• четверг, 28 Марта, 13:33
  • Baku Баку 16°C

Предсказуемый результат

19 ноября 2015 | 12:09
Предсказуемый результат

ПЕРСПЕКТИВЫ
Обсужден и рекомендован для представления Президенту страны проект бюджета на 2016 год Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР).
На первый взгляд, следовало бы поговорить о видимом сокращении доходов «копилки для будущих поколений» - если нынешние ожидания утверждены на уровне 10 млрд 246 млн 611,9 тыс. манатов, в следующем году - почти на 34,5% меньше. И тому есть весомые основания. Во-первых, этот процент как раз отражает уровень девальвации национальной валюты к доллару США, во-вторых, только ленивый не знает о двукратном падении биржевых цен на нефть.
Не занижая возможности
На очередном заседании Наблюдательного совета ГНФАР под председательством премьер-министра и главы фонда Артура Расизаде были не только обсуждены основные параметры бюджета, в том числе расходы в размере более 8,26 млрд манатов, но и дана объективная оценка (удовлетворительно) проекту. В школе ученики бунтуют, когда выносят подобный вердикт их знаниям, а на строгом и скупом правительственном уровне это самая настоящая «пятерка».
Что это значит? Прежде всего, ГНФАР не планирует отказываться ни от одного пункта основных расходов (подпитка госбюджета, поддержка беженцев и вынужденных переселенцев, строительство железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, мелиоративные проекты и так далее). Кроме того, он будет проводить более экспансивную политику в области крупных международных инвестиций.
Подтверждением намерений руководства крупнейшей национальной «шкатулки» может служить хотя бы тот факт, что буквально на днях исполнительный директор ГНФАР Шахмар Мовсумов участвовал в ходе «круглого стола» в Сеуле (Южная Корея) по совместному инвестированию суверенных и пенсионных фондов. Сразу оговоримся, что такой формат общения крупнейших инвесторов мира создает новую платформу для сотрудничества в области совместного вложения средств для стратегического развития глобальной экономики, включая развитие пока отстающих государств. Ежегодное заседание собирает до 400 ведущих менеджеров по управлению, представляющих крупнейшие суверенные и пенсионные фонды. Так вот, в ходе встречи ее участниками принято решение о проведении следующего годового заседания «круглого стола» в Баку в 2016 году, на период которого Азербайджан будет председательствовать в столь представительном объединении.
Плоды правильного управления
На фоне мирового кризиса, когда глобальные показатели экономического развития катятся вниз, ГНФАР ни много, ни мало отмечает увеличение собственного инвестиционного портфеля. Так, по состоянию на конец третьего квартала, этот показатель был на уровне почти $36 млрд.
Во что вкладываются средства? Прежде всего, это проекты долгосрочные, которые не признают ничего, кроме американских долларов - примерно 48% или $16 млрд 544,6 млн вложено в этой валюте. Более трети финансовых вливаний - за евро, что тоже естественно, двадцатая часть - за стабильным британским фунтом стерлингов. Руководство фонда, конечно, с уважением относится и к йене, и к юаню, и к турецкой лире, в некоторой степени даже к российскому рублю, но это не дает основания для того, чтобы нарушать установившийся валютный дисбаланс.
Сами понимаете, ставка делается на перспективу и стабильность, так что дружба дружбой, а табачок, как говорится, врозь. И это тоже показатель разумной политики исполнительных управляющих фонда, равно как и их стремление нарастить удельный вес золота и прочих драгоценных металлов в инвестиционном портфеле - на приобретение 30,17 тонн или 970 тыс. 147 тройских унций одного только физического (чистого) золота выделено $1 млрд 098,3 млн.
Кстати, для сравнения, за четыре с половиной года (самый разгар глобального кризиса) инвестиционный портфель фонда вырос чуть не вдвое, хотя аналогичные структуры прочих нефтедобывающих стран вынуждены были распродавать активы, чтобы хоть как-то заткнуть прорехи в местных бюджетах. ГНФАР же наращивает свое присутствие на всех финансовых рынках, предпочитая корпоративные бонды, на финансовые облигации приходится пятая, на бонды международных организаций и агентств, а также на краткосрочные коммерческие бумаги - по десятой части вложений.
Если обратить внимание, средства вкладываются не в «быстрые» деньги - в этом случае, правда, оборот задерживается, зато меньше риска и больше надежности и уверенности. И еще, по классификации эмитентов долговых ценных бумаг, находящихся в инвестиционном портфеле ГНФАР, большая их часть (до 90%) приходится на бумаги с высочайшим долгосрочным рейтингом эмитента от «А» до «ААА».
Несколько слов о географических территориях. Может показаться, для бизнеса нет преград - деньги, мол, без границ. Но в нынешних условиях, например, никто не вложит инвестиции в Сирию либо в Ирак, мало кто согласится на поощрение предпринимательства в расчлененной Украине, неблагополучной Африке. Присмотримся к отчетности фонда - более половины (57,54%) средств инвестиционного портфеля ГНФАР размещено на территории, преимущественно, Евросоюза, более пятой части - в странах Северной Америки, более десятой части - в развитых государствах Азиатского региона, прежде всего, в Южной Корее, Японии, Малайзии. Причем делается это на основе экспертных заключений МВФ, Азиатского и Европейского банков развития, которые дают четкие характеристики перспективы всех участников глобального финансового рынка.
Недвижимость как залог будущего
Не лишне напомнить и о покупке недвижимости за рубежом, чтобы представить уровень стабильности вложений. Так, последнее иностранное приобретение ГНФАР было нынешней осенью - получен офис в торговом центре Гинза в Токио, что, мягко говоря, не самый худший вариант вложения «портфельных» инвестиций с целью повышения доходов от их управления. Причем затраты в это дело по мировым меркам считаются рекордно минимальными - всего то $418 млн.
Как правило, арендная плата за коммерческие площади изменяется в зависимости от экономического положения в стране и колеблется на уровне от 5% до 7% годовых. Но в Японии доход по этим позициям заметно выше, кроме того, прибыль от этого вида деятельности куда доходнее, чем от вложения финансовых ресурсов инвестиционного портфеля в ценные бумаги развитых стран мира с рейтингом от «А» до «ААА», доходность которых в семь раз ниже. Кроме того, недвижимость «непотопляема», и год от года растет в цене, тем более, если она расположена в деловом центре такого мегаполиса, как Токио.
Между прочим, если обратить внимание на сделки такого рода, осуществленные руководством фонда, увидим последовательность и избирательность Ш.Мовсумова и его команды. Обратите внимание: первый офисный комплекс стоимостью 177,35 млн. британских фунтов стерлингов и общей площадью более 11 тыс. кв. м. расположен в западной части Лондона на улице Сент Джеймс-стрит, 78. Строение до 2023 года передано в аренду управленцам HSBC банка с годовой арендной платой в 9,65 млн. фунтов стерлингов и чистой годовой доходностью в 4,5%.
Второе приобретение обошлось фонду в 135 млн. евро и находится в Париже. Это целый комплекс, состоящий из офисов и объектов торговли, по адресу: площадь Вандом, 8 (реальный коммерческий центр Франции). Здесь сосредоточены офисы компаний с высоким бизнес-профилем, люксовые магазины, торгующие ювелирными изделиями, что неизменно привлекает серьезный интерес как внутренних, так и внешних инвесторов, и отличается высочайшей арендной платой.
Третье приобретение - торгово-офисный центр «Галерея Актер» в центре Москвы по адресу: Тверская, 16. В соотношении цена-выгода это вообще чуть не подарок - его стоимость $133 млн. при общей площади более 18 тыс. кв. м, а расположен он в историческом центре российской столицы. Кстати, Тверская - одна из наиболее дорогих в мировом рейтинге торговых улиц, где располагаются люксовые отели и дорогие бутики, потому годовой доход от аренды составляет $9,5 млн. Можно и дальше перечислять доходные покупки ГНФАР, - и тут налицо главная тенденция - все приобретения именно элитные, и расположены в важнейших мировых столицах.
На пути к развитию
Поступления в фонд от продажи прибыльной нефти блока Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) и газа с месторождения «Шахдениз» с января 2001 по ноябрь 2015 года составили $119 млрд. С одной стороны, это много, но с другой, учитывая темпы развития страны, необходимость реализации инвестиционных проектов, не очень-то и густо. Несмотря на это, продуманная и взвешенная экономическая политика, выбранная политическим руководством страны, ориентированная на снижение зависимости от нефти, позволила минимизировать влияние углеводородов на перспективное развитие. Потому все эксперты единодушно отмечают, что Азербайджан достаточно эффективно использовал полученные от продажи нефти доходы.
Наряду с тем, что нужно предпринимать меры для минимизации негативного влияния низких цен на нефть на экономику страны, нужно также искать и положительные стороны, которые может иметь для развития страны эта тенденция. Объективности ради хотелось бы отметить также, что несмотря на кризисную ситуацию в мире, наше государство, в том числе посредством специалистов ГНФАР, продолжает успешно развивать свою экономику и реализацию крупных проектов как внутри страны, так и за ее пределами.
И это обязательно даст свои плоды, причем не только в виде финансовых поступлений, но и в виде человеческого капитала - ведь не секрет, что в нефтяном фонде и в прочих важнейших правительственных учреждениях «погоду» делают образованные специалисты, наученные огромным международным опытом. Потому можно и не беспокоиться за выдаваемые ими высокие результаты, которым удивляются видавшие виды «акулы» мирового бизнеса.
Фидан САЛМАНЛЫ
Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать