• пятница, 29 Марта, 15:31
  • Baku Баку 14°C

Гибридное правительство

20 апреля 2016 | 12:00
Гибридное правительство

ВЗГЛЯД
В Украине после отставки премьер-министра Арсения Яценюка и возглавляемого им правительства, не произошло ничего экстраординарного: страна не впала в ступор, не произошло переворота или затяжного политического кризиса. Вместо этого, правящие партии одобрили кандидатуру нового премьера, предложенного президентом - спикера Верховной Рады Гройсмана, который быстро сформировал новое правительство.
О том, насколько это правительство будет устойчивым и успешным в интервью газете «Каспiй» спрогнозировал российский политолог, заместитель заведующего кафедрой постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин.
- Как вы оцениваете отставку Яценюка, и как она может отразиться на политической ситуации в Украине?
- Правительство Арсения Яценюка оставило трудное наследство. Достаточно посмотреть на показатели 2013 и 2015 гг. и сравнить их, чтобы понять, что произошло с Украиной в последние два года. ВВП сократился с $183 до $80 млрд, ЗВР - с $20,4 млрд до $13,3 млрд, инфляция выросла в разы и составила 43,3%, а увеличение зарплаты во многом было «съедено» той же инфляцией и падением гривны.
В какой-то степени в первый год работы прежнего правительства многое можно было списать на сложную военно-политическую ситуацию в Украине, однако с течением времени этот фактор снимался с повестки, а правительство, за исключением работы с МВФ и косметических успехов в отдельных отраслях, демонстрировало внутренние противоречия, зависимость от воли представителей олигархата, непрофессионализм.
Значительная часть граждан, примерно две трети, выражает мнение, что страна в целом движется в неправильном направлении, а перспектива новых выборов при этом не увлекает население, которое в значительной степени разочаровано. Это касается сторонников и такой партии, как Оппозиционный блок, и выступающих в поддержку евроинтеграции.
Итогом многочисленных консультаций как внутри страны, так и за ее пределами, прежде всего с американскими патронами, стал отказ от формирования технократического правительства, которое было бы равноудалено от парламентских фракций и имело бы иммунитет хотя бы на один год. Политическая система Украины и украинская элита сегодня оказалась не готова к такому варианту, который с экономической точки зрения, с позиции выведения страны из кризиса в большей степени соответствовал бы современным задачам. Особенно принимая во внимание тот факт, что создание правительства на основе широкой коалиции сегодня вряд ли возможно.
Западные партнеры Украины, которым, вероятно, ближе была бы кандидатура Натальи Яресько, а не Владимира Гройсмана, оценив все риски, согласились с формированием нового кабинета, во главе которого встал именно нынешний премьер и которое строилось бы по квотному принципу.
- Насколько мобильно новое правительство?
- Новое правительство вряд ли можно назвать коалиционным, да и о квотном принципе в отношении него можно говорить с определенным допущением. По сути, в Раде есть коалиция меньшинства, а Кабинет министров - это гибрид из кандидатов от двух парламентских партий и представителей региональной элиты, прежде всего родной для нового премьер-министра Винницкой области.
Главный минус нового кабинета в том, что он опирается на достаточно рыхлую и слабую коалицию в Верховной раде. При голосовании за новый кабинет в его поддержку высказались 206 депутатов. Таким образом, оставшиеся голоса в поддержку правительства - это голоса внефракционных депутатов, а также депутатских групп, которые имеют абсолютно лоббистский характер, таких как, например, «Возрождение».
Из этого следует, что уже с самого начала новый кабинет не имеет широкой поддержки. А коалиция, на которую он опирается, состоит из двух фракций - «Блок Петра Порошенко» (БПП) и «Народный фронт» (НФ), с явным преимуществом первого, и отличается внутренними противоречиями, причем не только по линии БПП-НФ, но и внутри самой БПП.
Такая коалиция будет вынуждена по многим вопросам обращаться за голосами именно к «олигархическим группам» типа «Возрождения». Так что простых голосований по законопроектам не будет. Естественно, что те же депутаты от так называемых «олигархических» депутатских групп не будут голосовать просто так и что-то попросят взамен.
Важный аспект, мимо которого никак нельзя пройти, - это личные амбиции Гройсмана. То, что он в ходе обсуждения вопроса о составе нового кабинета смог отстоять свои позиции, добиться включения своих людей, знакомых еще с винницких времен, а главное, не допустить назначения первым вице-премьером Виталия Ковальчука, говорит о том, что это человек с характером и политические амбиции у него достаточно большие.
Характерно, что во время местных выборов в Виннице политическая сила Гройсмана шла самостоятельно, а не под крылом президентской «Солидарности». Фраза «Я вам покажу, как управлять страной», произнесенная в стенах Рады, показывает, что у нового премьера уже сейчас есть серьезные политические планы, которые вполне могут не ограничиться премьерской должностью. Но такой резкий старт по-своему ставит нового премьера в трудное положение. Гройсман все же пока не имеет серьезного опыта работы на национальном уровне, да и среди членов нового кабинета есть люди, которые работали только на региональном уровне.
Учитывая сказанное, от нового премьера вряд ли стоит ждать дешевых пропагандистских заявлений и скандалов. Гройсман, продемонстрировав свою относительную независимость, тем не менее, вряд ли в течение полугодия будет идти на открытый конфликт с Порошенко. Такой конфликт в перспективе чреват досрочными выборами, а своей политической силы в общенациональном масштабе у Гройсмана нет.
- Саакашвили выдвинул ультиматум Порошенко, невыполнение условий которого приведет к отставке команды реформаторов. Будет ли ультиматум принят президентом и не скрываются ли тут личные амбиции экс-президента Грузии?
- Рейтинги Саакашвили достаточно высокие, но не настолько, чтобы считать его явным лидером. У него хорошая электоральная конъюнктура, но она хороша и у «Батькивщины». То есть, несмотря на свою харизму, скандальность и узнаваемость, у бывшего президента Грузии имеются довольно сильные конкуренты.
Саакашвили сейчас не выгоден Порошенко как политический проект, так как в значительной степени он отнимает голоса именно у БПП. И хотя недавно Саакашвили выдвинул условия украинской власти, при выполнении которых он (с командой разумеется), останется на своем посту, но на самом деле данная команда не продемонстрировала успехов в Одессе. Губернаторство в принципе не дало ему каких-то бонусов и теперь после отставки Яценюка критиковать оппонентов на данном этапе для Саакашвили станет сложнее. Несмотря на всю активность экс-президента Грузии, если этой осенью не состоятся досрочные выборы, то его шансы, попасть в парламент и стать фигурой общенационального масштаба довольно сомнительны.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать