• четверг, 25 Апреля, 00:03
  • Baku Баку 19°C

Персона грата

16 апреля 2016 | 12:52
Персона грата

ЛИЦА
Всякий раз, просматривая местные газеты и почти обязательно встретив в какой-нибудь из них статью со знакомой подписью - Фикрет Садыхов, спешу поскорее прочитать ее. И не только потому, что она посвящена волнующему меня актуальному вопросу. Нет, дело не только в этом. Взявшись за разработку той или иной темы, этот автор умеет вникнуть в нее, копнуть поглубже и основательнее и изложить свои мысли настолько четко, точно и, если так можно сказать, применительно к стилю письма, прозрачно, что никакого недопонимания публикация никогда не вызывает. Это, конечно, мастерство, и приходит оно далеко не сразу и, увы, не ко всем.
…С Фикретом Ягуб оглу Садыховым мы знакомы давно. Когда в 1987-м я пришла в АзерТАдж, успев уже 33 года отслужить журналистике в двух газетах - «Бакинском рабочем» и союзных «Известиях» - он, в принципе, достаточно молодой еще человек, не достигший, кажется, и сорока лет, был заместителем генерального директора этого государственного информационного агентства.
Случилось так, что именно с ним первым, я и встретилась здесь. Разговор у нас получился чисто деловой - чем мне заниматься в агентстве и как мне, газетчику, привыкшему писать аналитические, проблемные материалы, очерки о людях и, как правило, чаще большие по объему, лучше освоить информационный жанр…
Фикрет Садыхов мне сразу понравился: я обратила внимание на его внутреннюю собранность, что я всегда ценю в людях, он говорил конкретно и уверенно, со знанием дела, которым занимается, умело формулируя то, что ему хотелось донести до меня. Выслушав его, я, естественно, тоже высказала свой взгляд на новую для меня миссию, поделилась мыслями… Словом, выходила я из кабинета заместителя генерального директора, показавшегося мне человеком весьма деликатным, истинным интеллигентом, вполне удовлетворенная беседой…
Тогда я, конечно же, не могла даже предположить, что он, этот самый человек, с которым я только что встречалась,- один из тех двух 10-11-летних неугомонных мальчишек (вторым, как выяснилось, был сын Бюль-Бюля - Полад), которые, ни много ни мало, несколько десятков лет назад носились по скрипучим деревянным лестницам одного из уже и тогда обветшавших домов старого Баку по улице Полухина, вызывая волнение участников проходящей здесь свадьбы, среди которых была и я.
А играл тогда свадьбу своему сыну, знаменитому пианисту Чингизу Садыхову, его отец - Гаджи Садыхов, выходец из шушинского рода, к которому имел самое прямое отношение и мой свекор, тоже носитель этой фамилии. И все мы были приглашены на торжество, тем более что незадолго до него началась и моя семейная жизнь, в чем в первую очередь «повинен» был Чингиз, познакомивший меня с тем, кто стал моим избранником…
Эта первая встреча в Азеринформе, как назывался тогда нынешний АзерТАдж, можно сказать, и положила начало нашим добрым с Фикретом Садыховым отношениям. И как оно бывает, очень скоро я многое знала о нем и все удивлялась тому, как же немало он успел сделать до прихода в агентство!
…Выпускник арабского отделения факультета востоковедения Бакинского государственного университета, Фикрет Ягубович, как привыкли называть его коллеги, заочно окончил еще и английское отделение Азербайджанского университета языков, учился в Центрально-Европейском университете Будапешта и на курсах Министерства иностранных дел СССР.
Работая в системе МИД и заслужив признание высококвалифицированного специалиста, направлялся в загранкомандировки. Чаще, будучи арабистом, - в арабские страны. В 60-е годы прошлого столетия, к примеру, служил в Генеральном консульстве СССР в городе Ходейда Йеменской Арабской Республики. В 70-е его направили на работу в Аден, столицу Народно-Демократической Республики Йемен. Затем довольно значительный отрезок времени он считался руководящим сотрудником Министерства иностранных дел Азербайджана: был вторым, затем первым секретарем, начальником Управления информации и печати. Кстати, свой первый дипломатический ранг - второго секретаря - получил за подписью тогдашнего главы МИД Советского Союза Андрея Громыко, видного дипломата, пользовавшегося огромным авторитетом в мире, чем Фикрет Ягубович очень гордится, и его можно понять.
Дипломатическая работа это - далеко не синекура. Фикрету Садыхову это известно не понаслышке. Как-то он вспоминал о том, что пришлось пережить им, представлявшим за рубежом свою большую тогда страну, в период ожесточенной гражданской войны, идущей в Йеменской Арабской Республике в 60-е годы прошлого столетия. В Генеральное консульство СССР в городе Ходейда, где работал тогда, как уже отмечалось, мой герой, поступила информация о том, что готовится захват генконсульства. Надо было на всякий случай вооружаться автоматами Калашникова. А как быть, если не имеешь опыта стрельбы из огнестрельного оружия? Пришлось признаваться в этом заместителю консула. В ответ прозвучали запомнившиеся на всю жизнь слова: «Возникнет опасность, будешь стрелять как снайпер». Рассказывает об этом ныне Фикрет Садыхов с юмором, хотя тогда было, конечно, не до смеха.
К счастью, ни автоматы, ни необходимость стать снайпером не понадобились, хотя в течение нескольких часов огромная толпа продолжала выкрикивать в адрес представителей СССР угрожающие лозунги…
Была еще и некоторая языковая трудность. Несмотря на то, что Ф.Садыхов, изучая арабский, всегда получал высокие оценки, однако и он иной раз, скажем, на каких-то переговорах с правительственной делегацией Йемена, чувствовал, что многого попросту не понимает. А дело было, оказывается, в том, что арабы, независимо от занимаемого положения, должности, говорят не на классическом арабском, который изучают в мире, а на своем собственном диалекте, в зависимости от места проживания, принадлежности к какой-то отдельной группе людей. Словом, пришлось переучиваться…
Наверное, это правильно, когда, работая в чужой стране, общаясь, в принципе, с людьми из совершенно иного мира, умеешь наладить с ними контакты, что всегда необходимо для положительного решения любого возникающего вопроса. Видимо, у Фикрета Садыхова это получалось. И прежде всего потому, как мне кажется, что, человек доброжелательный, не конфликтный, он относился к тем, среди кого работал, очень по-доброму. Арабы, говорит Фикрет муаллим, в принципе - люди благородные, а к тем, кто владеет их языком, питают особое тепло. Рассказывая о своей совместной с премьер-министром Демократической Республики Йемен в 70-е годы поездке на границу с Саудовской Аравией, где так же, как и сейчас, шли страшные бои, бывший дипломат, делясь воспоминаниями, вспомнил о том, как серьезно интересовался его спутник системой обучения в нашей республике арабскому языку, видимо, зная Азербайджан, высоко отзывался о нашем выдающемся руководителе Гейдаре Алиеве…
С немалыми сложностями приходилось сталкиваться Фикрету Садыхову и во время работы в МИД республики. Хотя республиканское министерство и не проводило, как известно, самостоятельной внешней политики, но оно несло ответственность за реализацию всех международных договоров и соглашений на своей территории, принимало участие в подписании этих документов, а также в организации масштабных конференций и конгрессов, в подготовке визитов глав государств и правительств, в составлении аналитических справок по актуальным вопросам. А еще его представители в составе делегаций выезжали за рубеж.
Вот, к примеру, в период своей деятельности в республиканском МИД дипломату в составе делегации довелось посетить Норвегию, Венгрию, Германию и другие страны. Понятно, что это были не праздные поездки. Иной раз приходилось серьезно поработать. К примеру, однажды, побывав в норвежском музее музыкальной культуры и обнаружив, что здесь не экспонируются азербайджанские национальные инструменты, хотя широко представлены все другие страны, члены делегации нашей республики, а если точнее - Фикрет Садыхов, возвратившись домой, немедленно исправил эту ситуацию - следствие чьего-то безразличия, а может, и злого умысла, - и срочно подготовленные образцы наших музыкальных инструментов были отправлены в советское посольство для передачи в музей.
Особая нагрузка легла на внешнеполитическое ведомство республики после Исламской революции 1978-80 гг. в соседнем Иране, когда приходилось встречать, сопровождать, оформлять документы и отправлять через азербайджанскую территорию на родину всех зарубежных дипломатов, и позже, в годы ирако-иранской войны, когда наши дипломаты препровождали миссии высокопоставленных посредников до Ирана. Среди них были весьма и весьма крупные государственные и политические деятели, например, глава Палестины Ясир Арафат, министр иностранных дел Кубы Исидоро Мальмиерка и другие.
Нашим дипломатам пришлось тогда, по воспоминаниям Ф.Садыхова, пережить немало неприятных минут. Дело в том, что в процедуре перехода гостями границы участвовали молодые грозные бородачи с автоматами, так называемые пасдараны, революционеры из корпуса стражей исламской революции. Они строго отслеживали все происходящее и как только переход завершался, в знак завершения миссии азербайджанских дипломатов поворачивали автоматы в их стороны. Прямо скажем, не очень это приятно...
В середине 80-х годов Фикрет Садыхов, как уже упоминалось, связал жизнь с государственным информационном агентством. Напутствуя его, тогдашний партийный руководитель республики Кямран Багиров говорил о возможности возникновения у него трудностей, связанных с работой под руководством такого непростого человека, которым считался возглавлявший в то время Азеринформ Ефим Григорьевич Гурвич.
Однако все оказалось не так, и Фикрет Ягубович с благодарностью говорит о совместной работе с этим большим журналистом, прекрасным организатором, у которого многому научился, чем, видимо, в некоторой степени следует объяснить довольно стремительный карьерный рост моего героя. Заместитель генерального директора, первый заместитель, наконец, генеральный директор - это уже начало смутных 90-х.
Это был также период наибольшей активизации творческой деятельности Садыхова, его заметно возросшего интереса ко всем связанным с общественно-политологическими вопросами темам. А переломным моментом для себя сам Фикрет Садыхов считает февраль 1988 года, события в Нагорном Карабахе, тот факт, когда словно потерявшие рассудок члены группы депутатов НКАО заявили о выходе автономной области из состава Азербайджана. Таким было начало большого политического процесса, спланированного частью руководства СССР во главе с Горбачевым.
Будучи тогда первым заместителем руководителя агентства, Ф.Садыхов по заданию ЦК срочно выехал в Степанакерт, где события принимали уже угрожающий характер, уже были жертвы, павшие от рук армянских экстремистов. Гикающая толпа пыталась перевернуть автомашину посланцев Баку.
По признанию, сделанному Фикретом Садыховым с огромной горечью, покидал он тогда землю, на которой выросло не одно поколение Садыховых, не предполагая, что по вине бывшего ставропольского комбайнера так надолго окажется отлученным от родины своих предков.
С той поры оружием борьбы публициста, политолога Фикрета Садыхова с оголтелым армянским агрессором стало его острое журналистское перо, его правдивое слово политолога. Предлагаемые им многочисленные публикации, интервью с различными политиками, комментарии, выступления по телевидению и радио по вопросам международных отношений, внешней политики обретшего в начале 90-х годов независимость Азербайджана и, конечно же, проблемам, связанным с армяно-азербайджанским конфликтом, вызывали и поныне вызывают глубокий интерес. В последние дни политолог дал целый ряд убедительных интервью российским телевизионным каналам, позволяющим себе самым бессовестным образом искажать все происходящее ныне на линии фронта между Азербайджаном и Арменией.
Неоднократно участвуя и выступая на заседаниях «круглых столов», на конференциях в стране и за рубежом, говоря о месте и роли Азербайджанской Республики в системе международных отношений, региональной безопасности, разоблачая агрессорскую политику армян, идущую вразрез со всеми нормами международного права и просто межчеловеческих отношений, наш соотечественник подчеркивает в своих публикациях, в выступлениях необходимость скорейшего урегулирования затянувшейся на долгие годы карабахской проблемы.
Все эти вопросы, а также в целом мудрая международная политика независимой Азербайджанской Республики, успешно осуществляемая Президентом Ильхамом Алиевым, становились предметом изучения на лекциях и семинарах, проводимых Фикретом Садыховым, ставшим с 1993 года профессором кафедры Бакинского института политологии и социального управления, а с 1996-го - профессором кафедры политологии и международных отношений Западного университета.
В активе у Фикрета Ягуб оглу - ряд интересных изданий. Он - автор книг «Дипломатическая практика и международный протокол», «Краткий дипломатический словарь», «Дипломатическая служба Азербайджана». С интересом был воспринят читателями сборник его публикаций в течение ряда лет в различных газетах нашей страны, объединенных под названием «Россия далекая и близкая. Взгляд из Азербайджана». Во всех составивших сборник материалах подчеркивается мысль, что азербайджано-российские связи строятся на двусторонней взаимовыгодной основе, имеют прочную базу, опирающуюся на различные договоры и соглашения, которые и определяют основные направления взаимодействия с этой одновременно далекой и близкой нам страной в различных сферах политического, экономического и гуманитарного сотрудничества.
У нашего коллеги, журналиста-политолога, члена Союза журналистов Фикрета Садыхова, имеющего дипломатический ранг советника, - ряд профессиональных, журналистских наград. Он - лауреат премии Гасанбека Зардаби и обладатель «Золотого пера», за соавторство в подготовке книги «Ходжалинский геноцид» (в цифрах и документах зарубежной печати) удостоен премии «Хумай». Надеемся, этот ряд наград пополнится и государственными. Ведь несмотря на то, что Фикрет Садыхов перешагнул недавно свой 70-летний рубеж, он не расстается с пером, из-под которого и рождаются его яркие, всегда вызывающие живой читательский отклик материалы.
Уверена, так будет еще долгие-долгие годы. И гарантия тому - негасимый интерес моего героя ко всему, что происходит в нашей совсем не простой жизни…
Эльмира АЛИЕВА,
заслуженный журналист Азербайджана
banner

Советуем почитать