• вторник, 23 Апреля, 11:44
  • Baku Баку 20°C

Геополитический референдум

18 марта 2016 | 11:59
Геополитический референдум

ВЗГЛЯД
Политическая ситуация в Молдове, характеризующаяся борьбой власти с оппозицией, продолжает оставаться сложной. Так, недавно парламент страны утвердил отставку главы и первого вице-президента Нацбанка республики Дорина Дрэгуцану и Марина Молошага. Отставка руководства Нацбанка Молдавии - одно из требований оппозиции, которая уже полгода проводит антиправительственные акции протеста в Кишиневе. В то же время парламент обсуждает вопрос о доверии министру обороны Анатолию Шалару, чьей отставки также требует оппозиция в связи с его заявлениями о необходимости вступления в НАТО и объединения с Румынией.
На существующее противостояние оказывает свое влияние и решение Конституционного суда (КС) РМ о возвращении прямых выборов президента республики.
О ситуации в Молдове, положении власти и оппозиции, перспективах президентских выборов в интервью газете «Каспiй» рассказал историк, политолог, депутат парламента Республики Молдова в 2010-2014 годах Зураб Тодуа.
- На днях парламент Молдовы отправил в отставку президента и вице-президента Нацбанка республики. Также ожидается скорая отставка министра обороны. Как известно на отставке этих лиц настаивала оппозиция. Означают ли вышеприведенные отставки победу оппозиции?
- Оппозиция может записать это себе в актив, но лишь отчасти. Правящая в Молдове группировка пошла на этот шаг, прежде всего, по требованию Вашингтона и Брюсселя. После исчезновения 1,3 млрд. долларов (15 % ВВП) из государственных банков страны осенью 2014 года Запад хотел бы сделать финансовую систему Молдовы более предсказуемой и прозрачной. Это желание объяснимо - внешние партнеры РМ хотят знать, как расходуются государственные средства. Пока эти и другие вопросы не будут прояснены, МВФ и других международные финансовые институты не возобновят финансирование Молдовы.
- Как вы расцениваете решение Конституционного суда Молдовы по возвращению прямых выборов президента? Означает ли это, что Молдова уже больше не будет парламентской республикой?
- Решение КС от 4 марта (признание не соответствующим Конституции изменения законодательства, в результате которых в 2001 году Молдова перешла на выборы президента в парламенте) до предела запутало внутриполитическую ситуацию в республике. Во-первых, КС в другом, правда, составе в 2002 году признал эти изменения законными. И как водится, это решение суд назвал окончательными и без права обжалования. 4 марта 2016 года КС проигнорировал это обстоятельство и тем самым создал прецедент, когда даже самое «окончательное» и бесповоротное его решение можно будет пересмотреть в будущем.
Во-вторых, многие эксперты в области права считают, что КС превысил свои полномочия. Он призван проверять принимаемые парламентом законы на соответствие Конституции, и не более того. Своим решением КС грубо вмешался в функционировании политической системы страны, поставив под вопрос 16 прошедших лет и законность избрания на должность президента Владимира Воронина (дважды - в 2001 и 2005 гг., и Николая Тимофти в 2012 г.).
В-третьих, КС своим решением предложил вернуться к прямым выборам главы государства, но сохранил при этом правило, действующее с 2001 года, согласно которому президентом может стать гражданин Молдовы, достигший 40-летнего возраста. До 2001 года на пост президента можно было претендовать уже с 35 лет.
Эксперты полагают, что КС сделал это специально, чтобы отсечь от предполагаемой предвыборной кампании лидера оппозиционной «Нашей партии» Ренато Усатого (ему 37 лет), который, согласно социологическим опросам, сегодня обладает наиболее высоким рейтингом доверия среди населения. Допустимо ли в сиюминутных интересах изменять Конституцию так, как вздумается тем, кто у власти - вопрос риторический.
Полагаю, рано говорить о том, что Молдова перестанет быть парламентской республикой. Пока еще не ясно, состояться ли эти прямые выборы. Я думаю, если что-то пойдет не так в ходе предвыборной кампании, правящей группировке ничего не стоит еще раз изменить «правила игры», как они уже не раз делали.
Кроме того, президент по-прежнему обладает в республике ограниченными полномочиями. И если он все-таки будет избран в ходе прямых выборов, Молдова немедленно вернется к реалиям 90-х годов, когда борьба между парламентом и президентом за полномочия была едва ли не основным содержанием внутренней политики.
- Как известно, за это выступала и оппозиция. Означает ли этот шаг КС то, что власть пошла на уступки оппозиции в этом вопросе?
- Решение КС стало неожиданным для оппозиции. Если до 4 марта она была единой в своем требовании досрочных выборов, то теперь о единстве осталось лишь только воспоминание. За две недели лидеры оппозиции успели разругаться вдрызг. И все потому, что одни (Игорь Додон и Андрей Нэстасе) рассчитывают поучаствовать в президентской гонке, другие (Ренато Усатый) этого сделать не могут. В результате массовых акций протеста объединенной оппозиции в январе правящая группировка едва не была отстранена от власти.
Теперь, соблазнившись возможностью добежать до заветного президентского кресла, лидеры оппозиции и не помышляют о протестах. Данная ситуация навела некоторых политологов на мысль, что вся затея с решение КС была призвана главным образом внести раскол в ряды оппозиции и дать власти запас времени для того, чтобы решить текущие проблемы и укрепить свое положение.
- Кто имеет реальные шансы на то, чтобы стать президентом?
- Если прямые президентские выборы не будут отменены, например, под предлогом, не обязательно неодобрительной, а просто уклончивой реакции Венецианской комиссии или каких-либо других европейских структур, то ситуация с кандидатами следующая.
На правом фланге очевидного фаворита нет. Там вероятнее всего выдвижение нескольких кандидатур: бывший премьер-министр Ион Стурза, бывший министр образования Майя Санду, выдвиженцы Демократической партии (которая сегодня является фактически правящей в Молдове) - Андриан Канду, Мариан Лупу, возможно нынешний министр образования Моника Бабук, лидер оппозиционной партии Платформа DA Андрей Нэстасе. Возможно, правые попытаются договориться и выдвинуть единого кандидата.
На левом фланге ситуация иная. Там пока главным претендентом является лидер Партии социалистов Игорь Додон. Выборы обязательно станут одновременно своеобразным референдумом о симпатиях граждан по геополитическому признаку Восток-Запад, так, как это было в 90-х годах.
Во втором туре состязаться будут прозападный кандидат (представитель правого фланга) и провосточный кандидат (представитель левых политических сил). Но, повторю еще раз, если в ходе этого забега что-то пойдет не так, правящая группировка вероятнее всего изменит правила игры. Я не думаю, что Демократическая партия, которая в настоящее время располагает большинством в парламенте, а ее представитель возглавляет правительство, будет безразлично наблюдать за тем, как пост президента будет уплывать к тому кандидату, который с ее точки зрения является «несистемным», то есть не находится под контролем ДПМ.
- Что оппозиция может противопоставить действиям властей?
- Оппозиция сейчас в крайне сложном положении. Я уже отметил, что она вновь раздробилась, потеряла инициативу и согласилась играть по правилам, которые ей предложены властью и которые возможно будут изменены, когда все будут вовлечены в предвыборную кампанию, потратят средства, «засветят» все свои возможности и резервы.
В идеале оппозиции следовало бы вновь объединить свои усилия и совместно выработать стратегию и тактику действий. Но сейчас это уже невозможно. Лидеры оппозиции сегодня мне напоминают азартных игроков, которые засели играть в рулетку, не удостоверившись в том, не начинил ли хозяин казино их стол хитроумной техникой.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать