз и США, что стало возможным после того как неделю назад МАГАТЭ подтвердило свертывание Ираном собственной ядерной программы.
Повод для беспокойства
По мере того, как передовые государства налаживают торгово-экономические связи с муллократическим режимом, некоторые страны вроде Израиля бьют набат по поводу того, что немедленно после снятия режима санкций Иран займется осуществлением масштабной программы модернизации армии и закупки современных вооружений. И они правы, так как Тегеран даже на фоне кризиса активно «экспортировал исламскую революцию» на сопредельные территории.
Первым сигналом тревоги стало выступление премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на международном экономическом форуме в Давосе, где он выразил надежду на то, что соглашение по военной помощи США, рассчитанное на ближайшее десятилетие, будет достигнуто уже в феврале. Таким образом, отставной генерал дал понять, что его страна ожидает увеличения военной помощи от США, которая и без того сегодня составляет $3,1 млрд. Но этого мало, и речь идет о более объемном пакете. И скорее всего цель будет достигнута, поскольку уже в начале следующей недели Тель-Авив посетит делегация высокопоставленных должностных лиц, включая сотрудников Белого дома.
Как ожидается, новое соглашение вступит в силу после истечения срока действия нынешнего меморандума в конце 2018 финансового года и предполагается, что в новом меморандуме объем ежегодных американских ассигнований на военные нужды Израиля будет наращен еще на миллиард. Это намерения политиков с берегов Потомака, хотя еврейский военно-промышленный комплекс хотел бы набавить к этой сумме еще миллиард-полтора - его представители уже представили в Вашингтон перечень вооружений, который хотели бы иметь.
Реальная угроза
Кстати, вопрос о продолжении военного содействия был заявлен как центральный пункт ноябрьского визита Нетаньяху в Вашингтон, где он встретился с Обамой впервые после долгой размолвки, порожденной противоречиями в подходах к проблеме Ирана. Как известно, в обмен на частичное свертывание своей ядерной программы Иран выходит из-под действия международных санкций и сможет, в частности, вернуть замороженные зарубежные активы, сумма которых по данным разных экспертов варьирует от $50 до 150 млрд.
Считая Тегеран своим главным противником, израильтяне опасаются, что значительная часть этих средств пойдет на военные цели и поддержку союзных движений по всему Ближнему Востоку. Наибольшее беспокойство у израильтян вызывает то, что Иран передает современные системы вооружений своим сателлитам, потому не является последней остановкой на пути следования оружия, что он увеличит свою поддержку «Хизбаллах» и прочих террористических группировок, которые будут атаковать Израиль. Кроме того, вооружение будет использоваться для того, чтобы подорвать режимы в таких арабских государствах, как Иордания, Египет, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Однако страхи Израиля надуманы. Дело в том, что ряд положений соглашения по ядерной программе Ирана, особенно в части контроля за его исполнением и обратимостью санкций, делают этот договор легкой добычей для противников Ирана.
Компетентное мнение
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буньятова, доктор философии по истории Видади Мустафаев, Иран получит в результате разморозки активов в соответствии с ядерной сделкой не более $50 млрд, но текущие потребности страны в финансировании намного выше:
- Эти средства - активы Центробанка ИРИ по всему миру. Это включает как средства, которые они могут потратить сейчас, пока санкции еще действуют, так и средства, которые они получат, когда выполнят все условия и получат доступ к своим иностранным резервам. Большинство резервов, которыми владеет Иран, либо уже распределены, либо неликвидны, либо просто недоступны.
Более $20 млрд Иран обязался предоставить в качестве залога по сделкам с Китаем, и эти средства не могут быть потрачены. Десятки миллиардов из этих резервов состоят из необслуживаемых долгов иранскому энергетическому и банковскому сектору.
Главы ЦБ и министр экономики Ирана предполагают, что Ирану может быть доступно не более $30 млрд. По подсчетам экономистов Минфина США, стране нужно до $500 млрд, чтобы выполнить инвестиционные потребности, обязательства государства, включая $100 млрд на не финансируемые сейчас государственные пенсии военным, долг местному финансовому сектору, $100 млрд для завершения инфраструктурных проектов, $170 млрд для восстановления нефтегазового сектора и возмещение потерянных возможностей добычи. Причем, речь идет не о повышении уровня технологий до самого последнего уровня, а о возвращении их к условиям рудиментарно функционирующего нефтегазового сектора.
Таким образом, маловероятно, что Иран будет использовать полученные средства нецелевым образом.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать