• пятница, 29 Марта, 17:20
  • Baku Баку 14°C

Если не мы, то кто же?

04 марта 2016 | 17:43
Если не мы, то кто же?

ЮМОР
Рафаэль Искендеров и Джошгун Рагимов - личности уникальные. Работать в своем проекте им всегда весело и интересно - во всяком случае, судя по впечатлению от увиденного на телеэкране и сцене.
В «Бу шехерде» мы видим партнеров, которые работают друг на друга. Более того, кажется, что каждый из них отдает самые выигрышные роли другому. Отличие этого проекта от остальных в том, что Рафаэль и Джошгун уважают своего зрителя. Есть у них выпуски более удачные или шутки менее смешные, но халтуры, столь характерной для большинства юмористических передач, не бывает никогда. На несомненный талант юмористов обратила внимание уже вся страна. Так зажигательно, самобытно и органично рассказывать анекдоты и смешные истории могут только они. Неподражаемая мимика и имитация никого не оставляют равнодушным. На своих концертах они заводят зал, как говорится, не успев поздороваться...
Посему неудивительно, что газета «Каспiй» уже давно хотела взять интервью у известного дуэта. В нынешнем году в преддверии их традиционных мартовских выступлений нам удалось встретиться с ними и задать несколько вопросов.
Рафаэль Искендеров
- Наверное, вы уже устали отвечать на этот вопрос, но все же: с чего все началось?
- В 1990 году мы поступили в институт, вместе учились, а с 93-го уже и работали вместе в Молодежном театре под руководством ныне покойного Гусейнаги Атакишиева. В 2000-м я обратился на телеканал «Спэйс» с проектом «Бу шехерде». Там посмотрели пилотную версию программы, которая всем понравилась. Было решено начать вводить ее в эфир, и она с успехом шла на канале на протяжении трех лет. Затем возникла идея перенести программу «Бу шехерде» с экрана на театральную сцену. Тогда и состоялась наша встреча с Мушвигом Аббасовым. До того времени все шутки и репризы подбирал и сочинял я сам, но было сложно одновременно заниматься авторской работой и играть. С приходом к нам Мушвиг стал отвечать за тексты, сочинял и обрабатывал их. Постепенно мы совсем ушли с экрана из-за нехватки времени и стали выступать с сольными концертами.
- У вас есть свой зал, где вы готовитесь к концертам, разучиваете новые номера и вживаетесь в роли?
- В офисе нашей небольшой компании и проходят все репетиции. Зала, а уж тем более театра у нас нет. Да и особой надобности мы в нем не видим. Единственно, перед концертами берем в аренду небольшие залы, чтобы на сцене все окончательно отработать.
- Ваш дуэт очень напоминает некогда популярную на российском телевидении программу «Городок». Это случайное совпадение или вы специально создали нечто похожее?
- Это связано напрямую. Я даже помню случай, произошедший в 2001 году. Мы тогда выступали в Санкт-Петербурге с гастролями и познакомились с артистом, который работал с этим дуэтом. Я попросил связать меня с ними. Разговаривая по телефону с Ильей Олейниковым, я поблагодарил его за эту передачу и рассказал, что мы открыли у нас нечто подобное. Он позитивно воспринял мои слова, сказал: пожалуйста, сочиняйте, снимайте, мы только рады. Так что идея создания «Бу шехерде» изначально возникла благодаря передаче «Городок».
- У вас много героев, причем не всегда положительных, - никто не обижается на персонажей со сцены?
- Редко кто признается, что узнал в них себя. Никто из гаишников или врачей не может сказать, мол, этот персонаж - я. Они обо всех в целом. Иногда говорят: хватит высмеивать учителей и врачей. Но если не они, то кто же? Мы смеемся над всем, что нас окружает: над нашей жизнью, бытом, городом, а главное - над самими собой.
- Если вам придется уйти со сцены, кем бы вы могли быть?
- В детстве я мечтал стать милиционером. Но не таким - одетым форму и с большим животом, гуляющим по улицам. Хотел, чтобы никто не знал, что я милиционер, в каком-то секретном отделе, что ли. Но это детские мечты. А в жизни у меня есть профессия - сварщик 4-го разряда. Сам сдал экзамены и даже работал по этой специальности. Когда-то мастерил интересные вещи, которые выставляли на ВДНХ.
- А сейчас совсем забросили?
- Нет, иногда и сейчас могу сделать что-нибудь для своих друзей. Но это бывает очень редко, так как отнимает много времени и сил. Хотя создавать что-то благодаря своим фантазиям мне, честно говоря, нравится, и кто знает, может, в будущем я еще вернусь к этому непростому, но очень увлекательному занятию.
- В крайнем случае будет чем на пенсии заняться...
- Да уж (смеется). А еще я - профессиональный водитель, смогу, если что, стать водилой. Больше никем себя представить не могу.
- Вы совершили хадж в Мекку и сейчас ведете праведную жизнь. Что послужило толчком к переменам?
- В один прекрасный день я проснулся с мыслью, что Бог дал мне все, что я у него просил, и теперь я должен вернуть ему хоть что-то. Никакого толчка к этому, типа аварии, не было. Я просто понял, что это надо сделать. Если я мусульманин, то должен жить по законам шариата. Слава Богу, что я сам до этого додумался. Начав совершать намаз, я даже плакал: почему раньше этого не делал? Сейчас ни я, ни Джошгун не пьем, не курим, делаем намаз и стараемся блюсти все правила шариата. Среди нас пока только Мушвиг никак не может к нам присоединиться, и хотя в душе он очень верующий человек, пока не готов к такой жизни…
Мушвиг Аббасов
- Как рассказал Рафаэль, вы - троица не разлей вода. Как произошла судьбоносная встреча?
- Я тогда работал сценаристом «Парней из Баку» и у нас был общий друг. Однажды он мне сказал, что ребятам со «Спейса» из программы «Бу шехерде» нужен сценарист. Там и произошло наше знакомство, которое вылилось в плодотворное сотрудничество. Сейчас мы регулярно готовим по два концерта в год: один - осенью, ко дню рождения нашего коллектива, а второй - в марте, посвященный женщинам. Помимо этого наша творческая группа сняла несколько фильмов: «Поезд Москва-Баку», «Джимми»…
- Опишите своего зрителя - какой он?
- Мы не случайно назвали свой концерт «Аиляви» («Семейный»). Из года в год убеждаемся, что на наши выступления люди приходят семьями. Это, конечно, и нам плюс. Сейчас мало мероприятий и проектов, куда зритель может прийти с женой, с родителями, с детьми. Порой им бывает просто стыдно за то, что происходит на сцене. У нас, слава Богу, такой проблемы нет. К нам могут прийти и с тещей, и невеста с женихом, и отец с дочерью, и никому не будет неловко. И пусть наши шутки не всегда так уж смешны, но это не пошло. Наш зритель не ограничен возрастом или семейным положением. Все с одинаковым интересом идут на наши концерты. Но если откровенно, то обычно в зале больше, конечно, представительниц прекрасной половины, учитывая число женских образов в нашем сценарии. А женщинам, как известно, нравится наблюдать, как мужчины обсуждают их проблемы.
- Трудно сейчас рассмешить публику?
- Очень. И с каждым годом все труднее. Во-первых, остается все меньше тем, которые мы еще не затронули, а повторяться мы не любим. Мы ни у кого не одалживаем шутки и не заимствуем что-то из других проектов.
- В чем же вы черпаете вдохновение на протяжении стольких лет?
- Все шутки, которые звучат со сцены, нам дарит наш народ. Это то, с чем мы ежедневно сталкиваемся, просто нужно быть внимательнее к происходящему вокруг. Ради поиска новых шуток мы можем пойти в общую баню или на свадьбу, часто просто гуляем по городу. А год назад ночью спустились в метро за новыми впечатлениями.
- Для вас поездка в городском транспорте, видимо, в диковинку... И много смешного увидели там?
- Слава богу, у всех нас уже есть машины, и мы давно не пользуемся общественным транспортом. Но решили прокатиться в метро и посмотреть, что нового там происходит. Однако разочаровались: все то же, что и раньше, правда, стало больше рекламных щитов. Так что клада в бакинской подземке для нас не нашлось. Очень плодотворными оказываются походы на провинциальные свадьбы или торжества в шатрах. Оттуда мы обычно возвращаемся с материалом на несколько концертов.
- До интервью вы сказали, что никогда не выйдете на сцену в качестве актера. Почему так категорично?
- Я же не профессиональный актер, чтобы выступать на сцене. В кругу друзей могу делать смешные пародии, но только в узком кругу. На сцене я выступать не смогу - не получится. Сейчас многие выходят на сцену, но это, честно говоря, сплошная порнография. Каждый должен заниматься своим делом и на своем месте.
- Дружите с кем-нибудь из отечественного шоу-бизнеса?
- Мы со всеми поддерживаем хорошие отношения, но в шоу-бизнесе у нас друзей нет. Наши друзья - люди совсем из другой сферы. В то же время мы ни с кем не враждуем, просто поддерживаем приятельские отношения.
- Помимо концертов в Баку вы часто выступаете и за пределами Азербайджана. Какие основные пункты в вашем райдере, которые вы не измените никогда?
- Самое главное наше требование - мы не выступаем перед жующей публикой. Никогда не выступали и не будем выступать в ресторанах. Если получаем такое предложение, то наш ответ однозначный - нет, независимо от гонораров. Только в залах, пусть это будет небольшой Дом культуры, но чтобы там была сцена. В ресторанах платят раза в три больше, но мы принципиально не соглашаемся. Также мы не выступаем на свадьбах и в шоу-программах. Наш жанр этого не позволяет. Мы всегда просим, чтобы нам предоставили проводника для осмотра города, в который приехали. В райдере мы также указываем, что номера наши должны быть раздельными, не президентские, конечно, обычные, главное - чтобы нас оставили в покое. Часто после концертов за рубежом собираются наши соотечественники и пытаются нас напоить. Но ребята не пьют, и вся нагрузка ложится на меня. Поэтому мы хотим после концерта спокойно отдохнуть.
И напоследок хочется напомнить: концерты юмористов пройдут 6-8 марта на сцене Дворца Гейдара Алиева.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
banner

Советуем почитать