• пятница, 29 Марта, 09:59
  • Baku Баку 5°C

Не все то золото…

17 марта 2016 | 15:00
Не все то золото…

НА ЗЛОБУ ДНЯ
Стоимость золота на торгах продолжает циклично снижаться на фоне ожидания инвесторами заседания Федеральной резервной системы (ФРС) США по вопросу монетарной политики. Цена апрельского фьючерса на золото на нью-йоркской бирже Comex опустилась на $15,7 (на 1,25%, что весьма серьезно), составив $1243,7 за тройскую унцию.
Если помнит читатель, заседания ФРС всегда чреваты какими-то изменениями в мировой финансовой системе. Так, в декабре многие национальные валюты просели именно после утверждения базовой процентной ставки на уровне в 0,25-0,5%, воздержавшись от ее повышения в условиях сохраняющейся нестабильности на мировых рынках.
Перепады сказываются и на нас
Не только сами заседания ФРС, но даже ожидания дискуссий приводят к росту доллара, а его укрепление делает золото, торгуемое в этой валюте, дороже для держателей любых иностранных денег, хотя бы частично привязанных к баксу. Особенно это ощутимо для стран, чей экспорт завязан на торговле углеводородами.
Практика показывает, что в Азербайджане нет разницы, дешевеет золото на бирже или, напротив, дорожает, и это во многом связано с тем, что пока не разработан механизм контроля над деятельностью розничных продавцов. А ведь это актуально, поскольку подорожание популярного «желтого металла» существенно облегчает кошельки граждан - в масштабах страны ежегодно в брак вступает примерно 80 тысяч пар, кроме того, есть помолвки, дни рождения представительниц прекрасного пола, да и желание подарить ювелирное изделие возлюбленной, матери или сестре никто не отменял.
Как сказал корреспонденту газеты «Каспiй» эксперт общественного объединения «Содействие экономическим инициативам» Самир Алиев, востребованный продукт независимо от места производства основательно подорожал еще в середине декабря. «Один грамм изделия 750-й пробы в магазинах сегодня стоит от 80 до 100 манатов, хотя раньше за него просили более чем вдвое меньшую сумму. Чуть меньший рост (до трети стоимости) цен наблюдается на драгметалл 585-й пробы и бриллиантовые украшения. Мы проводили мониторинги в знаменитом ЦУМе, и выяснилось, что покупатели не готовы к резким скачкам стоимости, потому большинство витрин пустует. Но ведь и продавцам некуда деваться, не могут они сбавить цены себе в убыток, вот и вынуждены сворачивать торговлю. Кроме того, есть опасность дальнейшего подорожания, и связано это отнюдь не с наступающим Новруз байрамы, а с тем, что на многих объектах почти продана старая партия товара. И неизвестно, по какой цене поступит новая партия», - говорит специалист.
По словам эксперта, с одной стороны, подорожание - благо, так как покупатель не будет «охотиться» за любым маняще блестящим предметом, станет привлекать к покупке опытных в этом деле родственников, но для массового покупателя это трагедия, поскольку одно только свадебное колье из белого «дубайского» золота с бриллиантами поднялось до уровня стоимости подержанного автомобиля (3,5 тыс. манатов и выше).
Случаи из жизни
Как обычно, пристрастием к «вечному металлу» отличаются женщины, но сегодня им приходится отказываться от приглянувшегося товара, причем иной раз после советов самих (наиболее совестливых) продавцов. Одной из
влюбленных пар в том же ЦУМе понравилось дорогое изделие, но девушка безуспешно пыталась отговорить любимого от покупки, мол чересчур неподъемная для их бюджета цена. После тщетных попыток отговорить суженого, она решила после свадьбы продать его и взять квартиру под ипотечный кредит. В это время в разговор вмешался продавец: «Я верующий человек, потому скажу вам искренне - покупайте только в том случае, если навсегда хотите хранить изделие у себя, но если вы желаете продать его сразу после свадьбы - никто уже вам не даст за него такую сумму денег, в лучшем случае вам всего лишь предложат за него цену «лома» - вдвое дешевле того, что вы отдадите сейчас».
Как уже было сказано выше, с подобным обстоятельством в масштабах страны ежегодно сталкивается минимум 160 тыс. молодых людей. И, поверьте, большинство невест, в отличие от нашей героини, поступают наоборот, т.е., максимально воспользовавшись старинным обычаем закупать золото перед свадьбой, стараются приобрести как можно больше ценного товара - на всякий случай.
Примерно 55 тыс. женихов из регионов страны приобретают в дар невесте золотые украшения в среднем за 3 тыс. манатов, а городские парни из Баку, Гянджи, Сумгайыта и Абшерона преподносят в подарок невесте ювелирные изделия по средней цене в 5 тыс. манатов. Таким образом, ежегодно девушки, собирающиеся обзавестись семьями, получают в совокупности золотые изделия на общую сумму 300 млн манатов по нынешним расценкам. А ведь с момента приобретения эти изделия для них обесцениваются примерно наполовину. Потому что в глазах потенциальных покупателей превращаются в «лом». Таким образом, чем дороже изделие, тем выше и процент потерянной суммы.
Экономический аспект
Упомянутое обстоятельство, приведенное на примере лишь одного сегмента отечественного рынка драгоценных металлов, разносит в местных условиях вдребезги укрепившееся в мире мнение экономистов о том, что золото, помимо всего прочего, является еще и средством накопления. То есть, дорожает оно у оптовиков и розничных продавцов, а вот, попав к конечному потребителю, дешевеет, как минимум, вдвое. Проблема в том, что ювелиры не доверяют даже пробным печатям изделий из драгметаллов и боятся понести ущерб, а большинство их по старинке, определяют пробу изготовляемого изделия приблизительно, «на глаз», добавляя в золото сплав меди или серебра. Причем каждый ювелир предпочитает придерживаться своего подхода, потому проба во многих случаях оказывается ниже ожидаемой покупателем нормы.
Не секрет, что во многих ювелирных магазинах нет даже специальных измерительных приборов, а соответствующее оборудование контролирующих ведомств в ходе проверок легко определяет пробу и при выявленных несоответствиях изделия конфискуются. Поэтому магазины предпочитают работать лишь с доверенными ювелирами и не желают рисковать, продавая приобретенные у населения изделия. В результате, население может продавать изделия лишь ювелирам, причем за полцены.
Есть еще одна проблема местного рынка - здесь (в местах розничной торговли) зачастую можно встретить поддельные изделия, проба которых не соответствует заявленной надписи шариковой ручкой. Помнится, лет 8 назад рынок был буквально завален продукцией якобы 583-й пробы, пользовавшейся большим спросом в советские времена. После этого конфликта контролирующие органы провели рейды, в результате которых из оборота была изъята значительная часть «левого» золота, и теперь его доля на рынке не превышает 10%.
Но население не убедишь в эффективности рейдов, потому оно, обжегшись на многочисленных фактах подделок, перестало доверять местным ювелирам, отдавая предпочтение зарубежной продукции. «Ушлые» покупатели требуют сертификаты от ювелирных домов того же Дубая, Голландии либо Италии, однако местные умельцы и из этой ситуации нашли выход - посредством современной компьютерной техники они создают фальшивые ярлыки, похожие на международные сертификаты и приобщают к изделиям. Или же, например, в качестве образца привозится из Дубая определенное ювелирное изделие с оригинальным сертификатом, затем здесь изготавливаются местные аналоги этого изделия, к которым пришиваются уже фальшивые сертификаты.
Как быть?
Как правило, цены на оригинал и местные «дубликаты» резко разнятся. К примеру, оригинальный вариант комплекта из белого золота, предлагаемого в ЦУМе, в том же эмирате Дубай стоит не менее 7 тыс. манатов, так как в его состав вводится дорогой палладиум. Наши же мастера предпочитают для снижения себестоимости разбавлять этот вид золота относительно недорогим никелем.
Это и заставляет многих приобретать импортные товары на основе заказов, а некоторые розничные продавцы сами (без посредничества местных оптовиков) начали завозить товары из-за рубежа, причем с наличием реального сертификата.
Кстати, согласно официальной статистике, объем оптового производства ювелирных товаров в масштабах страны составляет не более 20 млн при нынешнем обороте в 300 млн манатов, а это значит, что львиная доля ювелирных услуг по недосмотру так или иначе не подпадает под налоговые проверки. И все же рынок сужается при реальном перепроизводстве, поскольку то, что компании произвели, даже перейдя с золота на более дешевое серебро, не находит спроса.
То ли рынок затоварен, то ли покупательская способность существенно понижена, однако эксперты полагают, что примерно четверть производителей либо «затаится» в ожидании лучших времен, либо переквалифицируется на изготовление реально дорогого товара, так как спрос на ювелирную продукцию сохраняется в двух ценовых сегментах - самом низком и самом высоком. Что характерно для периода кризиса. И то верно, лучше делать качественный по мировым стандартам продукт - тогда, может, и покупатель вернется к местному производителю.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать