• пятница, 19 Апреля, 08:55
  • Baku Баку 13°C

Без диалога

04 февраля 2016 | 10:50
Без диалога

ПОЛИТИКА
В Женеве должны начаться пока опосредованные, затем прямые прения представителей власти и оппозиции Сирии. Но вряд ли есть просвет в ситуации для страны, где почти пять лет не прекращается гражданская война.
Судя по заявлению спецпосланника Генсека ООН Стаффану де Мистуры, если сорвется и третья попытка переговоров, надежда масс на территории, охваченной пламенем, может растаять.
Непосредственный диалог еще не начался, и этому препятствует формирование делегации сирийской оппозиции. В Женеву от них прибыли две группы - одна сформирована по итогам встреч в Москве и Каире, другая - по итогам встреч в Эр-Рияде.
Все упирается в список
В делегации правительства Башара Асада ждут, когда будет составлен конкретный список, который, по мнению дамасского режима, должен составляться самими оппозиционерами при содействии спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры. И логика в этом есть, поскольку дело-то межсирийское, и решаться оно должно без предварительных условий и без иностранного вмешательства.
Однако как ни странно, замглавы МИД России Геннадий Гатилов, присутствующий на переговорах в Женеве, дал понять, что вопрос о составлении единой делегации оппозиции уже не стоит. «В настоящий момент здесь присутствует две делегации - так называемая эр-риядская и лозаннская группа. Они и будут партнерами сирийской правительственной делегации по переговорам», - сказал он.
Курдский вопрос
Россия не мытьем, так катанием пытается добиться участия в переговорах ДПС (Партии «Демократический союз»), являющейся сирийским филиалом террористической организации Курдская рабочая партия (КРП). Именно с ее подачи вопрос неучастия ДПС в переговорах стала одной из ключевых тем обсуждения на встречах делегаций в Женеве. Расклад Кремля таков: курды, будучи весомой политической силой, контролируют более 15% территории.
Кроме того, «участие курдов признается де Мистурой, в определенной степени такое же понимание есть и у американских партнеров, но, к сожалению, этот вопрос наталкивается на жесткую позицию Турции».
А ведь почти нет различия между так называемым «Исламским государством» и курдскими террористами, потому им не место за круглым столом.
Двойные стандарты и расстановка сил
Кстати, Москва активно пытающаяся обеспечить участие в переговорах террористической ПДС, не менее яростно возражает против включения в список переговорщиков представителей «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам», хотя на этом настаивает Высший комитет по переговорам оппозиции Сирии (ВКП). При этом ее «принципиальная позиция» такова, что «включение в список террористических организаций недопустимо». Эту позицию поддерживает и Иран, забываясь на тот счет, что желанные ими курдские сепаратисты в перспективе могут стать головной болью для самого Тегерана.
На фоне дипломатической активности вокруг сирийской проблемы на первый план выходит позиция основных игроков процесса. Так, Турция, Катар и Саудовская Аравия, чьи позиции в целом совпадают, с первых дней сирийского кризиса требуют отстранения потерявшего легитимность Асада и участия не карманной, а реальной оппозиции на переговорах. И только после этого, по их мнению, следует организовать всенародный диалог для определения будущего страны.
В отличие от них Россия является прямым участником конфликта, с помощью военной силы пытаясь изменить ситуацию в пользу Асада, к тому же координирует свои действия в Сирии с Израилем. Старания Ирана также направлены на удержание власти режима, для чего он объединил свои усилия с Москвой и ливанским «Хизбаллах».
Что касается США, то они идут на уступки Кремлю в политической карьере Асада, а также поддерживают его в вопросе участия КРП, которая в их глазах - ключевая сила в борьбе с ИГ. Позиция Германии, Франции, Италии, Великобритании и Иордании близка к позиции США. Китай же выступает за решение вопроса политическим путем, не проявляя особой активности.
Экспертное мнение
Комментируя газете «Каспiй» ситуацию, председатель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде сказал, что многое зависит от характера отношений между Анкарой и Москвой - при лучшем исходе наблюдался бы диалог по всем темам, в том числе и по сирийской:
- Обострение и без того их кризисных отношений странным образом совпадает по срокам с анонсом начала мирных переговоров по урегулированию внутрисирийского кризиса в Женеве. Трудно сказать, есть ли прямая взаимосвязь между двумя этими событиями, а еще труднее объяснить необходимость в повторном создании напряженности на сирийско-турецкой границе и новом витке кризиса между РФ и Турцией, который грозит перейти точку невозврата. Ясно одно - эта ситуация самым негативным образом скажется на региональной обстановке.
Известно, что коалиция оппозиционных Асаду сил, сформированная в Эр-Риаде, отказывается от прямых переговоров до тех пор, пока не будут выполнены ее условия: снята осада с городов, удерживаемых вооруженной оппозицией, и прекращены российские бомбардировки мирного населения. Эту позицию поддерживает и Турция.
А.АЛЕКПЕРЛИ
banner

Советуем почитать