• суббота, 20 Апреля, 12:51
  • Baku Баку 23°C

Со щитом или на щите?

16 марта 2016 | 11:01
Со щитом или на щите?

ПОДРОБНОСТИ
Верховный главнокомандующий России Владимир Путин издал долгожданный указ о начале вывода основных сил российской группировки из Сирии.
Мотивировка такова, что задачи в целом выполнены. Но прежде состоялась его встреча с главой МИД Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу.
По ходу выяснилось, что при поддержке российской авиации сирийские войска освободили свыше 400 населенных пунктов и более 10 тыс. кв. км. территории страны, охваченной гражданской войной. Авиагруппа уничтожила свыше 209 объектов нефтедобычи и переработки, а также более 2 тыс. средств доставки нефтепродуктов, находящихся под контролем так называемого «Исламского государства» (ИГ), что означает полную остановку ресурсного обеспечения террористов. Кроме того, удалось уничтожить свыше 2 тыс. боевиков - выходцев из России, в том числе 17 полевых командиров.
Министр обороны также подробно рассказал президенту об успехах в отдельных регионах. «Установлен контроль над нефтегазовыми полями вблизи Пальмиры, три больших поля, которые на сегодняшний день приступили к функционированию в повседневном режиме», - сказал он.
Почему уносят ноги?
Помнится, месяц назад на одной из пресс-конференций Лавров настаивал на том, что авиаудары не будут прекращены, «пока мы реально не победим террористические организации ИГ, «Джабхат ан-Нусра» и им подобные». Однако тот факт, что основная масса ударов была нанесена по сирийским повстанцам, выступающим против правительства Башара Асада, а не против ИГ и «Аль-Каиды», заставляет предположить, что цели российской операции в Сирии, были иными.
Москва была намерена предотвратить смену режима, разрушить планы Вашингтона по изоляции РФ, доказать, что она более надeжный союзник, чем США, предложить новый внешнеполитический спектакль российской публике, утомленной от войны в Украине, а также спровоцировать повышение биржевых цен на нефть. Были и промежуточные наметки типа проверки современного вооружения в боевых условиях.
Но добились ли русские желаемого, вот в чем вопрос - ИГ не только не разгромлено, более того, «цветет и пахнет», да и Асад окончательно не восторжествовал даже в Дамаске, не говоря о разделенной боевиками периферии, а судьба его неизвестна. Говорить о том, что Москве удалось в полной мере выйти из изоляции, тоже не приходится, более того, мировые цены на нефть не поднимаются выше $40 за баррель.
Налицо серьезные потери, в том числе материальные, технические, людские, имиджевые (гибель мирных жителей Сирии), вконец испорчены отношения с Турцией при сближении последней с Украиной, а это чревато для Кремля серьезными последствиями. Потому неудивительно, что северный сосед воспользовался первой же возможностью, чтобы выбраться из «болота», засосавшего было страну в трясину второго Афганистана. А ведь угроза этого была вполне серьезной.
Кстати, «друг и брат» Тегеран фактически умыл руки, выведя из конфликтной зоны части Корпуса стражей исламской революции (ударную наземную силу, помогавшую Асаду закрепиться и перейти в наступление).
Между трех огней
Русские не впервой на глазах у всех бесславно покидают страны Ближнего и Среднего Востока (вспомним Ирак, отданный на растерзание американцам, Афганистан - на откуп талибам). Как и тогда, сейчас они также оказались сразу перед несколькими угрозами. С одной стороны, отчетлива перспектива эскалации конфликта с участием наземных войск Турции и арабских монархий Залива при совершенно другой цене вопроса для Кремля, с другой - Асад, окрыленный успехами, достигнутыми благодаря ВКС РФ, замахнулся на «освобождение всей Сирии», что похоронило бы возможность замирения действующих сторон.
Некоторые эксперты называют решение Путина неожиданным, но оно вряд ли спонтанно и не могло состояться без соответствующей мизансцены в виде переговорного процесса между правительством Асада и оппозицией, предпочтительно под эгидой ООН, что давало шанс России сохранить лицо.
Но лишение диктатора поддержки ВКС РФ значит, что он будет вынужден проявлять больше реализма и сговорчивости на переговорах - то есть, согласно утвержденной в ООН «дорожной карте» он обречен покинуть свой пост, и это будет выбор самих сирийцев, как о том любят повторять в Москве и Тегеране.
Экспертное мнение
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, Путин устроил в Сирии демонстрацию военной силы, расчитывая, что это поможет ему, в частности, избавиться в перспективе от санкций:
- Указ о выводе войск показывает, что его цель заключалась в стабилизации (как минимум сохранении) режима Асада и разгроме противостоящих ему прозападной и протурецкой оппозиции, но не в борьбе с ИГ, сохранившем свои позиции и инфраструктуру. Теперь в Сирии остались лишь советники, а также отряды ливанской «Хезболлах», то есть даже аятоллы в Тегеране поняли, что чуть не попали в трясину, где иностранным легионам ни победы, ни стабильности в обозримом будущем не достичь. Кроме того, стали реальными риски непосредственного столкновения с Турцией, за которой маячит НАТО.
Противопоставить себе Саудовскую Аравию, с которой желательно договориться о цене на нефть, также Кремлю рискованно, потому и решено было остановиться на полпути, что само по себе неплохо. При этом, в принципе, президент России решил задачу выхода из изоляции, в которую он попал после аннексии Крыма и событий в Донбассе. С ним во всяком случае официально разговаривает руководство и США, и Евросоюза, хотя и санкции снимать не спешат. Так что реальная демонстрация военной мощи в Сирии все-таки помогла осознанию Западом того, что с Кремлем лучше договариваться.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать