• четверг, 28 Марта, 20:58
  • Baku Баку 13°C

Непристойное предложение,

10 февраля 2016 | 17:10
Непристойное предложение,

НРАВЫ
Без работы в наше непростое время прожить невозможно - конечно, если нет богатых родственников, оставивших вам солидное наследство. Но работу сейчас найти нелегко. Повезло тем, кого могут устроить на хлебное место родственники или за кого знакомые замолвят словечко. В некоторых случаях устроиться можно, отстегнув за место определенную сумму. Если же все эти варианты недоступны, придется рассчитывать на собственные силы. Объявления о работе, как правило, гласят: требуется девушка до 25 лет с приятной внешностью. Но если иной раз сотрудница должна выполнять лишь свои трудовые обязанности, то в ряде случаев от нее ждут чего-то большего.
Бонусы за статус
Лала по профессии филолог. Училась она хорошо, тщательно готовилась к занятиям, подолгу просиживая в библиотеке. Девушка из небогатой семьи мечтала найти работу, которая позволила бы ей не только содержать себя, но и помогать родителям. Лала хотела устроиться в школу педагогом русского языка и литературы, так как эта работа, несмотря на скромную зарплату, позволила бы ей заниматься репетиторством. Однако по окончании университета устроиться по специальности не удалось.
- Я обратилась в несколько городских школ, но везде мне заявили: штат укомплектован. В одной, правда, намекнули, что за определенную сумму нашлось бы местечко, но денег у меня не было. На шее у родителей, которые и так получают мало, сидеть не хотелось, и я стала искать работу по объявлениям. Ходила на собеседования на должность секретаря в несколько офисов, везде мне обещали позвонить, но так и не дождалась. И вот когда я уже совсем отчаялась, удача, наконец, улыбнулась мне. Во время собеседования мой будущий шеф сказал, что я подхожу ему и завтра могу выходить на работу. Зарплата небольшая, да и шестидневка к тому же, но я и этому была рада. В первую неделю я заметила, что начальник симпатизирует мне, явно выделяя среди сотрудников. Я решила, что он просто дружелюбен и хочет, чтобы я быстрее адаптировалась в новом коллективе. Но однажды он попросил меня задержаться в офисе, чтобы помочь разобраться с документацией, и сказал, что может удвоить мне зарплату и брать с собой в зарубежные поездки, если я соглашусь… стать его любовницей.
Предложение настолько шокировало меня, что я даже не нашлась, что ответить. Заметив мое замешательство, шеф заявил, что на раздумья у меня три дня. Но я уже все решила и на следующий день написала заявление об увольнении по собственному желанию. Родителям и жениху, разумеется, не стала рассказывать об инциденте, предвидя их реакцию. К счастью, мне повезло: буквально через неделю после увольнения мне позвонила однокурсница и предложила заняться переводами, за которые хорошо платят, - поделилась своей историей девушка.
С домогательством на работе сталкивались многие молодые симпатичные девушки, впрочем, не только молодые и симпатичные. Порой начальство считает, что если платит им за работу, так вправе потребовать и дополнительные услуги. Мол, если не захочет потерять работу, согласится, к тому же возможны ведь и финансовые бонусы, и повышение по службе…
По данным Международной организации труда, до 50% работающих женщин в индустриальных странах становятся жертвами сексуального домогательства. Цифры статистики могут быть занижены, потому что не все рискнут сообщить об этом даже анонимно и далеко не всегда жертва обращается в суд с целью защиты своих прав.
Первое судебное разбирательство по делу о сексуальном домогательстве на работе слушалось в 1975 году в США (округ Колумбия). В 1986-м Верховный суд США вынес решение, согласно которому домогательства были признаны незаконными и подлежащими судебному разбирательству даже в том случае, если жертва не понесла материального и физического ущерба, а страдает от морального дискомфорта. Чуть позже эстафету подхватила Европа: парламент ЕС в апреле 2002-го принял закон о сексуальном домогательстве на рабочем месте. Подобные случаи часто называют иностранным словом «харассмент» - «поведение сексуального характера, цель и результат которого затрагивают достоинство другой личности и/или создание на рабочем месте враждебной, агрессивной или неспокойной обстановки».
Виновата жертва?
Как рассказал газете «Каспiй» глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, в нашей стране нет статистики жертв харассмента.
- Конечно, случаи домогательства на работе в Азербайджане, как и в других странах, имеют место быть. Но отличие от стран Запада в том, что подобные случаи попросту замалчиваются. Это сложнодоказуемое преступление, и жертвы боятся, что им не только не удастся наказать виновного, но сами пострадают, а это нанесет вред репутации. В нашей стране господствует такой стереотип: просто так к женщине не пристают, а если это произошло, значит, дала повод. Хотя зачастую это далеко не так. Женщины обычно не готовы выносить случаи домогательства на суд общественности, поэтому предпочитают игнорировать намеки начальства, а если домогательства принимают уже откровенный характер, просто уходят с работы.
Харассмент - это намеки сексуального характера, словесное принуждение к действиям. Как можно говорить о наказании за это, если в нашей стране даже жертвы насилия редко обращаются в правозащитные органы. Согласно статистике, в год в Азербайджане фиксируется всего 20-30 изнасилований, что не может соответствовать действительности. Но если в этом случае остаются хотя бы следы преступления, то харассмент доказать весьма проблематично, если не было свидетелей. Бытует мнение, что женщине, мол, нужно одеваться скромнее, тогда и приставаний не будет. Но если человек озабоченный, тут уж никакая целомудренная одежда не остановит, о чем свидетельствуют случаи домогательства в таких консервативных странах, как Иран.
Хотя поведение жертвы действительно играет роль, но не в плане одежды. Многие думают так: если виновник выйдет сухим из воды, что обо мне подумают окружающие, как отреагирует муж, - и даже не пытаются что-то доказать. Известен случай, когда преступник во время суда сказал, что сожалеет обо всех своих преступлениях, кроме одного - убийства человека, который приставал к жене племянника на работе. Многие настолько не верят в судебную систему, что предпочитают творить самосуд. У нас жертвы не знают, откуда ждать помощи: полиция не любит браться за такие дела, и не только потому что доказать факт харассмента непросто, но и потому, что жертва в последний момент может смалодушничать и забрать свое заявление.
В нашей стране немало случаев, когда молодые женщины кончали жизнь самоубийством при невыясненных обстоятельствах, и кто знает, может быть, именно сексуальные домогательства на работе побуждали их к сведению счетов с жизнью. На Западе обращения в суд в связи с харассментом распространены, жертвы знают, что на их стороне и государство, и общество, у нас же пока все с точностью до наоборот.
Разновидность насилия
По словам психотерапевта, члена Профессиональной психотерапевтической лиги Даяната Рзаева, с харассментом в той или иной форме сталкивается порядка 50% женщин в нашей стране, но большая часть случаев замалчивается. В беседе с нами он отметил, что в своей практике не раз сталкивался с жертвами этого преступления.
- Приходили они ко мне с другими жалобами, скажем, на то, что у них депрессия после потери работы, но в процессе беседы выяснялось, что места они лишились как раз из-за того, что не приняли предложение начальника вступить с ним в интимную связь. Харассмент получил распространение в нашей стране с активным развитием бизнеса. Помню объявления, звучавшие примерно так: «Требуется девушка до 25 лет, привлекательной внешности, владеющая в совершенстве азербайджанским, русским, английским языками, бухгалтерией, офисными программами». Выпускница, недавно окончившая вуз, вряд ли будет обладать всеми перечисленными навыками, к тому же зачем искать именно привлекательную девушку, это ведь офисный работник, а не модель. Ответ очевиден. Обычно требования интимного характера к сотрудницам предъявляют начальники небольших фирм. Они говорят о своих требованиях открыто, не стесняясь. Есть девушки, которых такие предложения устраивают, но есть и те, для которых это - шок. Они не могут работать, испытывая давление, харассмент - это ведь одна из разновидностей насилия. Нездоровая обстановка сказывается на ее психике, особенно если ей очень нужна работа и она не может уйти. Многие считают, что жертва харассмента провоцирует своей манерой поведения, одеждой, но ведь нередко это скромно одетые и прилично ведущие себя девушки. В офисах существует дресс-код, и сотрудники следуют ему. Чтобы случаев сексуального домогательства на местах было как можно меньше, нужны жесткие, причем работающие законы. У нас в суд обращаются крайне редко: что, мол, люди подумают. Да и веры в суды нет. Скажем, в США известен случай, когда босс крупной компании послал свою секретаршу наверх за документами, а сам невольно заглянул ей под юбку, когда она поднималась. Это зафиксировали камеры наблюдения, девушка подала на начальника в суд, получила большую компенсацию и… продолжила благополучно работать в этой фирме. В нашей стране подобное просто нереально, - считает Д.Рзаев.
Психологи утверждают, что в случае домогательства на работе иной раз достаточно просто поговорить с начальником и остудить его пыл. Если есть вышестоящее руководство, можно обратиться с жалобой к нему. Но главное - не терять самообладания: равнодушие и холодный тон обычно действуют лучше любых угроз.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать